Гость
Мы в соцсетях

О человеке

  • Биография

    Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке в еврейской семье, он был первым ребёнком Джейкоба Леонарда Кубрика  и Сэди Гертруды Первелер . В мае 1934 года родилась его сестра Барбра Мэри. Предками отца были польские, австрийские и румынские евреи; он работал хирургом, окончив в 1927 году Нью-Йоркский медицинский колледж и в тот же год женившись на Сэди, которая была дочерью еврейских эмигрантов из Восточной Галиции. Прадед Кубрика, Герш Кубрик , прибыл на остров Эллис из Ливерпуля на корабле 27 декабря 1899 года. Ему было 47 лет и он оставил в Европе жену и двух выросших детей , чтобы начать новую жизнь с молодой женщиной. В 1902 году в США перебрался и Элиас.

    В детстве Стэнли жил в Бронксе, в квартире 2160 на проспекте Клинтона. Семья Кубрик не была религиозной, хотя Якоб и Гертруда были женаты по еврейской традиции, но сам Стэнли в итоге вырос атеистом. По меркам самого Бронкса семья Кубрик была довольно богатой.

    Отец Стэнли научил его игре в шахматы в возрасте двенадцати лет, и этой игрой он оставался одержим на протяжении всей своей жизни. А через год отец купил сыну фотокамеру фирмы Graflex, с чего началось его увлечение фотографией. В старших классах Кубрик играл на ударных в школьном свинг-коллективе и одно время мечтал стать джаз-музыкантом. Родители очень любили Стэнли и предоставляли ему большую свободу: он гулял по городу и занимался тем, что ему было интересно.

    После начальной школы Кубрик поступил в среднюю школу имени Уильяма Говарда Тафта, где учился с 1941 по 1945 годы. У него была плохая успеваемость: в среднем, 67 баллов из ста. Школу он окончил в 1945 году, но из-за плохих знаний не смог поступить в высшее учебное заведение. Позже, Кубрик пренебрежительно отзывался о своем воспитании и образовании, утверждая, что ничего в школе его не интересовало. Родители отправили его жить в Лос-Анджелес к родственникам, где он жил в течение года.

    Ещё в средней школе он был выбран на год официальным школьным фотографом. В 1946 году он часто посещал вечерние занятия в Городском колледже Нью-Йорка , но затем их бросил. В конце концов, он начал искать работу в качестве независимого фотографа и подыскивать место учёбы. В 1946 году он стал подрабатывать фотографом для журнала Look, а затем стал их штатным фотографом. Кроме того, Кубрик зарабатывал игрой в шахматы в Вашингтон-сквер и в различных шахматных клубах Манхэттена.Кубрик со своим отцом ДжейкобомЗа годы работы в журнале Look Кубрик женился на Тобе Этте Метц  29 мая 1948 года. Они жили в Гринвич-Виллидж, и развелись в 1951 году. В это время Кубрик начал посещать показы фильмов в музее современного искусства и кинотеатрах Нью-Йорка. Он был особенно вдохновлён творчеством Макса Офюльса, чьи фильмы впоследствии повлияли на визуальный стиль Кубрика.

  • Подробнее о персоне

  • Карьера

    В 1951 году друг Кубрика Алекс Зингер убедил его, что ему следует начать зарабатывать на съёмках короткометражных документальных фильмов для компании March of Time - поставщика кинохроники в кинотеатры. Кубрик согласился и на собственные деньги снял короткометражный документальный фильм «День схватки» в 1951 году. В фильме, в частности, был использован необычный стиль съёмки, который стал одним из ярких операторских приёмов Кубрика. Хотя компания March of Time разорилась в том же году, Кубрик продал «День схватки» кинокомпании RKO Pictures за $ 100. Вдохновлённый своим ранним успехом, Кубрик уволился из журнала Look и начал работать над своим вторым короткометражным документальным фильмом, «Летящий падре» , финансируемым RKO. Третьей его работой был короткометражный фильм «Морские наездники» , первый цветной фильм Кубрика. Это был 30-минутный рекламный фильм, созданный для международного профсоюза моряков. Эти три фильма составляют единственные сохранившиеся документальные работы Кубрика. Однако, считается, что он был вовлечён в съёмки других короткометражных фильмов, которые были утрачены. Ни одна из этих плёнок никогда не была официально выпущена, хотя они широко транслировались, а их фрагменты используются в документальном фильме «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино». Кроме того, «День схватки» и «Летящий падре» были показаны по каналу ТСМ.

