Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Зеленая книга(2018)

Рецензия на фильм Зелёная книга (2018)

Опасные гастроли

Один из главных претендентов на Оскар за лучший фильм 2018 года, «Зеленая книга» Питера Фарелли, – старомодная в лучшем смысле этого слова картина о победе дружбы и доброты над предрассудками (своими и чужими). Роуд-муви в стиле традиционного Голливуда, которое отказывается быть язвительным и острым на современный манер, но от этого только выигрывает.

1962 год, американец с итальянскими корнями и трудновыговариваемой фамилией Тони Валелонга (Вигго Мортенсен) работает вышибалой в нью-йоркском клубе. Приближается Рождество, а клуб закрывают на ремонт. Пока Тони отбивается от сомнительных предложений приятелей-мафиози, ему предлагают подработать водителем у Дона Ширли (Махершала Али). Местом собеседования оказывается Корнеги-Холл, а Ширли – знаменитым пианистом. Нюанс в том, что он чернокожий, или, как сказал бы Тони, «баклажан», и водитель ему нужен для гастролей на глубокий американский юг, где расизм вполне жив и в законах, и в головах. Конечно, Тони согласится, и, конечно, это путешествие изменит их обоих.

Казалось бы, история про дружбу двух непохожих людей, да еще и тема расизма – истоптанная дорожка, чего уж тут особенного ждать. Но «Зеленая книга» оказывается фильмом, который так хорошо сделан, что процесс оказывается важнее социальной повестки и даже вполне актуальной темы о сложностях самоидентификации. Здесь очень много юмора и забавных сцен, а острые углы сглажены, и нет, это не всегда плохо. Персонаж Вигго Моргенсена, набравшего для роли 20 кг, носит прозвище «Болтун» и действительно много болтает, а еще больше ест. Рафинированный Дон Ширли постоянно закатывает глаза на его выходки и пытается его воспитывать. Оба они фигуры утрированные и вряд ли сильно похожие на своих прототипов, но в своем дуэте они так хорошо смотрятся, что выяснять правду не очень-то и хочется.

«Зеленая книга» – реально существовавший путеводитель для чернокожих путешественников со списком безопасных для них мест. Но даже с этим путеводителем полностью безопасным такое путешествие быть не может, и герои столкнутся и с открытым насилием, и с унижением, и расистскими запретами. Зато найдутся силы помогущественнее, которые все это помогут преодолеть, – от высокопоставленных защитников в Белом Доме до обычного человеческого сочувствия. Не стоит забывать и о музыке – именно она становится толчком для симпатии «Болтуна» к Дону Ширли. Музыка здесь выступает рычагом давления на южных «самых образованных» людей, которые не очень-то желают пускать Ширли за порог (а хозяйский туалет и вовсе под запретом), но ради его игры согласны немного потерпеть. 

Главным защитником Ширли, сначала по назначению, а потом и по своему выбору, становится Тони, и никаких сюрпризов фильм в этом плане не преподнесет – да, это добрая история и почти рождественская сказка, как минимум, в финале. Минусом фильма могла бы стать его эта самая сказочность, но, почему, собственно, она должна быть минусом. Чтобы получить  более острое высказывание на тему расизма и всего того, что за ним стоит, можно посмотреть «Черного клановца», и это отличный фильм. Но иногда все же хочется выйти с сеанса с приступом оптимизма и улыбкой на лице, и для этого как раз и предназначены такие фильмы, как «Зеленая книга».


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Зеленая книга(2018)