О человеке

  • Биография

    Тим Бёртон родился в 1958 году в городе Бёрбанк, штат Калифорния, США, в семье Билла и Джин Бёртон (Эриксон), владельцев небольшого магазина сувениров Cats Plus, в котором продавались вещи, связанные с кошачьей тематикой. Иногда в информации к книгам режиссёра годом рождения Бёртона указан 1960-й. Эта информация является ошибочной, Бёртон неоднократно извинялся за это упущение. Тим Бёртон был первым ребёнком в семье. Отец будущего режиссёра занимал должность в парковом управлении Бёрбанка. Дом Бёртонов на Эвергрин-Стрит до сих пор сохранился. Он находится неподалёку от аэропорта Бёрбанка и кладбища «Вальгалла». Позднее Бёртон отразит своё виденье родного города в фильме «Эдвард Руки-ножницы».

    В юности играл в водное поло за школьную команду, предпочитал одиночество, слушая панк-рок и развлекаясь походами в кино. Репертуар его любимых кинотеатров, чаще всего, ограничивается второсортной фантастикой и фильмами ужасов. Одно время он мечтает работать актёром, «управляющим резиновым монстром Годзиллой» из японских фильмов. Вдохновлённый кино-работами Рэя Харрихаузена, он рано пробует делать свои собственные кукольные мультфильмы — большинство из них утеряны, либо считаются таковыми.

    После окончания школы в 1976 году поступил в Калифорнийский институт искусств. Во время учёбы Бёртон часто заменял написание учебных работ съёмками короткометражных любительских фильмов по мотивам заданного материала. К этому периоду времени относится, например, утраченные короткометражные фильмы «Гудини», «Остров доктора Игора» и др., а также анимационная лента «По следам монстра-сельдерея».

  • Подробнее о персоне

  • Карьера

    В 1979 году Бёртон начал работать сначала дизайнером персонажей, а затем аниматором на студии Уолта Диснея. Был несколько раз уволен и вновь принят. Первой крупной работой Бёртона была раскраска кадров в мультфильме Ральфа Бакши «Властелин колец» (1978). Также Бёртон принимал участие в создании лент «Лис и пёс» (1981), «Чёрный котёл» (1985) и первого диснеевского фильма с активным использованием компьютерной графики — «Трон» (1982).

    Тогда же Бёртон со своими друзьями снял свой последний «независимый» фильм «Луау — вечеринка по-гавайски». Долгое время об этом фильме ничего не было известно, кроме небольшого упоминания в одном из интервью Бёртона о том, что ради развлечения он с друзьями снял также фильм о мексиканском монстре, инопланетянах и сёрферах.

    Позже Бёртон сравнил работу на студии Диснея со службой в вооружённых силах (хотя он никогда не служил в армии).

    Ряд работ Бёртона так и останутся незавершёнными. Например, фильм о приключениях детей накануне Хэллоуина Trick or Treat был заморожен на уровне разработки концепции персонажей.

    Помимо этого, Бёртон режиссировал экранизацию сказки «Гензель и Гретель» (1982) специально для японского отделения Disney Channel.

    Впоследствии Бёртон снял на студии Диснея свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». Его следующую работу, «Франкенвини» (1984), студия не решилась выпускать на экраны, сочтя этот фильм несовместимым с имиджем детской компании, и в прокат он вышел лишь в 1992 году. В это же время на студии Бёртон познакомился со своей первой постоянной подругой Джули Хиксон. Под её влиянием была снята большая часть первых самостоятельных фильмов Бёртона. Хиксон также участвовала в разработке первых набросков сценария к «Бэтмену» (1989).


    «Франкенвини», несмотря на практический запрет, разошёлся по студиям в виде нескольких промо-копий и привлёк внимание известного комика Пола Рубенса. В результате тот поручил Бёртону снять полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви». Во время съёмок Бёртон завёл дружбу с композитором Дэнни Эльфманом, который с этого момента стал практически постоянным композитором в его фильмах.

    Фильм «Большое приключение Пи-Ви» имел значительный коммерческий успех. Этот факт подтолкнул руководство студии Warner Brothers к идее поручить подающему надежды режиссёру готовящуюся экранизацию комиксов о Бэтмене. Однако, из-за затянувшейся переработки первоначального сценария, съёмки были отложены на неопределённый срок. Во время этого перерыва Бёртон как режиссёр участвовал в двух телепроектах, он снял сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и детектив «Горшок».

    В силу ранее заключённого со студией контракта, Бёртон должен был снять ещё один фильм. Он отверг сценарии второсортных комедий, которые поступили к нему после успеха «Пи-Ви». В итоге этим фильмом стал «Битлджус» (1988), за которым последовали две ленты, положившие начало возрождению в массовой культуре «бэтмэнианы»: «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992).

    В этот период Бёртон сходится с известным фотографом Леной Гейске, с которой вступает в брак 24 февраля 1989 года. 31 декабря 1991 года пара расторгла брак.

