Кажется, любители историй о супергероях уже вполне пресытились комическими экшенами, поэтому блокбастер «Аквамен» выгодно отличается на их фоне своим местом действия – океан, оттого нам вдвойне интересно, где и как снимали фильм «Аквамен». Обо всем по порядку.
Впервые мысль экранизировать историю самого бесполезного на суше супергероя родилась в 2004, но тогда студия Sunrise Entertainment свернула проект из-за недостаточного количества средств. Настоящая работа закипела через десять лет. Нанятые студией Warner Bros. сценаристы Уилл Билл и Курт Джонстад начали писать две версии сценария еще в 2014 году, тогда же на главную роль утвердили звезду сериала «Игра престолов» Джейсона Момоа – интересно, что для актера первым большим проектом в 1999 стали «Спасатели Малибу», а в университете Айовы он изучал морскую биологию, поэтому, можно сказать, водная тема для Момоа привычна. В 2015 году стало известно, что режиссерское кресло займет австралийский постановщик Джеймс Ван (Момоа хотел, чтобы им стал Зак Снайдер), а за основу будет взят сценарий Курта Джонстада. Примерно в это же время был определен остальной актерский состав: Николь Кидман соблазнилась обилием перламутра.
Производство картины началось 2 мая в 2017 году, основная часть съемок проходила в Австралии, так как было много натурных сцен, то кое-что отсняли на пляже Голд-Косте – на так называемом Золотом Берегу в штате Квинсленд. А маяк, где происходит завязка истории – встреча земного человека и морской царицы – нашли в Гастингсе, что находится Новом Южном Уэльсе в Великобритании – с этими эпизодами управились всего за два месяца. Разумеется, без павильона тоже не обошлись: площадку предоставила австралийская продюсерская компания Village Roadshow Pictures, - всего было построено порядка 50 декоративных локаций.
Режиссер картины Джеймс Ван руководствовался принципом: максимально снимать вживую, тогда-то в ход и шли водные резервуары. Художник фильма Билл Брзески рассказывает, что при изображении образа Атлантиды брал за основу древнегреческие классические мотивы, при «строительстве» подводного мира он ориентировался на натуральные материалы вроде кораллов. Для создания правдоподобной вселенной пришлось решать ряд интереснейших задач. Например, придумывать, откуда под километрами воды берется свет? На помощь снова пришли кораллы – светящиеся! Но чтобы соблюсти эффект «подводности», пришлось прибегнуть к хитрости, рассказывает оператор Дон Берджесс: над съёмочной площадкой разместили несколько прозрачных резервуаров с водой, через которые и шел свет осветительных приборов. Колебание воды и блики создавали необходимое ощущение.
Разумеется, в фильме про Атлантиду герои много плавают и даже разговаривают, находясь под водой, чтобы это смотрелось максимально правдоподобно и естественно, инженеры соорудили специальные краны. Под руководством Ар.Эй. Ронделл, занимающегося трюками, актеры и каскадёры (предварительно облитые водой) парили на специальных тросах. Добавьте сюда еще с десяток вентиляторов и дым-машину – получается эффект подводной съемки. Технология с «наложением» воды на пост-продакшене называется «Dry for wet» (приблизительный перевод – сухой для мокрого). В этих сценах кажется, что герои действительно где-то в океане на большой глубине. Главная сложность – волосы персонажей: чтобы они двигались в воде как надо, их прошлось дорисовывать графикам (потому у некоторых героев и вовсе гладкие прически). И вообще, с законами физики все непросто, рассказывает главный по визуальным эффектам – Келвин МакИлвейн.
Компьютерные технологии также очень пригодились при «заселении» подводных царств жителями. МакИлвейн подчеркивает, что «Аквамен» стал прорывным фильмом для индустрии спецэффектов, десять лет назад такое кино было просто немыслимо. Благодаря технологиям захвата движения и виртуального студийного производства все эффекты можно было наблюдать в реальном времени, прямо во время съемок: например, на съемочной площадке персонаж находится на платформе, а в кадре уже видно, как герой рассекает водную пучину верхом на морском чудище.
Но, как уже было отмечено, для съемок построено и немало «живых» декорациях. Огненный ринг для битв и оружейная созданы по-настоящему, а макет огромного затопленного судно галеон на самом деле находился под водой в бассейне. В воду во время съемок пришлось поместить и декорацию русской подводной лодки. Но особенно художник фильма Билл Брзески гордится храмом Мертвого царя, где на троне восседает сам властитель Атлант и сжимает в хладных руках легендарный трезубец. Брзески сделал огромную пирамидальную пещеру, изрытую ходами, с большим куполом – выглядит впечатляюще!
Кстати, Сицилию, где проходит битва супергероев и злодеев, снимали тоже на австралийской студии Village Roadshow Pictures. Затейник Брзески построил уютный итальянский городок прямо на заднем дворе! Прообразом этой красоты стало реальное поселение на Сицилии под названием Эриче. Заграничные командировки тоже были: в Италии и Марокко видеооператоры набирали материал для живописных фонов.
Художница Ким Барретт отвечала за костюмы: главный элемент всех подводных одежд – чешуйки.
Но, как говорится, эффектность требует жертв: исполнители главных ролей Джейсон Момоа и Эмбер Хёрд жаловались на неудобство своих нарядов. Хёрд постоянно мешал тугой корсет, особенно во время исполнения трюков. Прямолинейный Момоа сокрушался о том, что в костюме сложно ходить в уборную. Финальный доспех морского властелина Аквамена имеет золотой верх, который был распечатан 3D-принтере. А огромный глазастый шлем Черной Манты и вовсе сделали из поролона, в противном случае в нем было бы сложно передвигаться из-за тяжести.
Интересны и взаимоотношения, царившие на съемочной площадке. Поскольку в начале фильма персонаж Джейсона Момоа – изгой, причем сильно пьющий, режиссер Джеймс Ван посоветовал ему подналечь на спиртное. Актер так вжился в роль, что не только обильно выпивал, но и стал на какое-то время более эмоциональным и чувствительным человеком. Его напарница Эмбер Хёрд рассказала, что порой Момоа бывал невыносим, а однажды даже вырвал несколько страниц из ее книги, которую артистка предпочитала читать в свободное время. Несмотря на маленькие неурядицы, в коллективе царила теплая атмосфера, слаженную работу которого мы имеем удовольствие видеть на больших экранах.