Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора 22 июля(2018)

Рецензия на фильм 22 июля (2018)

Считайте это моим подарком европейцам

Новый фильм Пола Гринграсса реконструирует события 22 июля 2011 года в Норвегии, когда протестантский фундаменталист Андерс Брейвик сначала устроил взрыв в Осло, а затем расстрелял десятки подростков на острове Утойя. Картина начинается за день до теракта и заканчивается осуждением виновного. 

Фильм показывает историю одновременно с нескольких ракурсов: подростка Вильяра и его семьи, премьер-министра Норвегии и других политиков, адвоката Брейвика и самого террориста. События зритель наблюдает параллельно: вот подростки идиллически сидят у костра, политик готовится к встрече с ними, а Брейвик тем временем оставляет на компьютере свой манифест и заканчивает приготовления к их убийству. 

Режиссёр Пол Гринграсс («Ультиматум Борна», «Капитан Филлипс») попытался создать фильм, который не просто показывает теракт и его жертв, но последствия этого события – как для отдельных семей, так и для всей страны. 22 июля 2011 года, когда в результате действия Брейвика погибли 77 человек, действительно стал точкой до/после для Норвегии. Вряд ли кто-то до этого момента мог представить подобное событие в «самой безопасной стране в мире».

Важная часть фильма – обращение с Брейвиком, когда из-за его действия слома системы не происходит: никто не набрасывается на него и не отказывает в реализации своих прав. Так, после задержания Брейвик требует медицинской помощи, так как оцарапал палец «о чей-то осколок черепа», и ему тут же ее оказывают – в противовес можно вспомнить каждый второй американский фильм про копов, где убийца в ответ на такую просьбу получил бы явно не пластырь. Система здесь работает до конца – вплоть до момента, когда за ним закрывается дверь камеры.

Андерс Даниелсен Лье очень убедителен в роли Андерса Брейвика. Это абсолютно уверенный в своей правоте хладнокровный фанатик, какой он и в действительности (судя по всему). Правда, в конце есть намеки на его страдания от того, что он никем не понят и всеми покинут, но в достоверности таких его чувств есть сомнения, учитывая его поведение на суде и после. 

Есть претензии и к общей идеализации последующих событий. Все острые углы сглажены, а намечающиеся конфликты не получают развития. Так, семья защитника Брейвика получает угрозы, а их детям предлагают сменить школу, и вряд ли это можно назвать адекватной реакцией, но это показано мельком и сразу забывается. Для сравнения – в реальности сестрам Брейвика пришлось сменить документы и долгое время скрываться, чтобы избежать расправы, хотя они не были причастны к произошедшему. Фильм представляет собой комплексный обзор теракта и его последствий, но ему не хватает каких-то мелочей для реалистичности. Все тяжелые моменты в картине щедро снабжены гуманистическим пафосом, и это, конечно, хорошо, но в жизни идеальной реакции на такие события все же не бывает. 


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора 22 июля(2018)