Российское кино о Великой отечественной, по общему ощущению, находится не в самой лучшей форме. Понятно, что встать в один ряд с выдающимися советскими лентами о войне задача непосильная, а придумывать что-то радикально другое смелости хватает только у таких авторов как Никита Михалков. Порой режиссеров заносит в крайности патриотизма и ностальгии по прошлому, как в другом недавнем танковом фильме «Танки», однако, к счастью, «Т-34» этой участи избежал. Как и было заявлено создателем ленты Алексеем Сидоровым («Бригада»), это кино не про историческую правду, не про драму и подвиг народа, а чистокровный отечественный блокбастер о гонках на танках с Александром Петровым в главной роли. И с этой позиции к антуражу Великой отечественной, в нашу эпоху кинокомиксов, пожалуй, и стоит подходить.
Сюжет «Т-34» незатейливо рассказывает историю очень талантливого танкиста Ивушкина (Александр Петров), который в начале фильма демонстрирует свои экстраординарные водительские навыки во время обороны подмосковной деревни от фашистских захватчиков. Но как бы хорош не был солдат, он все же попадает в плен к немцам, где томится в течение практически всей войны. В 1944 году, когда советские войска пробили линию фронта, а гитлеровцам пришлось основательно отступить, фашистское командование принимает решение научиться воевать против танков «Т-34». Тогда-то к Ивушкину приходит офицер Клаус (Винценц Кифер) и приказывает бывшему фронтовому сопернику сформировать отряд заключенных и провести полигонные учения на захваченном советском танке. Главный герой понимает, что это его шанс сбежать из лагеря и не дать фашистам раскрыть секреты чудо-танка.
Конечно, сюжет «Т-34» звезд с неба не хватает, он прямолинеен и полон жанровых условностей. Но другого от него ждать и не нужно. Задача перед Алексеем Сидоровым, некогда заново придумавшего понятие русского блокбастера в боевике «Бой с тенью», стояла вполне отчетливая – сделать масштабный аттракцион с дорогущими спецэффектами, проще говоря, «наш ответ Голливуду». И с нею он вполне справился. Что и говорить, потраченные на картину миллионы видно с первых минут: эпичные танковые баталии, взрывы и перестрелки, - все действительно выглядит очень дорого и хорошо.
Никаких морально-нравственных вопросов «Т-34» само собой не ставит: здесь есть хорошие и плохие, и, само собой, сразу понятно, кто одержит верх. Впрочем, наблюдать за сражением добра со злом интересно, благодаря непрекращающейся динамике происходящего. Режиссер Сидоров не отвлекается на пустяки, вроде развития персонажей, большинство героев вы вряд ли вспомните по прошествии времени. В каком-то смысле, «Т-34» — это улучшенная версия понравившегося многих «28 панфиловцев», только с гораздо большим бюджетом, уровнем постановки и без махрового «ура-патриотизма». Но это точно такое же своеобразное киновоплощение видеоигры про стреляющие друг в друга танки, которое и не претендует войти в анналы лучших фильмов о войне.
Все бы ничего, но только хочется, конечно, увидеть за всеми этими баталиями и погонями живых людей. А их тут как раз нехватка. Даже яркие артисты, вроде Ирины Старшенбаум, игравшей уже с Петровым в «Притяжении», или Виктора Добронравова с легкостью теряются на фоне экшна, пулеметных очередей и разрывающих поля выстрелов. Кое-как выделяется злодей, все-таки, ему по статусу положено: разукрашенный шрамами упрямый фашистский офицер в исполнении латышского артиста Винценца Кифера получился добротным и выразительным. Впрочем, кроме того, что он злодей – сказать о нем нечего. Что касается главной звезды не только этого фильма, но и всего российского кино в данный момент Александра Петрова, то здесь его «хулиганская» манера игры оказалась весьма кстати. Его Ивушкин – этакий Иванушка дурачок, который полагается на судьбу, рвется в бой без страха и упрека и, конечно, вопреки всякой логике, одерживает победу и завоевывает сердце красавицы. Ничего нового, но в военном боевике Петров, как ни странно, смотрится весьма бодро. Вообще, как и в других проектах режиссера Сидорова в «Т-34» превалирует мужская энергетика и тестостерон, женские герои здесь совсем на втором плане, ожидают пока мужчины выяснят отношения. Нельзя назвать это однозначным минусом, но очень уж «устаревшей» в этом плане выглядит картина.
Зато как хорошее массовое кино «Т-34» смотрится очень современно и достойно, чего не скажешь о большинстве современных российских фильмах, рассчитанных на большую аудиторию. Любые условности и придирки к ленте с легкостью можно списать на жанр приключенческого военного боевика и не так уже важно, кто здесь за рулем – танк-то красивый! И в этом смысле «Т-34» хоть и не тянет на новое слово в российском блокбастере, явно идет правильным путем. Проектами такого уровня, будь в них Петров или нет, внимание и уважение нашего зрителя заслужить в конце концов получится.
Оценка: 7 из 10