    Многие исследователи творчества Бёртона считают, что его женщины оказывали сильнейшее влияние на творчество режиссёра. Велико было и влияние бывшей танцовщицы стриптиза Лизы Мэри, художницы, а впоследствии и актрисы, с которой режиссёр долгое время встречался, обручился в начале 1992 и прожил вместе вплоть до 2001 года.

    За это время были сняты наиболее показательные для творчества Бёртона фильмы: «Эдвард Руки-ножницы» (1990), «Эд Вуд» (1994), «Сонная Лощина» (1999) и другие.

    Фильмом «Эдвард Руки-ножницы» ознаменовано начало длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом. Депп возглавляет список актёров, постоянно снимающихся у Бёртона и считается альтер-эго Бёртона.

    На съёмках «Эдвард Руки-ножницы» Бёртон все больше сблизился с кумиром своей юности актёром Винсентом Прайсом (они познакомились ещё во время озвучивания мультфильма «Винсент»). Результатом дружбы стали съёмки документального фильма «Разговоры с Винсентом». Фильм остался незаконченным из-за смерти актёра в 1993 году.

    Дважды режиссёр пробовал себя в съёмках рекламных роликов: в 1998 году для рекламы жевательной резинкиHollywood Gum он снял ролик «Садовый гном», а в 2000 году снял два ролика для часовой компании Timex под названиями «Кунг-фу» и «Манекен». В ролике «Манекен» главную роль исполнила Лиза Мэри, которая также появлялась в эпизодических ролях или ролях второго плана практически во всех фильмах Бёртона в период с 1994 по 2001 год и озвучивала некоторых персонажей в сериале «Стейнбой — мальчик-пятно».

    Кроме этого, Бёртон активно писал сценарии к собственным фильмам и мультфильмам («Эдвард Руки-ножницы», «Кошмар перед Рождеством», в дальнейшем «Труп невесты» и многим другим).

    Поставленный из-за большой загруженности другим режиссёром (Генри Селиком) кукольный анимационный фильм «Кошмар перед Рождеством» по одному из ранних стихотворений Бёртона поначалу не получил признания зрителей, но, будучи выпущенным на видео, вызвал бурный успех и на долгое время стал его визитной карточкой.

    В 1995 году вышло первое издание ставшего классическим сборника интервью «Бёртон о Бёртоне» американского кинокритика Марка Солсбери. Предисловие к сборнику написал Джонни Депп. В феврале 2008 книга вышла на русском языке в издательстве «Азбука» под названием «Тим Бёртон. Интервью: Беседы с Марком Солсбери».

    Этот период характерен ещё и наибольшим количеством фильмов, которые были предложены для съёмок Бёртону, но по тем или иным причинам съёмки либо были приостановлены, либо пост режиссёра переходил другим: так, Бёртон мог снять фильмы «Мэри Рейлли» (был замещён Стивеном Фрирзом), «Супермена жив» (отменён), «Динозавры атакуют!» (отложен), «Человек с инфракрасным зрением» (отложен), продолжения «Битлджуса», «Падение дома Эшеров» по рассказу Эдгара По, фильм в стиле фликов Расса Мейера «Go Baby Go», — итого около десятка проектов. Ко всему прочему, Бёртон планировал снять Лизу Мэри в главной роли в ремейке классического фильма ужасов Марио Бава «Маска Демона» по повести Гоголя «Вий».

    В 1997 году выпустил книгу «Унылая смерть мальчика-устрицы» с собственными иллюстрациями. По словам самого Бёртона, сказанными в телеинтервью, — это не детская книга, и вряд ли дети поймут её.

    Тогда же с подачи Мэри стал увлекаться дзэнскими медитативными практиками, которые помогли ему пережить ряд важных для него закрытых проектов, и всё больше склоняется к вегетарианству. Более глубоким стало его увлечение фотографией. Бёртон экспериментировал с широкоформатными и цифровыми камерами. Объектом его съёмок чаще всего была Мэри.

    В этом же году Бёртон принял приглашение на участие в жюри Международного кинофестиваля в Каннах.

    В начале 2000-х годов уехал из Калифорнии и поселился в Лондоне.

    В 2001 году Бёртон приступил к съёмкам ремейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». В этот момент Бёртон увлекается английской актрисой Хеленой Бонэм Картер. Их союз с Лизой Мэри распадается. По суду режиссёр выплачивает бывшей жене $5,4 млн (выплата будет задержана по вине Бёртона на три года). Последовавшие спустя несколько лет требования Лизы Мэри выплатить ей дополнительную денежную сумму были отвергнуты в судебном порядке.

    В октябре 2001 Бёртон обручился с Бонэм Картер. Вышедшая в прокат в июле того же года «Планета обезьян» собрала только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов.