    Кубрик перешёл на съёмки фильмов с картины «Страх и вожделение» , рассказ о команде солдат, пойманных в тылу врага во время боевых действий. Хоть картина «Страх и вожделение» получила положительные отзывы, в результате фильм провалился в прокате. В более поздние годы Кубрик смущался от упоминания этого фильма, который он стал называть любительской работой. Он отказывался показывать свой фильм по телевидению и сделал все возможное, чтобы убрать этот фильм из общественного обращения. Но по крайней мере один экземпляр остался в руках частного коллекционера и впоследствии  фильм был издан на VHS-кассетах, а позднее на DVD.

    Во время работы над фильмом «Страх и вожделение» распался брак Кубрика с Тобой Мец. Он встретил свою вторую жену, танцовщицу и театральную художницу австрийского происхождения Рут Соботка, в 1952 году. Они жили вместе в Ист-Виллидж с 1952 года до их свадьбы, состоявшейся 15 января 1955. Тем же летом они переехали в Голливуд. Соботка сыграла эпизодическую роль в следующем фильме Кубрика, «Поцелуй убийцы» , также была арт-директором на съёмках фильма «Убийство» .

    Так же, как и «Страх и вожделение», «Поцелуй убийцы» стал короткометражным художественным фильмом, продолжительностью чуть более часа. Фильм был встречен ограниченным коммерческим и критическим успехом. Фильм рассказывает о молодом боксёре-тяжеловесе, находящемся в конце своей карьеры, он попадает в любовный треугольник, в котором его соперник замешан в криминальных делах. Оба фильма  были сделаны на собственные деньги Кубрика и пожертвования друзей.

    Алекс Зингер представил молодого Кубрика продюсеру по имени Джеймс Б. Харрис, и они стали близкими друзьями, а их компания «Harris-Kubrick Productions» будет финансировать последующие три фильма Кубрика. Они вместе купили права на роман Лайонела Уайта под названием «Перерыв на чистку», который Кубрик превратил в сценарий к фильму «Убийство». Несмотря на восхищённые рецензии и отзывы критиков, фильм не имел финансового успеха. Во многих отношениях фильм «Убийство» следовал концепциям фильмов нуар. Хотя жанр нуар достиг рекордной популярности в 1940 году, сюжет, режиссёрские приёмы и кинематографичность картины «Убийство» вызвали возрождение этого жанра, и сейчас она считается одной из лучших картин в этом жанре.

    Широкая известность фильма «Убийство» Harris-Kubrick Productions заинтересовала компанию Metro-Goldwyn-Mayer. Студия предложила им свою богатейшую коллекцию купленных прав на экранизацию рассказов, из которой Кубрик мог выбрать свой следующий проект. За это время Кубрик также сотрудничал с Колдером Уиллингтоном по экранизации австрийского романа «Жгучая тайна».

    Следующим фильмом Кубрика стал «Тропы славы» , в основу которого лёг роман, написанный в 1935 Хэмфри Коббом. Речь в романе  идёт о французском офицере, которому высокопоставленное начальство приказало вести своих людей на смертельное задание. В результате провала миссии трёх невинных солдат обвиняют в трусости и собираются казнить в назидание другим. Кирк Дуглас, исполнитель главной роли, сыграл главную роль и в поисках и обеспечении финансирования амбициозного производства. Фильм не имел значительного коммерческого успеха, но кинокритиками был вполне признан в своей категории, а самого Кубрика после съёмок фильма стали воспринимать как одного из самых перспективных молодых режиссёров Стивен Спилберг называл этот фильм одним из своих любимых у Кубрика.

