Метро (2012), История создания.
- Съёмки начались 6 мая 2011 года. С 9 по 25 октября прошли съёмки в Самаре. Первыми начали снимать эпизоды на «Бородинской». Из-за наличия бетонной пыли большая часть съёмочной группы носила респираторные маски. Актёры в перерывах между дублями тоже носили их. На недостроенных в тот момент железнодорожных путях возвели нечто вроде бассейна (чтобы создать эффект затопленности) и, поскольку в тот период на станции была очень низкая температура, актёры часто просиживали в нём в перерыве между съёмками (в бассейне для этого нагревали воду; в сцене драки Гарина и Константинова видно, что у Гарина от одежды идёт пар). Во время съёмки других водных сцен воду не нагревали и актёры носили под одеждами гидрокостюмы.
- В массовке были задействованы актёры самарских театров, в том числе около 800 самарцев снимались в групповых сценах.
- Самарский метрополитен выделил для съёмок один поезд, который сначала сняли в роли поезда 17-го маршрута (который уводят в обратную сторону от места катастрофы), а после — в роли поезда 42-го маршрута (который попадает уже в саму катастрофу). Для съёмок самой катастрофы был построен тоннель метрополитена в натуральную величину и протяжённостью в 117 метров, куда поместили настоящие вагоны метро, в которых снимались внутренние эпизоды и крупные планы. Для более масштабных сцен использовались уменьшенная декорация тоннеля в масштабе 1:3 длиной 20 метров с макетами вагонов такого же масштаба, которую установили в бассейне, а над бассейном дополнительно поставили резервуар с тремя тоннами воды. Причём при постройке уменьшенной версии не рассчитали соразмерность самой декорации с размерами кинокамер, из-за чего для некоторых эпизодов съёмочная группа вырывала куски декоративного потолка тоннеля, потому что иначе камера не пролезала между потолком и крышей вагонов. В этой же уменьшенной версии снимали эпизоды с гермодверью. Декорация шахты, где уровень воды поднимает героев до водостока, была построена в специальном резервуаре. Для актёров это была одна из сложных сцен, так как они находились фактически в настоящем замкнутом пространстве: съёмочная группа расположилась от них на некотором расстоянии, а камера была установлена на удлинённом штативе, который просунули в специально проделанную дыру в стене декорации. Катерина Шпица и Анатолий Белый испытывали во время съёмок этой сцены приступы клаустрофобии. В эпизоде, где вода резко спадает, стенки декорации поднимались вверх вместе с камерой, что создавало эффект резкого спада воды.
- Над визуальными эффектами (гигантские потоки воды, трёхмерная модель поезда, обрушения туннеля и закрытие хромакеев) под руководством VFX супервайзера фильма Бориса Луцюка работало пять студий: «Амальгама», «Piastro VFX», «Ulitka», «Main Road|Post» и «ALGOUS studio». Предварительную визуализацию сцены с крушением поезда создала студия «CGF». Всего было сделано около 900 шотов с эффектами, из них 400 — с имитацией воды. Саму сцену катастрофы снимали две недели.