О человеке

  • Биография

    Ларс Триер родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье государственных служащих Ульфа и Ингер Триер. Родители придерживались левых взглядов, отец был социал-демократом, мать - коммунисткой. Ингер Триер разделяла идеи «свободного воспитания», результатом последнего стало то, что, с одной стороны, Ларс рано научился ответственности и самостоятельности, с другой - бросил среднюю школу, не сумев вписаться в её жёсткие рамки. Ульф Триер был наполовину евреем, и интерес к еврейским корням определял личную идентификацию юного Ларса, пару раз он даже посещал синагогу. Позднее, уже в зрелом возрасте, режиссёр узнал, что в нём нет ни капли еврейской крови. Ингер Триер незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец - немец Фриц Михаэль Хартман, который когда-то был её работодателем. Попытки Триера наладить контакты с биологическим отцом не увенчались успехом.

    У Ларса рано возник интерес к кино, свой первый фильм - минутную мультипликационную ленту «Путешествие в Тыквенную страну»  - он создал в 11 лет. Ингер Триер, чей брат Бёрге Хёст  был известным в стране документалистом, поддерживала увлечение сына. Она отдала ему свою восьмимиллиметровую камеру и приносила с работы старые плёнки, с помощью которых Триер учился монтажу. Однажды среди кинообрывков ему попался фрагмент фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» , сильно его поразивший. В 12 лет Триер снялся в фильме Томаса Виндинга «Тайное лето» , во время работы над которым его «больше всего интересовала техническая сторона». Когда через полгода он вернулся на студию, ему «разрешили поучаствовать в  процессе - ставить свет и так далее». В 17 лет Триер хотел поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16»  и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи»  и «Блаженная Менте» . Представленные на приёмном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу.

    Начиная с «Садовника», Триер стал добавлять к своей фамилии в титрах аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссёра Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер» , окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер». Говоря о своём псевдониме, Триер также указывает на Стриндберга, подписывавшего свои письма «Rex» , американских джазменов, использовавших в качестве имён дворянские титулы, и кинематографистов Штернберга и Штрогейма, которым «частица „фон“ совсем не повредила в Голливуде».

  • Подробнее о персоне

  • Карьера

    Триер окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году. В кино Ларс фон Триер дебютировал в 1976 году короткометражным фильмом Orchideengärtnereien. Его дипломной работой был короткометражный фильм «Картины освобождения» , который завоевал Главную награду на Мюнхенском кинофестивале в 1984. Первой работой в «большом» кино стал фильм «Элемент преступления» , получивший призы на кинофестивалях в Каннах, Чикаго и Мангейме. В этом же фильме Ларс фон Триер впервые выступил в качестве актёра, сценариста и оператора. Ларс фон Триер стал известен публике по фильмам «Эпидемия»  и «Европа» . «Европу», в которой американец путешествует по полуразрушенной Германии 1945 года, отличали яркие визуальные и аудио- решения - мрачные чёрно-белые декорации железных дорог, мостов и тоннелей, наложения кадров, зеркальные отражения, широкоугольные деформации. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1991 года. «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, для каждой из составляющих которой фон Триер написал свой манифест. Трилогия была задумана, когда фон Триер работал над «Элементом преступления» и решил развить его идеи. Фильмы трилогии не имеют общего сюжета и сделаны в разном стиле, однако объединены общей темой: Европа оказывается охвачена каким-то бедствием, напоминающим пост-апокалиптические сценарии, а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым.

    В 1992 году фон Триер и продюсер Петер Ольбек Енсен основали кинокомпанию «Zentropa» . В дальнейшем с помощью Zentropa снимались как фильмы фон Триера, так и других датских режиссёров.

    В начале 1990-х вместе со своим постоянным сценаристом Нильсом Вёрселем фон Триер анонсировал необычный проект «Измерение». Этот фильм планировалось снимать до 2024 года, по две минуты каждый год. Но в конце 1990-х режиссёр забросил эту идею. В 2010 году были выпущены 25 минут «Измерения», которые фон Триер успел отснять.

    Славу по обеим сторонам Атлантики принёс фон Триеру телесериал «Королевство» , прозванный «европейским ответом на „Твин Пикс“» и настолько полюбившийся зрителям, что была даже выпущена 280-минутная киноверсия.

