Смерть Сталина (2017), Сюжет.
Фильм основан на графическом романе французских авторов Фабьена Нури и Тьерри Робена «La Mort de Staline. Une histoire vraie… soviétique» , первый том которого «Агония» был издан в 2010 году, а второй - «Похороны» - в 2012 году. Фабьен Нури обратился к страшной истории смерти советского вождя, намереваясь создать собственный киносценарий триллера, но, в итоге, совместно с Тьерри Робеном пришёл к комиксу, формат которого лучше отражал трагизм истории. Как утверждает Фабьен Нури, он «не изобрёл ничего», а, наоборот, был вынужден изъять некоторые исторические детали, оказавшиеся чересчур безумными, а основным вдохновением для сюжета называет фильм «Доктор Стрейнджлав» режиссёра Стэнли Кубрика.
При работе над сценарием британские авторы - Армандо Ианнуччи, Дэвид Шнайдер, Иэн Мартин, Питер Феллоуз - использовали повествовательную структуру, созданную Нури и Робеном, и усилили сатирический посыл по сравнению с более серьёзной графической новеллой, сохранив ужас и трагизм истории. По словам Ианнуччи, авторы старались отнестись к историческим событиям с максимальным уважением и с пониманием того, что происходившее с миллионами людей в СССР не было смешно, однако можно использовать комедию для исследования мировоззрения советских политиков и смеяться над «подковёрными интригами этих взрослых людей, которые внезапно ведут себя как дети».
В ходе подготовки к съёмкам авторы съездили в Москву, где посетили Кремль, дачу Сталина, пообщались с историками и заставшими 1950-е годы москвичами, а также посмотрели такие российские фильмы как «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова и «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа.
Музыка
Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. II Адажио.
Фильм открывается звуками адажио из концерта для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта, за роялем сидит любимая пианистка Сталина Мария Юдина . Этой же музыкой фильм завершается, в зале исполнение Юдиной слушают уже другие руководители. Ианнуччи стремился начать фильм прекрасной музыкой Моцарта, с тем чтобы постепенно красота сменилась на нечто ужасающее. Сталину в действительности нравилась игра пианистки, и показанная в фильме история спешной записи пластинки с понравившимся вождю исполнением Марии Юдиной была описана в воспоминаниях Дмитрия Шостаковича, там же композитор пересказывает историю о том, что пластинка стояла на проигрывателе в момент смерти Сталина.
Оригинальный саундтрек к фильму создал композитор Кристофер Уиллис, при написании музыки он вдохновлялся творчеством советских композиторов 1950-х годов, прежде всего Дмитрия Шостаковича и Моисея Вайнберга. По словам Уиллиса, Шостакович и Вайнберг в работах того периода «пытаются быть счастливыми, но у них не получается», и это подходящее фильму «маниакальное» качество Уиллис старался сохранить в своей работе над музыкой к картине.
Производство
Киевского горсовета
Работа над фильмом началась в мае, съёмки - в июне 2016 года. Ради работы в этой картине Армандо Ианнуччи оставил продюсирование телевизионного проекта «Вице-президент» ещё до окончания последнего сезона. Натурные съёмки велись в Лондоне: использовались Блайт-хауз и Александра-палас, и в Киеве: Горсовет стал в фильме зданием НКВД, а павильон Экспоцентра - Домом Союзов.
Продвижение
11 августа 2017 года вышел трейлер фильма. Версия трейлера, дублированная на русский язык, вышла 7 ноября 2017 года.
Премьерный фестивальный показ фильма состоялся 15 сентября 2017 года на Международном кинофестивале в Торонто .
Отзыв прокатного удостоверения в России
Прокатное удостоверение фильму было выдано Министерством культуры Российской Федерации 17 января 2018 года, премьера в России была запланирована на 25 января 2018 года.
Ещё в сентябре 2017 года к отказу от проката фильма «Смерть Сталина» призывал бывший глава и действующий член общественного совета при министерстве культуры Павел Пожигайло, который предположил, что фильм подействует на коммунистов так же, как фильм «Матильда», по его мнению, подействовал на православных, и назвал выпуск этих фильмов частью «спланированной провокации». Представители КПРФ и основатель российской политической «Партии Великое Отечество» Николай Стариков назвали картину «недружелюбным актом со стороны британского класса интеллектуалов» и элементом «антироссийской информационной войны», нацеленной на дискредитирование фигуры Сталина.
