В российский прокат вышел фильм по роману Роберто Савиано «Пираньи Неаполя», получивший приз за лучший сценарий на Берлинском кинофестивале. Это криминальная драма о том, как итальянские подростки попадают в уличные банды.
Никола 15 лет (дебютант Франческо Ди Наполи), и он хочет всего и сразу, как и его друзья. Но дома только младший брат и одинокая мама, с которой постоянно требуют денег местные бандиты. И вырваться быстро к лучшей жизни способ только один – стать тем же самым бандитом, ну, может, только более благородным в своих глазах. Никола и его друзья проходят путь от торговцев марихуаны до «владельцев» района, и герой успеет узнать, что такое и первая любовь, и первое убийство.
Сюжет не сказать, что новый, да и непредсказуемым его назвать сложно. Но имя автора книги, по которой снят фильм, все меняет. Роберто Савиано – итальянский журналист, который более 10 лет живет под круглосуточной охраной, так как сильно насолил местной мафии. По другой, более известной его книге, уже снимали фильм «Гоморра». В «Пираньях Неаполя» он выступает сценаристом. Савиано – неаполитанец, объявивший информационную войну криминальным авторитетам Неаполя, и это меняет восприятие фильма. Это не просто художественная картина, а история человека, который вырос на этих улицах и провел огромное количество часов с людьми, так или иначе причастных к мафии. Основной сюжет вымышленный, но некоторые моменты основаны на реальных событиях (эпизод с фейерверками, серия убийств).
Режиссер фильма Клаудио Джованнези адаптировал к сериальному формату книгу Савиано и одноименный фильм Матео Гарроне «Гоморра». Конечно, «Пираньи Неаполя» не дотягивают до «Гоморры», но и акценты здесь немного другие. Герои картины – современные подростки со всеми характерными чертами: мечта для них – кроссовки за 200 евро, а главный принцип – «не опубликовал, значит, не было». Они смотрят на Ютуб инструкции о том, как обращаться с оружием, и не забывают сделать с ним селфи, чтобы выложить в Инстаграм. Да и в клубе нарочито ведут себя напоказ – забираются повыше, чтобы крикнуть оттуда «Мы лучше всех!».
Но именно эти сцены в фильме, которые невольно вызывают улыбку, очень важные, так как, по сути, это картина нового поколения, которое, несмотря на новые игрушки, напрочь связано с пороками прошлого. «Пираньи Неаполя» - не просто частная история попадания в криминальную банду. Это срез неаполитанского общества, сочетающее модные кроссовки, Инстаграм и PlayStation с баром в форме контрабаса, позолоченной мебелью и криминалом, который тесно вписан в повседневную жизнь обычных горожан.