    Крупным успехом для фон Триера стал фильм «Рассекая волны» , в котором главная героиня, движимая своей верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и в конце концов на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах. Религиозная тематика и этическое послание, заложенное фон Триером, принесло ему сравнения со знаменитым соотечественником и автором фильмов с ясным и всеобъемлющим христианским содержанием Карлом Теодором Дрейером. Также критики единодушно отмечали убедительную, наивную и откровенную игру актрисы-дебютантки Эмили Уотсон. Лента была представлена на Каннском фестивале, где получила приз жюри. При этом сам Триер на фестиваль не приехал, эпатажно прислав фотографию себя в килте.

    20 марта 1995 года в парижском кинотеатре «Одеон», где проходила посвящённая столетию кинематографа конференция, фон Триер зачитал манифест «Догма 95». Идеей этого манифеста был разрыв с традицией мейнстримного кинематографа, который отличали растущие бюджеты, спецэффекты и опора на «звёзд». К манифесту, составленному фон Триером и его соотечественником Томасом Винтербергом, прилагался «Обет целомудрия» - список из десяти правил, по которым должны были сниматься фильмы «Догмы 95».

    По правилам «Догмы» фон Триер снял фильм «Идиоты» . Фильм рассказывает о группе молодых людей, симулирующих на публике умственную отсталость, чтобы преодолеть общественные табу через поиски «внутреннего идиота». «Идиоты» вызвали скандал откровенными сценами, включая сцену группового секса с несимулированным половым актом. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1998 года, где «Идиоты» остались без наград, однако приз жюри на том же фестивале получил другой фильм «Догмы», «Торжество» Винтерберга.

    В 2000 году фон Триер выпустил на экраны музыкальную драму «Танцующая в темноте», в котором главные роли исполнили Катрин Денёв и исландская певица Бьорк. Фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля - «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз фестиваля как лучшая актриса. «Рассекая волны», «Идиотов» и «Танцующую в темноте» фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце» - это взятое из детской сказки название относится к простым и искренним главным героиням этих фильмов, готовым жертвовать собой ради близких.

    Через несколько лет после «Идиотов» фон Триер повторил эксперимент с созданием фильма в соответствии с заданными условиями и ограничениями. Он предложил датскому кинодокументалисту-экспериментатору и своему учителю и кумиру Йоргену Лету сделать пять ремейков своего фильма 1967 года «Совершенный человек», каждый раз формулируя условия и запреты, которые должен был соблюсти режиссёр. При этом Триер специально задавал такие ограничения, которые противоречили бы привычному стилю Лета. Совместный фильм, в аллегорической манере изображавший процесс творчества, получил название «Пять препятствий» и вышел в 2003 году.

    После трилогий о Европе и о Золотом сердце Триер начал работу над очередной трилогией, которая носит название «США - страна возможностей». Первым фильмом в ней стал «Догвилль»  с Николь Кидман в главной роли, а вторым - «Мандерлей» , где Кидман в роли Грейс заменила Брайс Даллас Ховард. Оба фильма, создававшиеся под влиянием театральных постановок Бертольда Брехта, предельно стилизованы, актёры играли в пустом павильоне, в котором нет других декораций кроме разметки мелом по полу. Планировалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон», где должны были играть Кидман и Ховард одновременно, однако он не был реализован, после полугодовой работы фон Триер забросил сценарий

    К американской тематике Триер вернулся, написав сценарий фильма «Дорогая Венди» , который поставил Томас Винтерберг. В 2006 году режиссёр снял комедию «Самый главный босс» с датскими актёрами.

    В 2009 году Триер представил на Каннском кинофестивале фильм «Антихрист», в котором главные роли сыграли Шарлотта Генсбур  и Уиллем Дефо. «Антихрист» рассказывал о семейной паре, которая после трагической гибели ребёнка уезжает в уединённый дом в лесу, чтобы пережить несчастье, но вместо этого в супругах пробуждаются жажда насилия и ненависть друг к другу. Садизм, откровенные сексуальные сцены и антихристианская символика фильма вызвали скандал. Экуменическое жюри фестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, даже дало «Антихристу» специальную антинаграду за женоненавистничество, выразившееся в изображении женщины «как существа без лица и без души, как ведьмы, достойной сожжения на костре».

