В середине 90-х режиссер Эндрю Никкол заявил о себе добротным киберпанк-фильмом «Гаттака». Но с тех пор, каждый его проект становится все менее интересным и оригинальным. Новый фильм Никкола «Анон», увы, не стал исключением. По уровню исполнения он гораздо лучше бы смотрелся как один из эпизодов сериала «Черное зеркало», точно также выдающего банальности о том, как опасны современные технологии для здоровья человека.
В недалеком будущем государство научилось контролировать граждан, путем вживления в них специальных чипов. Теперь частные жизни людей доступны каждому, достаточно взглянуть на прохожего и вся информация о нем как на ладони. Естественно, это способствует снижению уровня преступности, расследовать дела проще простого: прокрутил назад память жертвы, нашел в базе данных преступников – дело закрыто. Но однажды детектив Фриленд (Клайв Оуэн) сталкивается с неординарным случаем. Воспоминания жестоко убитого человека неожиданно оказываются искажены, и это явно дело рук неизвестных хакеров. Вскоре Фриленд выходит на девушку (Аманда Сайфред), у которой нет ни имени, ни пометки в базе данных. Чтобы поймать подозреваемую придется действовать по старинке.
Вряд ли кого-то сегодня можно напугать зловещими пророчествами о том, что скоро всем все будет про всех известно. Мысли, которые полвека назад волновали фантастов, давно сбылись. Сюжет «Анона» же выглядит так, будто написан лет тридцать назад, когда хакеры были романтическими героями киберпанк-романов, а слежка за людьми казалась антиутопией.
К сожалению, вторичность «Анона» никак не компенсируется. Экшн сцены здесь скупы и ничтожны, а визуальная часть ничем не выделяется и уж никак не может соперничать с соседями по жанру вроде «Бегущего по лезвию». Фильму сильно не хватает динамики, чтобы увлечь зрителя, заставить его проникнуться нелегкой судьбой персонажей. Особенно это чувствуется в эпизоде, когда герой Клайва Оуэна начинает сомневаться в адекватности того, что видят его глаза, не взломали ли его хакеры? К сожалению создатели сделали все, чтобы даже самый эмоционально сильный момент картины не вызывал никаких эмоций.
Что удалось в «Аноне» так это густая неонуарная атмосфера, на которую частично и можно списать низкую динамику. Молчаливый детектив, утративший веру в систему, бродит по серым улицам мегаполиса в поисках таинственной незнакомки. Клайв Оуэн хорошо подошел на роль печального следователя в длинном пальто и во многом картина держится на его игре. Аманда Сайфред, сыгравшая девушку-хакера, конечно не Руни Мара из «Девушки с татуировкой дракона», но тоже смотрится неплохо со своим непроницаемым и холодным взглядом. Остальные герои лишь безымянные марионетки, которые даже не пытаются выделиться среди мрачных декораций картины.
В итоге «Анон» оставляет весьма неоднозначное впечатление, которое можно объяснить одним словом – скука. Посыл фильма тоже довольно странный, окажется, что тотальная слежка не так уж страшна – плохие в этом случае злодеи-хакеры, которые вечно хотят навредить обывателям. В общем, интересной фантастики опять не получилось.
Оценка: 5 из 10