Удивительно, как почти совпали выходы картин «Жена» и «Колетт» - фильмов столь непохожих, но так близко стоящих по своему посылу и даже сюжету. Обе киноленты рассказывают о бездарных мужьях-писаках и их талантливых женах, которые сбрасывают оковы творческого абьюза. Но «Жена» - ментальный триллер, психологичная драма, производит эффект бомбы замедленного действия. «Колетт» - плавная мелодрама с драматургически выверенной эволюцией персонажа, довольно-таки предсказуемая (ну ладно, «Жена» тоже предсказуема, но в такой уж век мы живем). Предсказуемая еще и потому, что это байопик. «Колетт» рассказывает о французской писательнице Сидони-Габриэль Колетт, члене Гонкуровской академии. Но фильм охватывает только ранние годы становления личности Сидони-Габриэль Колетт в исполнении чудесной Киры Найтли.
Рецензию на фильм «Колетт» начнем с сюжета. Совсем юная девушка, воспитанная в лучших традициях классической женской провинциальной гимназии, выскакивает замуж за столичного денди и донжуана – писателя Вилли (Доминика Уэста). Так обычно как раз кончаются все мелодрамы и женские романы про Золушку. Но сейчас все только начинается. Вилли этот – человек не очень богатый, потому что, прямо скажем, бездарный, зато владеет плантацией литературных негров. Кроме того, он не гнушается изменять молодой жене. Но та его по молодости и неопытности прощает, потому что любит. Правда, любит. Вилли будто продолжает испытывать судьбу, и заставляет женушку писать за него книжку. Книжка о трудностях взросления получается из личных воспоминаний Колетт, которая дает своему лирическому герою имя Клодин. Сей новый роман – откровение, бестселлер среди незамужних девушек. Клодин становится голосом нового поколения женщин. Поначалу труд Коллет выглядит как невинная помощь, но все лавры достаются Вилли, а тот делиться славой не спешит. Колетт начинает сопротивляться эксплуатации и мужу в писательском рабстве отказывает. До нее доходит, что с этой жизнью она в состоянии справиться сама. А в век, когда масляные лампы заменяют на электрические, даже если ты женщина, возможно многое: и косу отрезать, и роман с другой красоткой закрутить, и брюки носить, и в кабаре Moulin Rouge станцевать – в общем, все, за что мы славим век 21.
Трансформация героини происходит понемногу, от эпизода к эпизоду – сначала одно, потом другое. Так, постепенно доходит до голой груди на публике. Персонаж прекрасной и талантливейшей Киры Найтли мчится по пути эмансипации как поезд, под который когда-то бросилась ее другая героиня Анна Каренина – она-то тоже боролась за право жить как ей хочется и любить кого вздумается. Кончилось плохо – со Львом Николаевичем не забалуешь, но зато этот поиск свободы выглядел куда пронзительнее и тоньше. Здесь же перед нами классическая история селф-мейд-вумен в духе Кэрри Брэдшоу с головокружительной переменой нарядов (об этом позже).
Герой Доминика Уэста, изуродованный усами и мушкетерской бородкой, получился плоским и односложным. Да, он мерзкий тип и больше ничего – идеальный злодей-муж, блестяще справляющийся со своими обязанностями угнетателя и прохиндея. Он на контрасте с резво меняющейся Найтли, в общем-то, остается прежним в течение всех лет, которые демонстрирует нам фильм.
Это обидно. Такой актерский типаж понижен до фигуры-функции. Вилли от звонка до звонка играет свою неприятненькую, но важную роль. Без его латентной тирании Колетт не обнаружила бы в себе мощный талант. Будь Вилли идеальным мужем, стала бы она целоваться с другой и танцевать полуголой? Колетт нужен был повод для борьбы: для начала сгодился и собственный муж. Из-за этой картонности «мужское зло», шовинизм, тема дискриминации не выглядят такими уж ужасающими. Режиссер будто ностальгически нежно сдувает пыль с плакатов суфражисток и аккуратно кладет их на полку к другим антикварным безделушкам, вроде сегрегации. Хотя, как показывает действительность, проблема отнюдь не архаична. Так к чему эта несвоевременная романтизация? Русский слоган фильма «Красивая, дерзкая, гениальная», - звучит не громче рекламы тампонов. Гламурный феминизм столь же вреден, как и киношная война, где главный герой спокойно прогуливается под градом вражеских пуль.
И вовсе комичным персонажем выглядит маркиза Матильда де Морни – Мисси, в исполнении Денис Гоф. У Мисси серьезная физиономия, она ходячий феминистский манифест, это с ней у Колетт новомодный лесбийский роман. Зато у Уоша Уэстморленда, режиссера, занимавшимся в прошлом фильмами для взрослых («Транссексуальная Золушка»), неплохо получилось раскрыть тему обретения сексуального самосознания. Сфера чувственного – вот что на самом деле любопытно в контексте ценностной переориентации. Однако этому отведено не так много места.
Недостатки картины не портят впечатление от Киры Найтли в кадре (если вы любите Киру Найтли). Ее фирменный прищур волооких глаз сшибает наповал. Ей к лицу и конец 19 века, и начало 20. Даже две нелепые девичьи косы на старте эмансипации выглядят трогательно. Уош Уэстморленд и художница по костюмам Андреа Флеш великолепно продемонстрировали внутренние изменения Колетт через смену костюмов. В целом вышел отличный «Модный приговор» - красивый, эффектный, с выдумкой. Воспроизведение переломной эпохи также заслуживает внимание (и снова книксен художникам). Горячее дыхание прогресса ощущается героями. Но пока билет в будущее выиграла только Колетт – своенравная и трудолюбивая.
Смотреть этот фильм стоит всем поклонникам Киры Найтли, любителям экранизаций романов Джейн Остин, потребителям костюмированных мелодрам, тем, кто никогда не слышал о писательнице Сидони-Габриэль Колетт. Список можно продолжать. Но вы не увидите ничего нового или экстраординарного. Драматургия по всем законам, кадр по правилам золотого сечения, историчность, вехи биографии – все как надо. Это хорошо сделанное развлекательно-познавательное кино, качественный эдьютейнмент, не более того, но и не менее.
Оценка 6/10