    Смерть обоих родителей и последующее рождение (4 октября 2003) сына Билли Рэя нашла отражение в самом противоречивом его фильме «Крупная рыба». Необычная для всего остального творчества Бёртона лента послужила почвой для слухов и домыслов в прессе о творческом кризисе режиссёра.

    Однако эти слухи были развеяны двумя последующими картинами: «Чарли и шоколадная фабрика» по детской повести Роальда Даля и кукольным мультфильмом «Труп невесты», причём за последний из них был номинирован на «Оскар» в 2005 году. В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех.

    Летом 2006 года Бёртон пытался реализовать давний замысел по экранизации истории авантюриста и естествоиспытателя Александра Рипли. Проект получил название «Верю — не верю». Однако из-за проблем с превышением бюджета его реализация сначала была отложена, а затем и вовсе поручена другому режиссёру. Тим Бёртон поначалу остался лишь в качестве продюсера, а затем, в октябре 2006, и вовсе покинул проект. Тогда же, в 2006 он срежиссировал музыкальный видеоклип на песню «Bones» группы The Killers. В конце октября компания Warner Bros выпустила повторно мультипликационный фильм «Кошмар перед Рождеством» в стереоскопическом изображении. Попутно переиздался двойной диск с расширенным саундтреком к фильму. Позднее появилось официальное заявление компании «Дисней» о 3D-ремастеринге мультфильма «Винсент».

     

  • Фильмография

    Режиссерская карьера

    2-Битлджус
    2019-Дамбо
    2016-Дом странных детей Мисс Перегрин
    2014-Большие глаза
    2012-The Killers: Here with Me (видео)
    2012-Франкенвини
    2012-Мрачные тени
    2010-Алиса в Стране чудес
    2007-Суини Тодд демон-парикмахер с Флит-стрит
    2006-The Killers: Bones (видео)
    2005-Труп невесты
    2005-Чарли и шоколадная фабрика
    2003-Крупная рыба
    2001-Планета обезьян
    2000-Мир Стэйнбоя (мини-сериал
    1999-Сонная Лощина
    1996-Марс атакует!
    1994-Разговоры с Винсентом (видео)
    1994-Эд Вуд
    1992-Бэтмен возвращается
    1990-Эдвард руки-ножницы
    1989-Бэтмен
    1988-Битлджус
    1989-Альфред Хичкок представляет (сериал) 1985 –
    1985-Большое приключение Пи-Ви
    1984-Франкенвини
    1983-Гензель и Гретель (ТВ)
    1982-Луау — вечеринка по-гавайски
    1982-Винсент
    1987-Театр волшебных историй (сериал) 1982 –
    1979-Гибельный доктор
    1979-King and Octopus Animation
    1979-По следам монстра-сельдерея
    1974-1997
    1972-Tim's Dreams
    1971-Остров доктора Агора
    1971-Houdini: The Untold Story
    1971-Prehistoric Caveman


    Актерская карьера

    2012-Vampires Kiss/Blood Inside (Van Helsing); (короткометражка)
    1994-Как Гринч украл рождество (специальная версия) (ТВ), (Interview); (короткометражка)
    1992-Одиночки (Brian)
    1982-Луау — вечеринка по-гавайски (Luau)
    1979-Гибельный доктор (Don Carlo); (короткометражка)
    1971-Остров доктора Агора (Doctor Agor); (короткометражка)

  • Награды

    Оскар, 2013 год
    Номинации: Лучший анимационный фильм («Франкенвини»)
     
    Оскар, 2006 год
    Номинации: Лучший анимационный фильм («Труп невесты»)
     
    Золотой глобус, 2008 год
    Номинации: Лучший режиссер («Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»)
     
    Каннский кинофестиваль, 1995 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Эд Вуд»)
     
    Венецианский кинофестиваль, 2007 год
    Победитель: Золотой лев за вклад в мировой кинематограф
     
    Венецианский кинофестиваль, 2005 год
    Победитель: Премия Future Film Festival Digital Award («Труп невесты»)
     
    ММКФ, 2012 год
    Победитель: Приз за вклад в мировой кинематограф
     
    Британская академия, 2013 год
    Номинации: Лучший анимационный фильм («Франкенвини»)
     
    Британская академия, 2004 год
    Номинации: Премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре («Крупная рыба»)
     
    Сатурн, 2008 год
    Номинации: Лучший режиссер («Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»)
     
    Сатурн, 2000 год
    Номинации: Лучший режиссер («Сонная Лощина»)
     
    Сатурн, 1997 год
    Номинации: Лучший режиссер («Марс атакует!»)
     
    Сатурн, 1993 год
    Номинации: Лучший режиссер («Бэтмен возвращается»)
     
    Сатурн, 1990 год
    Номинации: Лучший режиссер («Битлджус»)

  • По материалам ru.wikipedia.org

Новости

Новостей пока нет, Вы можете быть первым

Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать эту персону: