Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Дом, который построил Джек(2018)

Рецензия на фильм Дом, который построил Джек (2018)

Автопортрет серийного режиссера: Ларс фон Триер примеряет на себя образ маньяка

Имя режиссера Ларса фон Триера давно стало нарицательным. Всем понятно, что его фильмы - это искусство, зачастую провокационное, странное и просто безумное. Смотреть их, впрочем, решается не каждый, все-таки что «Танцующая в темноте», что «Догвилль» или «Антихрист» зрелища не для слабонервных. И когда стало известно, что Триер будет снимать о серийном убийце, это мало кого удивило – тема для мастера более чем подходящая. Само собой с премьеры картины возмущенные зрители уходили пачками, не выдержав реалистичного изображения насилия. Однако бояться, как оказалось, нечего, и по уровню жестокости «Дом, который построил Джек» вряд ли кого-то по-настоящему шокирует. Бояться здесь нужно совсем другого.

Маньяк по имени Джек (Мэтт Диллон) исповедуется пожилому мужчине по имени Вердж (Бруно Ганс) и в подробностях рассказывает ему о жестоких убийствах, которые он совершал безнаказанно на протяжении двадцати лет. Первое убийство произошло на дороге, когда ему встретилась стервозная и нахальная блондинка (Ума Турман). Почувствовал вкус крови, Джек стал находить в жестокости эстетическое удовольствие. Каждую смерть он по-особенному украшает, уверенный, что творит произведение искусства. С годами маньяк становится небрежнее, он спокойно перетаскивает на плечах трупы по улице, по нескольку раз возвращается на место преступления и даже не пытается скрыться от посторонних глаз. Как ни странно, окружающим действительно все равно на Джека, а жертвы как будто и сами рады попасться в лапы психопата.

Хотя «Дом, который построил Джек» и можно условно подвести под жанр хоррора, это кино совсем не о маньяках и их причудах. Нет здесь и традиционной для такого рода сюжетов игры в «кошки-мышки» с полицией, и вообще рассчитывать на последовательное развитие событий лучше не стоит. По форме фильм очень близок предыдущей триеровской «Нимфоманке», это столь же гигантское произведение, разбитое на несколько глав, в которых, вместо откровенного секса, показаны жестокие убийства. Не обошлось и без пафосных отсылок к высокому искусству, поэзии, академической музыке и Дэвиду Боуи с Бобом Диланом.

Перед походом на «Дом, который построил Джек» нужно очень хорошо понимать, что, прежде всего, это фильм о самом Ларсе фон Триере, его своеобразный автопортрет. В архитекторе Джеке, одиноком социопате, который всю жизнь стремится «построить дом», сделать самое совершенное произведение искусства, автор слишком явно видит себя самого. Тут и там в картине расставлены прямые цитаты из прошлых работ мастера, отсылки к фашизму и сочувствию главного героя к Гитлеру (за что, напомню, Триера несколько лет назад публично освистали). Постепенно автопортрет превращается в пессимистичный и депрессивный коллаж, который напоминает натуральное прощание с миром.

Все это вытерпеть рядовому зрителю будет нелегко, и дело, повторюсь, вовсе не в жестокости и насилии, которое тут присутствует, но совсем не в тех дозах, как было заявлено. Длительные речи о смысле искусства, природе фашизма, символизме охоты и многом другом способны утомить даже искушенных интеллектуалов. «Дом, который построил Джек» очень требователен к зрителю, но, если открыться ему и не быть заранее настроенным скептически, он может подарить незабываемый опыт погружения в творческую лабораторию одного из главных художников кино наших дней. Особенно неожиданным становится финал «Джека», пожалуй, самый вычурный и странный во всей фильмографии автора. Но и самый впечатляющий, наравне, с «Меланхолией».

Картина также не лишена динамики и иронии в лучших своих сценах. Главным образом, благодаря необыкновенному таланту Мэтта Диллона, карьера которого затухла еще в 90-х. Здесь актер творит настоящие чудеса и не будет преувеличением сказать, что это самая впечатляющая актерская работа в кино в этом году. Как Диллон играет глазами, как органично передает невротичность персонажа, злобу и растерянность – настоящее искусство. Другие актеры с легкостью теряются на его фоне, но им режиссер и не дает много времени на экране. Отметить стоит лишь Уму Турман, которая создала по-настоящему отталкивающий образ хамоватой женщины, всюду сующей свой нос. Когда она попадет в лапы маньяка, сочувствовать ей точно никто не будет.

Конечно, «Дом, который построил Джек» грандиозное событие в мире кино. У Триера получилось то, что не удавалось почти никому, снять кино о собственной депрессии так, чтобы оно смогло отозваться в душе зрителя и навести его на размышления. Лучший ли это фильм мастера? Едва ли. Но остается впечатление, что он может стать последним, столь жесток и радикален автор по отношению к самому себе. И как фильм-завещание, «Джек» еще больше поражает воображение, заставляет к себе возвращаться и по-новому осознавать увиденное.

Оценка: 8 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Дом, который построил Джек(2018)