гимна СССР
После организованного 22 января 2018 года Министерством культуры РФ общественного просмотра фильма, на котором присутствовали деятели кино, депутаты Государственной думы, представители Российского исторического общества, а также члены Общественного совета при Министерстве культуры РФ , было опубликовано открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой временно отозвать прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» . Авторы письма усмотрели в трейлере к фильму «оскорбительное отношение к Государственному гимну страны» и оценили фильм как «произведение с очень плохо играющими актёрами, небрежными и неправдивыми декорациями» и «пасквиль на историю нашей страны», и предположили, что содержащаяся в нём информация «может быть расценена как экстремистская, направленная на унижение достоинства российского человека», а выход фильма в канун 75-летия Сталинградской битвы назвали «плевком в лицо» её жертвам и всем оставшимся в живых. Павел Пожигайло обнаружил в фильме оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и исторических персонажей, дискредитацию государственных символов и наличие сцен чрезмерного насилия. Глава Общественного совета при Министерстве культуры РФ писатель Юрий Поляков заявил, что фильм - «образчик идеологической борьбы с нашей страной». Правнук Сталина, грузинский художник и общественный деятель Яков Джугашвили, в интервью радиостанции «Говорит Москва» сообщил, что не смотрел фильм, но для него достаточно уже определения жанра фильма как комедии, и назвал «нелюдями» авторов картины, для которых «смерть является поводом для смеха». Сын Никиты Хрущёва, Сергей Хрущёв, заявил, что фильм является ярчайшим примером искажения истории СССР и России, что «внедрение в сознание молодого поколения ложного, искажённого и унизительного представления о прошлом, а следовательно, и о настоящем нашей страны, являет собой огромную опасность», и от имени своей семьи попросил министра культуры РФ «приложить все усилия для того, чтобы эта подлая ложь не отравляла чувства людей, пришедших в кино - как молодых, так и тех, для кого ещё свежа память о прошлом».
Министр культуры РФ Владимир Мединский, сославшись на мнение присутствовавших на просмотре граждан, и предположив, что зрители воспримут фильм как «оскорбительную насмешку над всем советским прошлым», заявил 23 января 2018 года об отзыве прокатного удостоверения с целью проведения дополнительной всесторонней юридической экспертизы. Правила выдачи прокатного удостоверения позволяют его отзыв при выявлении в фильме информации, «распространение которой запрещено законодательством», и обязывают прокатчика вернуть удостоверение в тридцатидневный срок.
25 января 2018 года, несмотря на отзыв у фильма прокатного удостоверения, сеансы состоялись в московском кинотеатре «Пионер», принадлежащем бизнесмену Александру Мамуту. Министерство культуры РФ заявило о намерении проверить сообщения СМИ о факте показа кинофильма без прокатного удостоверения, а также сообщило, что в случае их подтверждения «в отношении кинотеатра будет возбуждено дело об административном правонарушении». 26 января 2018 года кинотеатр разместил в социальной сети «ВКонтакте» объявление о прекращении показов фильма с 27 января. Всего в кинотеатре состоялось 4 сеанса.
Критика
Фильм получил одобрительные отклики кинокритиков. Сайт «Rotten Tomatoes» присвоил фильму рейтинг 97 % со средним баллом 8,3/10 на основе 60 обзоров кинокритики, которые были обобщены фразой: «„Смерть Сталина“ застаёт режиссёра и соавтора сценария Армандо Иануччи бунтовщиком, заставляющим свой скабрёзный политический юмор отразить главу в истории с болезненно своевременными параллелями». На сайте «Metacritic» полученные фильмом 88 баллов из 100 по 13 отзывам критиков оцениваются как «всеобщее признание».
Критик Дональд Кларк в газете «The Irish Times» пишет, что фильм «начинается с моральной паники и пребывает в этом состоянии до неминуемо ужасающего завершения». Питер Брэдшоу в «The Guardian» пишет, что «страх поднимается подобно трупному газу» в этом «блестящем сатирическом фильме ужасов».
Кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин определил жанр фильма как «грубый, но, увы, справедливый трагифарс», и заметил, что осознание того, что в основе гротеска лежит суровая правда, оставляет «чувство шока и бессилия», сравнимое с впечатлением от работ Гойи и Босха, а в сцене смерти вождя обнаружил родство с тем, как она показана в драме «Хрусталёв, машину!» . Обозреватель «Огонька» Андрей Архангельский считает, что парадоксальным образом, именно комедия оказалась способна передать серьёзность и мрачную актуальность описанных событий лучше, чем «серьёзные» антисталинские фильмы, пафос которых невольно возвеличивает Сталина.