Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Заповедник(2018)

Рецензия на фильм Заповедник (2018)

Фильм Матисон с Безруковым, но без Довлатова

Анна Матисон и Сергей Безруков

Есть такое актерское клеймо «Великий», после которого вообще ничего исполнять не рекомендуется. И Козловский, и Безруков успели наиграть ролей столько, что больше ни одна как следует прилипнуть не может. Смотришь «На районе», например, и ничего кроме физиономии Данилы Козловского не видишь: ни сюжета, ни других артистов, ни-че-го. То же самое с Безруковым. Может, дело в слабо прописанных образах, но персонаж не складывается, а как бы постоянно двоится между милиционером с березками из сериала «Участок» и Белого из «Бригады». Может дело в какой-то культурной травме, не знаю. Но из-за этого смотреть «Заповедник» тяжеловато. Кажется, Сергей Безруков и сам все отлично понимает, потому что изо всех сил пытается шутить и самоиронизировать. Но по факту "Заповедник" - фильм-презентация Безрукова-музыканта. Это не шутка. Актер ведь на самом деле собрал свою рок-группу под названием «Крестный папа» около полугода назад и даже записал альбом (его можно послушать в интернете, там же есть клипы). Из другого красноречивого киноопыта мы прекрасно знаем, человек, у которого есть все, может себе позволить петь как ему заблагорассудится. Да-да, это я о «Примадонне». Только в «Заповеднике» режиссер-жена Анна Матисон музыкальный статус мужа абсолютно легитимизирует. 

Начинается фильм, чей сценарий писался на основе одноименной повести Сергея Довлатова, с анекдотической и штампованной (мотоциклы, косухи, вот это вот все из девичьих фантазий) истории о спившемся рок-идоле Константине (Безруков). Тема алкоголя здесь нарочита подчеркивается. Но, увы, шутки про угар и последующее похмелья давно не смешны. А Костя, словно сошел с картины «Особенности национальной рыбалки». Пьет он при этом порой «Три топора», которые вмиг выдают декоративность происходящего. 

Итак, ближе к сюжету. Талант Кости загублен алкоголем и окружением. Жена (Евгения Крегжде) собирается уезжать с дочкой в Канаду. В безрадостной перспективе Костю ждет одиночество и нищета. Это немного отрезвляет нашего героя, и он находит работу в безумном местечке под названием «PushkinWorld» (заповедник в Михаловском). Там Костя попадает в цепкие лапы Галины – грозы всех экскурсоводов. Самые смешные (как и самые грустные) случаи нам преподносит сама жизнь. Тем и ценна проза Довлатова – своей неочевидной, глубокой ироничностью. Перенося на кинематографический язык, можно сказать, что это абсолютно Коэновский юмор – высшей пробы. Создатели фильма «Заповедник» либо так не умеют, либо такой цели себе и не ставили, либо подумали, что зритель - дурак. И Довлатовский мир чудиков (которые на поверку оказываются уставшими от жизни и своей бессмысленной работы людьми) превратился в балаган с Гошей Куценко в главной роли. Как балаган – это, пожалуй, смешно. Но гротеск, за которым не стоит особенной идеи, бесцветен и скучен. Заезженная история спившегося музыканта с приставкой рок предложить эту идею не в состоянии. А так, в принципе, можно похихикать над бакенбардами, дубом, гигантской головой из «Руслана и Людмилы». Но это не то, что предвкушается, когда слышишь имя Довлатова.

Цитаты из Довлатова так и остались цитируемым текстом. Скорее всего, даже тот, кто классика не читал, с легкостью почувствует закавыченность произносимого. Обворожительная, но при этом полная отчаяния проза в фильм не легла, она топорщится во рту у артистов и просится обратно в книгу. Поэтому многие сцены, назовем их эпизодами цитирования, смотрятся неловко, неказисто и жалко. Ту же неуютность от подделки вызывает в зрительской душе и музыка. Непритязательные тексты, написанные сценаристом Тимуром Эзугбая, неубедительные переборы на гитаре, сделанной из лопаты, слабый голос Безрукова-музыканта (вполне простительный для Безрукова-актера). Если это не самолюбование, то непонятно, зачем из фильма с претензией на Довлатова надо было делать мюзикл. Справедливости ради в рецензии на фильм "Заповедник" надо сказать, что если опустить и стерпеть все недочеты, то картина к просмотру подлежит вполне. 

Не ищите в киноленте голоса Довлатова, никаких особенных, новых смыслов не ищите тоже. Поглядите на глянцевую, но при этом хорошо и непошло сделанную картинку. Поулыбайтесь от души безыскусной доброй комедии. И ни в коем случае не примеряйте на себя алкоголические паттерны поведения главного героя! Лично мне понравилось, как создатели фильма не побоялись использовать полиэкран (а это же почти видео-арт получается!) – то ли из-за косяков во время съемок, то ли, правда, по специальной задумке, но разделение кадра на две части выглядит хорошим и смелым приемом. Приятна игра титульных актеров: Михалкова, Куценко, Семчев – тут ничего нового, но они правда по-своему смешные.

Хотя, пожалуй, сложно быть несмешным в матисоновском «Пушкин Ворлде». Но на их фоне откровенно неубедительно смотрятся третьестепенные персонажи, та же Софья Евстигнеева. Респект Матисон и команде за то, что они не стали дожидаться денежных подачек от официальных органов, которые в последнее время спонсируют совсем уж неадекватное кино. Средства на фильм собирали с помощью краудфандинга. «Заповедник» - кино адекватное (хочется добавить, что бывает и хуже) и под настроение симпатичное, особенно, если любить Сергея Безрукова и не читать Довлатова.  

Оценка 6/10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Заповедник(2018)