    С 22 июля по 8 сентября 2010 года проходили съёмки психологической драмы о конце света «Меланхолия». Её премьера состоялась в рамках основного конкурса на Каннском кинофестивале 2011 года. 18 мая на каннской пресс-конференции, посвящённой фильму, отвечая на вопрос критика The Times Кейт Муир о своих немецких корнях и интересу к эстетике нацизма, Триер упомянул, что долгое время считал себя евреем, а рассуждая о своём немецком происхождении, в шутку назвал себя «нацистом» и добавил, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру. Совет директоров фестиваля немедленно запросил у режиссёра объяснений, и фон Триер опубликовал заявление, в котором просил извинений и пояснял, что не является ни нацистом, ни антисемитом. Тем не менее совет директоров объявил фон Триера персоной нон грата, пояснив, что его слова были «неприемлемы, нетерпимы и противоречили идеалам человечности и благородства». Высказывание фон Триера на пресс-конференции стало также предметом расследования прокурора французского города Грас. В декабре 2011 года было объявлено о закрытии дела, поскольку в выступлении режиссёра не нашли «оправдания военных преступлений».

    Несмотря на этот скандал Кирстен Данст, исполнившая главную роль в «Меланхолии», получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль. Критики отмечали эстетическое совершенство фильма, сочетание глянцевой картинки, актёрской игры Данст и Шарлотты Генсбур и музыки Вагнера. Основной темой фильма стала смена ролей в преддверии катаклизма, несущего неизбежную гибель: «нормальная» героиня Генсбур, привычный уклад которой рушится, оказывается слабой и беспомощной, а находящаяся в глубокой депрессии героиня Данст с её фатализмом оказывается самым разумным и достойно выглядящим человеком.

    Премьера нового фильма Триера «Нимфоманка» состоялась в конце 2013 года. В главной роли снова была занята Шарлотта Генсбур, героиня которой рассказывает историю своей жизни. Кроме Генсбур в фильме снялись многие из постоянных актёров фон Триера: Удо Кир, Стеллан Скарсгорд, Жан-Марк Барр и Уиллем Дефо. Отличительной чертой «Нимфоманки» стало обилие несимулированных половых актов, которые снимались с дублёрами - профессиональными порноактёрами. Затем с помощью цифровых технологий на экране совмещались тела дублёров и лица актёров. Для кинотеатрального проката «Нимфоманка» вышла в виде двух двухчасовых фильмов. Полная режиссёрская версия длится пять с половиной часов; её первая часть была показана в феврале 2014 года на Берлинском кинофестивале, премьера второй части полной режиссёрской версии состоялась на 71-м Венецианском кинофестивале.

  • Фильмография

    Режиссерская карьера
    2018-Дом который построил Джек
    2013-Нимфоманка: Часть 2
    2013-Нимфоманка: Часть 1
    2011-Меланхолия
    2010-Измерения. 1991-2024 (видео)
    2009-Антихрист
    2007-У каждого свое кино
    2006-Самый главный босс
    2005-Мандерлей
    2003-Догвилль: Пилот (видео)
    2003-Пять препятствий
    2003-Догвилль
    2001-День-Д – Завершенный фильм (ТВ)
    2000-Танцующая в темноте
    2000-День-Д – Лиза (ТВ)
    2000-День-Д (ТВ)
    1998-Lars Von Trier & The Idiot All Stars: You're a Lady (видео)
    1998-Идиоты
    1996-Рассекая волны
    1994-Joachim Holbek: The Shiver (видео)
    1997-Королевство (мини-сериал 1994 –
    1992-Kim Larsen & Bellami: Leningrad (видео)
    1992-Kim Larsen & Bellami: Danas Have (видео)
    1991-Европа
    1990-Laid Back: Bet It on You (видео)
    1989-Laid Back: Bakerman (видео)
    1988-Медея (ТВ)
    1987-Эпидемия
    1984-Элемент преступления
    1983-Laid Back: Elevator Boy (видео)
    1982-Картины освобождения
    1981-Последняя деталь
    1980-Ноктюрн
    1979-Мята-блаженная
    1978-Садовник выращивающий орхидеи
    1971-Цветок
    1970-Зачем пытаться убежать от чего ты знаешь что не убежишь?
    1969-Шахматная игра
    1969-Опыт
    1968-Ночь любовь
    1967-Путешествие в сплющенную страну

