Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Балканский рубеж(2019)

Рецензия на фильм Балканский рубеж (2019)

"Балканский рубеж" Шредингера

Начну рецензию на фильм «Балканский рубеж» с того, что такое кино ставит любого, кто решит о нем порассуждать, в самую неловкую из поз. Посудите сами, с одной стороны, картина неразрывно связана с политикой, с другой, она также существует в историческом поле. Есть еще и третья сторона, сюжет как бы основан на этих историческо-политических реалиях, но не совсем, потому что «Балканский рубеж» пытается рассказывать о спецоперации российских спецназовцев в Косове, подробности которой до сих пор хранятся под грифом «секретно». А это похлеще кота Шредингера!

Присовокупите сюда еще высказывания авторского коллектива о том, что фильм показывает альтернативную версию (наверняка, где-то проскользнуло – правдивую) произошедшего, и тогда вообще ничего не ясно. «Балканский рубеж» потихоньку заманивает зрителя в ту же этическую ловушку, что и другие милитаризированные отечественные боевики о войне: мол, если фильм не понравился, то подвиг не уважаешь.

Но посудите сами, если вы покажете нормальному человеку котенка, то он, вероятнее всего, умилится, если на экране появится окровавленный ребенок, коих в «Балканском рубеже» предостаточно, то нормальный человек расстроится. Но, по-моему, все это на уровне физиологии и к кино (к искусству, если хотите) отношения не имеет никакого вообще. Интересно, думал ли об этом режиссер фильма Андрей Волгин, или он просто снимал патриотическое кино, удобно двигаясь в своих кинематографических изысканиях по глубокой колее, оставленной голливудской телегой со Шварценеггером и Рэмбо лет тридцать назад. Это, кстати, еще один парадокс! Авторы проекта во главе с Гошей Куценко захотели сделать «альтернативный» фильм, но вот методы они позаимствовали у тех, кому стараются противостоять на нравственном уровне. В этой связи хочется вспомнить одного из актеров «Балканского рубежа» Эмира Кустурицу – он свои режиссёрские высказывания (на тему войны в том числе) потрудился подкрепить художественно, потому им веришь куда больше. Камеры, дорогой свет, яркие спецэффекты, летающие дроны – все это можно купить на деньги министерства культуры РФ, а самобытность, увы, нет. Как ни странно, это главная претензия к этому фильму.

Итак, искромсанная под бомбардировками НАТО Сербия буквально стенает и вопит о помощи (создатели фильма не сильно глубоко вникают в причинно-следственные связи случившегося). Тогда майор-разведчик Бек собирает ребят-спецназовцев, которые были отстранены от службы (за месть албанцу, убившего их товарища) и приглашает принять участие в спецоперации взамен на почести и возможность вернуться на родину, ну, если выживут. Ребята соглашаются, ведь до этого им жилось не очень сладко – в изгнании, на нелегальном положении за границей. Например, снайпер Вера и вовсе работала в борделе: нет, вы ничего такого не подумайте, она там за порядком просто следила, охранницей-вышибалой. В целом команда подобралась не простая, а поучительно многонациональная и конфессионально разнообразная.

Возглавляет шайку-лейку спецназовец по имени Андрей Шаталов, которого играет Антон Пампушный – человекомедведь, точнее, человек-без-эмоций из «Защитников». Он тут главный герой, косящий под Криса Хемсворта, но это не делает его более выразительным – у каждого из персонажей есть вроде бы свои «фишки», но все довольно схематично и картонненько. По типажу интереснее всего получилась Вера в исполнении Равшаны Курковой: с одной стороны, героиня тоскует по своему ребенку, есть мотивация, с другой, она хладнокровный снайпер, а если надо, то и мужика из окна выкинет. Гоша Куценко играет патетичного начальника и откровенно раздражает. Стратегической целью разношёрстной компании становится аэропорт, который нужно взять под контроль и удерживать до прибытия военной техники. По большому счету, это все. То есть, там еще есть и неизменно злобные сепаратисты, насилующие, убивающие, грабящие во главе с карикатурно отрицательным предводителем Смуком (Александар Сречкович). Там есть колонна БТР, которая тихой сапой с шутками-прибаутками движется к пункту назначения.

Есть сербская девушка Ясна и ее любовная линия с человекомедведем. Есть история двух милиционеров (Гойко Митич и Милош Бикович), которые, как последний оплот цивилизации, стараются сдерживать волну насилия, в том числе на своем примере: один милиционер – серб, второй – албанец, но так-то они, конечно, братья навек. И по идее все эти побочные сюжетные отростки отвечают за драматургию, однако повествование неотвратимо движется в сторону финальной битвы, которая сметает все потуги на психологизм и ради которой фильм, видимо, задумывался. И вот, группка российских военных с сербскими друзьями сражаются с албанскими боевиками в формате один (восемь) против всех – как в хоррорах про зомбиапокалипсис. А дальше – ловкая стрельба, трюки, взрывы.

Но лично мне неинтересно, как люди палят друг в друга из оружия. В этом нет ни фантазии, ни сапиенса, а в данном случае и особого переживания за героев. Прибавьте сюда монструозный хронометраж и смотреть «Балканский рубеж» станет просто скучно. Отдельным параграфом хочется вынести музыку. Это еще один полузапрещенный прием, который режиссер использует наравне с литрами крови невинно убиенных. В фильме звучит старый добрый русский рок, стимулируя зону зрительского мозга, которая отвечает за ностальгию. Но вот только Цой пел совсем о другом, думается мне.

Завершаю свою рецензию на фильм «Балканский рубеж» кратким выводом. Сюжет картины предсказуем, завязка откровенно занудная, актеры играют – кто-то лучше, а кто-то хуже. Армейский юмор и пафосные фразочки в стиле «трусливых приказов не отдаю» напрашиваются на фейспалм. Балканская экзотика – здорово. За сербскими артистами интересно наблюдать хотя бы только потому, что они сербские (Милена Радулович – очень красивая). На спецэффекты денег не пожалели. Говорят, что «Балканский рубеж» получился не хуже американского боевика, но ведь это не знак качества - там своего трэша хватает. Стоит ли идти в кинотеатр? Для развлечения – неуместный хронометраж, для истории – слишком молодецкий сценарий.

Оценка 5 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Балканский рубеж(2019)