Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Человек, который удивил всех(2018) Евгений Цыганов (Evgenii TCyganov)

Рецензия на фильм Человек, который удивил всех (2018)

Метаморфозы

Фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» был неожиданно отмечен на Венецианском фестивале сразу в нескольких номинациях и получил хорошую критику среди русскоязычных изданий о кино. Неожиданно по той причине, что от авторов новой франшизы о «Гоголе» и фильма «Салют-7» сложно было ожидать какого-то веского художественного высказывания, при всём уважении к их предыдущим работам. Однако «Человек, который удивил всех» с полным правом может претендовать на звание одного из главных русских фильмов года.

Картина рассказывает историю жителя сибирской деревни Егора (блестящая работа Евгения Цыганова), который вдруг узнаёт о том, что неизлечимо болен и скоро умрёт. Его жена (Наталья Кудряшова), беременная вторым ребёнком, обращается за помощью ко всем подряд – местной администрации (Павел Майков), профессиональных врачей (Максим Виторган) и даже местной шаманки (Елена Ворончихина), но победить болезнь никак не удаётся. Тогда, услышав от шаманки отрывок сибирского эпоса о селезне по имени Жамба, Егор решает, что поступит, как герой мифологического сюжета – и попытается обмануть смерть.

Фильм несколько напоминает (местом действия и некоторыми затронутыми темами) вышедшее месяцем ранее «Сердце мира» Натальи Мещаниновой, однако работа Наташи Меркуловой и Алексея Чупова копает гораздо глубже, при этом сохраняя глобальность и эмоциональность посыла. Это чрезвычайно продуманное кино, как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения содержания. Оно наполнено очень яркими символами, несущими в себе не только функциональную значимость для общего целого картина, но и специфический культурный колорит, своеобразный код, обращённый к национальной идентичности.

Именно поэтому образ мужчины, принимающего на себя роль женщины, смотрится в этом знаковом поле так вызывающе. Надевая на Евгения Цыганова платье и женские украшения, режиссёры создают резкий конфликт с изображаемой действительностью, необходимый для того, чтобы ярче обозначить поставленную проблему. Превращаясь в женщину, главный герой совершает поступок прямо противоположный действию эпического селезня. Вместо того, чтобы, подобно ему затеряться в коллективе и спрятаться от смерти, Егор исключает себя из социальной группы, ломает границы отведённой ему роли и намеренно становится презираемым изгоем. В отличие от мифологического трикстера, он берёт не хитростью, а смелостью, готовностью к переменам и конфликту с затхлым сообществом, пребывание в котором само по себе равноценно смерти.

«Человек, который удивил всех» не идёт на компромисс со зрителем, говорит о сложных вещах и пересматривает культурные и социальные константы. Однако таким и должно быть настоящее авторское кино, в котором совмещаются универсальность, актуальность, новизна и смелость высказывания. Именно подобные картины заслуживают культового статуса и обладают потенциалом для того, чтобы войти со временем в «золотой фонд» русского независимого кинематографа.

10/10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Человек, который удивил всех(2018) Евгений Цыганов (Evgenii TCyganov)