    Актерская карьера
    2007-Эрик Ницше (рассказчик, озвучка)
    2007-У каждого свое кино (The filmmaker (segment 'Occupations'))
    2003-Пять препятствий (играет самого себя / Obstructor (segment 'The Conversations'))
    2001-Wag the Dogma (короткометражка)
    1998-Lars Von Trier & The Idiot All Stars: You're a Lady (видео), (короткометражка)
    1994-Joachim Holbek: The Shiver (видео), (короткометражка)
    1991-Европа (Jew)
    1989-Мир разнообразия (Cab Driver)
    1987-Эпидемия (играет самого себя / Dr. Mesmer (в титрах: Lars Von Trier))
    1984-Элемент преступления (Schmuck of Ages (в титрах: Lars Von Trier))
    1980-Kaptajn Klyde og hans venner vender tilbage 
    1979-Мята-блаженная (The Driver); (короткометражка)
    1978-Садовник, выращивающий орхидеи (Victor Morse); (короткометражка)
    1969-Hemmelig sommer (мини-сериал, (Lars (в титрах: Lars Trier))

  • Награды

    Оскар, 2001 год
    Номинации: Лучшая песня («Танцующая в темноте»)
     
    Золотой глобус, 2001 год
    Номинации: Лучшая песня («Танцующая в темноте»)
     
    Каннский кинофестиваль, 2011 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Меланхолия»)
     
    Каннский кинофестиваль, 2009 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Антихрист»)
     
    Каннский кинофестиваль, 2005 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Мандерлей»)
     
    Каннский кинофестиваль, 2003 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Догвилль»)
     
    Каннский кинофестиваль, 2000 год
    Победитель: Золотая пальмовая ветвь («Танцующая в темноте»)
     
    Каннский кинофестиваль, 1998 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Идиоты»)
     
    Каннский кинофестиваль, 1996 год
    Победитель: Гран-при жюри («Рассекая волны»)
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Рассекая волны»)
     
    Каннский кинофестиваль, 1991 год
    Победитель: Приз жюри («Европа») Приз за художественный вклад («Европа») Технический гран-при («Европа»)
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Европа»)
     
    Каннский кинофестиваль, 1984 год
    Победитель:  Технический гран-при («Элемент преступления»)
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Элемент преступления»)
     
    Карловы Вары, 1995 год
    Победитель: Лучший режиссер («Королевство»)
    Номинации: Хрустальный глобус («Королевство»)
     
    Сезар, 2012 год
    Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Меланхолия»)
     
    Сезар, 2004 год
    Номинации: Лучший фильм Евросоюза («Догвилль»)
     
    Сезар, 2001 год
    Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Танцующая в темноте»)
     
    Сезар, 1997 год
    Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Рассекая волны»)
     
    Сан-Себастьян, 2006 год
    Номинации: Золотая раковина («Самый главный босс»)
     
    Гойя, 2012 год
    Номинации: Лучший европейский фильм («Меланхолия»)
     
    Гойя, 2004 год
    Номинации: Лучший европейский фильм («Догвилль»)
     
    Гойя, 2001 год
    Победитель Лучший европейский фильм («Танцующая в темноте»)
     
    Гойя, 1997 год
    Номинации: Лучший европейский фильм («Рассекая волны»)
     
    Европейская киноакадемия, 2014 год
    Номинации: Лучший фильм («Нимфоманка: Часть 1») Лучший фильм («Нимфоманка: Часть 2»)
     
    Европейская киноакадемия, 2009 год
    Номинации: Лучший режиссер («Антихрист»)
     
    Европейская киноакадемия, 2003 год
    Победитель: Лучший режиссер («Догвилль»)
    Номинации: Лучшая работа сценариста («Догвилль») Лучший документальный фильм («Пять препятствий») Приз зрительских симпатий за лучшую работу режиссера («Догвилль»)
     
    Европейская киноакадемия, 2000 год
    Победитель: Приз зрительских симпатий за лучшую работу режиссера («Танцующая в темноте»)
     
    Европейская киноакадемия, 1998 год
    Номинации: Лучшая работа сценариста («Идиоты»)
     
    Европейская киноакадемия, 1996 год
    Победитель: Премия международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Рассекая волны»)

  • Личная жизнь

    Ларс фон Триер женился в первый раз в 1987 году на , режиссёре детских фильмов. У Ларса и Сесилии родились дочери Агнес и Сельма. В 1995 году пара развелась; Сесилия оставила себе двойную фамилию Хольбек-Триер. В 1997 году фон Триер женился на Бенте Фрёге, которая в том же году родила близнецов Людвига и Беньямина.

    Фон Триер - дальний родственник норвежского режиссёра Йоакима Триера.

  • По материалам ru.wikipedia.org

Статьи

Статей пока нет, Вы можете быть первым

Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать эту персону: