Шуточки про бородатых женщин из уст Дени ДеВито – смешно, а вот мудрые речи от маленькой героини 14-летней актрисы Нико Паркер – звучат натянуто, безжизненно и заунывно. Не знаю, может, дело в дубляже, но, кажется, слоновий ремейк с первых минут, не таясь, демонстрирует свои слабейшие стороны: персонажи и сценарий. Давайте обо всем порядку в рецензии на фильм «Дамбо».
Не стоит искать прямые сюжетные пересечения между оригинальным мультфильмом 1940-х и нынешней картиной – ведь, как говорится, о, времена! о, нравы! Современный «Дамбо» шлет поклон и белых мышек рисованному старичку и погружает зрителей в историю немного иного толка. С войны без левой руки возвращается Холт Фэрриер (Колин Фаррелл) – бывший циркач появляется в своем шапито (цирк братьев Медичи), где его встречают дети-сиротки – Милли (Нико Паркер) и Джо (Финли Хоббинс), приятели-фокусники и лично директор Макс Медичи (Дэнни ДеВито). Режиссер Тим Бертон пуще всякого ребенка любит все вот это цирковое, яркое, фриковое. Еще со времен «Большой рыбы» хлебом его не корми, только дай снять полосатый шатер с Дэнни ДеВито.
Так что шапито-шоу удается Бертону на славу. Визуальное исполнение – пожалуй, главный аттракцион этого фильма. Режиссер дает зрителям немало времени насладиться чудными жителями, населяющих цирк Медичи, рассмотреть все костюмы и детали, прежде чем начнется активное действие. Макс Медичи, чтобы спасти свой бизнес от краха, таки купил слона. И не просто слона, а беременную слониху! Миссис Джамбо производит на свет Дамбо – результат кропотливой работы специалистов по компьютерной графики, что совершенно не мешает ему выглядеть ужасной милахой с предположительно собачьими повадками. Поначалу над большеухим слоненком все потешаются, а его первый выход на сцену и вовсе оборачивается скандалом. Но, к счастью, Милли и Джо обнаруживают, что зверь не простой, а летающий, и Дамбо начинают эксплуатировать по полной.
Почуяв деньги, на горизонте появляется обаятельнейший злодей-шоумен В. А. Вэндевер. Исполняющий эту роль Майкл Китон составляет идеальный комический дуэт с Дени ДеВито. Гонясь за наживой и не думая о других, В. А. Вэндевер портачит так, что его парк развлечений «Страна грез» сгорает к чертям слонячьим. Всех слоников отпускают на волю, а ДеВито делает свой луна-парк с блэкджеком и шлюхами без угнетения животных. Конееееец. Но Тим Бертон изо всех сил старается компенсировать слабый сценарий авторства Эрена Крюгера. Отдушинами в тягучке невнятной истории становятся цирковые сцены, где артисты выступают перед зрителями – хорошо поставленные, драматичные, завораживающие моменты, поэтому после просмотра весь «Дамбо» оставляет послевкусие шоу, перформанса.
В этом фильме интересно наблюдать именно за Бертоном, который то тут, то там появляется в разных деталях и, конечно же, в самом несуразном печальном слоне. В наш пресыщенный удовольствиями век сложно не увидеть в киноленте сатиру на всю индустрию развлечения, которой Бертон предрекает гореть синим пламенем: и внезапно совершенно детское продюсерское кино средней руки превращается в манифест одного художника. Умный и ироничный делец В. А. Вэндевер, изрыгающий в середине фильма банальность «следуй за своей мечтой» - вроде тех, которыми нас с малых ногтей почивает Disney, остается у разбитого корыта.
Потому что у пресыщенного развлечениями века, продолжает свой манифест Бертон, есть и другая сторона – огромные технические возможности, позволяющие любому изобретательному маргиналу стать звездой Ютуба, ну или Максу Медичи открыть диковинный синематограф взамен цирка уродцев. В общем-то это правильный посыл, который считают взрослые. Однако «Дамбо» все же, в первую очередь, сделан для детей. Для них тоже припасена мораль: животные должны жить на воле, и любое развлечение заканчивается там, где кому-то становится больно. Переиначивая Достоевского: веселье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного слоненка.
В эту концепцию отлично вписывается и герой Колина Фаррелла, Холт, который потерял руку на войне – в угоду интересам толстых кошельков. По идее его образ более драматичным должны были сделать дети, но те оказались совсем необязательными винтиками, которые приводят механику сюжета в движения – только и всего. Мальчик Джо там откровенно лишний герой, а девочку Милли хочется попросить пройти тест Тьюринга. Вдохнуть полноценную жизнь Бертону удалось только в кривляк Дени ДеВито и Майкла Китона, чего не скажешь, к моему личному огорчению, про Еву Грин. Сыгранная ею воздушная гимнастка с непростой женской судьбой смотрится красивым дополнением к истории. Грин, конечно, не виновата, что ей поленились написать хорошую роль, но все же как-то обидно за пропадающий впустую на протяжении более полутора часов талант.
Что хочется сказать в заключении рецензии на фильм «Дамбо»? Картину так и подмывает сравнить с недавним провальным «Щелкунчиком», но все же Бертон не дал истории превратиться в совсем уж бесплотный фантик – сверкающий и шуршащий. Смотреть «Дамбо» рекомендуется особенно детям: за сюжетом следить сильно не придется, и слоненок классный. Взрослые, избалованные «Битлджусом», «Большой рыбой» и т.д., будут разочарованы. Так что спрячьте завышенные ожидания и отправляйтесь в кинотеатры – посмотреть на то, как Тим Бертон ведет партизанскую войну в стане врага.
Оценка 5 из 10