«Апгрейд» - новый проект независимой студии Blumhouse, которая специализируется на хоррорах, и зачастую весьма нестандартных, вроде «Сплита» и «Прочь». Однако в жанр фантастики, да еще и киберпанка, она еще не заглядывала. Снял картину Ли Уоннелл, игравший во всех «Астралах» и даже лично поставивший третью часть популярной франшизы. Энтузиазма артисту не занимать, «Апгрейд» получился весьма оригинальным проектом с занятной концепцией. Правда, это ровно тот случай, когда не хватило бюджета, размаха и просто опыта.
Сюжет повествует о мире недалекого будущего, когда люди почти целиком перешли на автономную жизнь. Все решает за них искусственный интеллект, вплоть до вождения машины и готовки ужина. Большинство начинает вживлять в себя импланты, чтобы еще меньше отвечать за свою жизнь. Но остались и те, кому все эти технологии отнюдь не кажутся спасением от всех проблем. Простой механик Грэй (Логан Маршалл-Грин) ночи на пролет сидит в своем гараже и собственными руками подкручивает двигатели винтажных машин под блюз 1960-х. Однажды на них с женой нападают бандиты, в результате чего Грэй остается парализованным, а его жена хладнокровно убитой. Мучимый желанием отомстить негодяям мужчина решается вживить в себя экспериментальный имплант по имени Стэм. Компьютер внутри его тела наделяет Грэя необыкновенными способностями.
Сценарий «Апгрейда» одновременно напоминает классического «Робокопа» и недавнего «Венома». От первого он взял жутковатый мир киберпанка, где рядом с богатейшими корпорациями бедняки живут на улице и процветает черный рынок имплантов. За благодушной жизнью техногенного рая герою открываются неприветливые виды разрушенных зданий, где околачиваются «виртуальные наркоманы», променявшие свою жизнь на несуществующую реальность. Как и мир в котором он живет, человеческое в Грэе постепенно начинает одолевать «внутренний голос» компьютера Стэма. Незаметно для хозяина он начинает насаждать ему свои мысли, волю, принуждает совершать неоднозначные поступки под эгидой мести за любимую жену.
Актер Логан Маршалл-Грин (который местами сильно смахивает на молодого Тома Харди) хорошо передал отчаяние человека, у которого в буквальном смысле отбирают его руки. Он становится больше не нужен, раз есть компьютер. Эту трагедию личности и пытается рассмотреть «Апгрейд».
Нужно сказать, что режиссер Уоннелл придумал интересный концепт: связать искусственный разум с человеком с развитой технофобией, привыкшим все делать самостоятельно без помощи гаджетов. К сожалению, реализовать их отношения оригинально и остроумно в «Апгрейде» не слишком получилось. Было бы гораздо интереснее, если бы Стэм и Грэм искали негодяев наподобие напарников из «Смертельного оружия». Каких-то ироничных диалогов и скабрезных шуточек не хватило, и потенциал конфликта человека и машины на уровне чистых взаимоотношений можно считать упущенным.
Из своих киберпанк предшественников, «Апгрейд» гораздо ближе к, например, «Джонни-Мнемонику», нежели к «Бегущему по лезвию». Здесь достаточно много экшна, который, к слову, интересно снят с точки зрения операторской работы. Когда Стэм берет управление над телом Грэя, тот становится настоящим Терминатором и готов сокрушить любого. Прибавили и кровушки, несколько сцен убийств выглядит достаточно натуралистично.
Отдельно хочется сказать про развязку «Апгрейда», которую, конечно, нельзя назвать абсолютно неугадываемой. Однако подан сюжет так, что все-таки догадываешься о сути происходящего только в самом конце. У режиссера довольно удачно получилось пронести детективную линию с поисками улик и ложных подозреваемых. И нота, на которой все окончится, кажется единственно верной для в целом весьма пессимистичного настроя картины.
Однако при всех достоинствах, «Апгрейд» не выходит за рамки малобюджетного боевика. Недостаток средств не позволил обрисовать подробнее окружающий героев мир, его декорации, и просто чуть лучше раскрыть существующий в нем конфликт людей и роботов. Из-за этого некоторые диалоги в фильме звучат довольно банально, в особенности из уст одного из злодеев, который, имея внутри себя мощные импланты, уже готов презирать жалкое человечество. Нет в «Апгрейде» и запоминающихся сцен, которые хотелось бы потом процитировать или пересмотреть, все здесь выполнено на среднем и совсем не выдающемся уровне.
По факту, «Апгрейд» вряд ли имеет чем удивить фанатов фантастики и киберпанка. Фильм дразнит зрителя умной концепцией, но реализовать ее каким-то оригинальным способом, все-таки, не получилось. Дело либо в бюджете, либо в неопытности режиссера-дебютанта. Впрочем, это не значит, что ознакомиться с «Апгрейдом» не стоит – это весьма крепкий и цельный жанровый боевик, от которого просто не нужно ждать каких-то откровений.
Оценка: 6 из 10