    В ходе производства «Тропы славы» в Мюнхене Кубрик встретил молодую романтическую немецкую актрису Кристиан Харлан , которая играла в фильме единственную женскую роль. Кубрик развёлся со своей второй женой Рут Соботка в 1957 году и уже в следующем году женился на Кристине. Они оставались вместе до самой смерти Стэнли Кубрика в 1999 году. После замужества Кристина выбрала карьеру художницы.

    После своего возвращения в Соединённые Штаты Кубрик работал в течение шести месяцев над фильмом с Марлоном Брандо под названием «Одноглазые валеты» . Но их представления расходились по поводу целого ряда решений, Брандо в конечном итоге уволил Кубрика и решил собственноручно закончить фильм. Кубрик работал над рядом непродюсируемых киносценариев, в том числе над сценарием к фильму «Помешанный на свободе», пока Кирк Дуглас не попросил его взять на себя режиссёрские обязанности по производству фильма «Спартак» , продюсируемого самим Дугласом. Первоначально режиссёрское кресло занимал Энтони Манн, но он был уволен студией спустя две недели после начала съёмок.

    Фильм, основанный на действительной истории обречённого восстания рабов Римской империи, был трудным проектом. Между Кубриком и Дугласом постоянно возникали творческие разногласия, которые выливались в открытые конфликты. Столкнувшись с отсутствием полной творческой свободы, Кубрик впоследствии негативно оценил результат своего участия в создании фильма, что ещё больше разозлило Дугласа. Дружба двух великих кинодеятелей, родившаяся на съёмках «Троп славы», была уничтожена в процессе съёмок «Спартака». Годы спустя Дуглас назвал Кубрика «талантливым дерьмом» .

    Несмотря на череду разногласий, «Спартак» получил четыре премии «Оскар», окупил себя и сделал Кубрику громкое имя. После «Спартака» Кубрик искал новые варианты финансирования своих фильмов, чтобы оставаться независимым от голливудских продюсеров.

    В 1962 году Кубрик переехал в Англию для съёмок своего следующего фильма «Лолита». Здесь он и будет жить до конца своей жизни. Основной причиной для переезда послужило то, что «Лолиту» можно было снимать только в стране с более мягкой цензурой, чем США. Но и после «Лолиты» Кубрику пришлось оставаться в Англии - сначала для съёмок фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», так как Питеру Селлерсу было запрещено в тот период покидать Англию , а затем - при работе над «Космической Одиссеей 2001 года», для которой требовалась мощность звука, недоступная тогда в Америке. Впрочем, после съёмок «Лолиты» и «Доктора Стрейнджлава», уже на ранних этапах планирования «Космической Одиссеи 2001 года» Кубрик решил поселиться в Англии навсегда.

    Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалёку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесённом высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть своё двойное гражданство, режиссёр сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.

    «Лолита» стала первым фильмом Кубрика, породившим общественные споры. Книга русско-американского писателя Владимира Набокова рассказывает о романе между зрелым мужчиной по имени Гумберт и его двенадцатилетней падчерицей. Роман был уже печально известен как «непристойный» и породил знаменитый судебный процесс. Кубрик попросил Набокова адаптировать свой роман для кино. Писатель изначально подготовил 400-страничную версию сценария, который он затем сократил до 200 страниц. Окончательную версию сценария дописал сам Кубрик, а вариант Набокова вошёл в фильм лишь на 20 %. Набоков опубликовал свой оригинальный сценарий под названием «Лолита: сценарий».

    До выпуска фильма Кубрик понял, что для получения одобрения со стороны Производственного кодекса сценарий не должен быть чрезмерно провокационным, поэтому некоторые скользкие моменты в картине были приглушены и лишь намекали на сексуальные отношения Гумберта и Лолиты.

    После премьеры фильма оценки кинокритиков были крайне полярными: одни хвалили его за смелые решения, а другие были удивлены отсутствием близости между Лолитой и Гумбертом. Дебютантка Сью Лайон получила премию «Золотой глобус» в номинации «самая многообещающая начинающая актриса». Кроме того, картина была номинирована на семь наград Киноакадемии.

    Следующий фильм Кубрика, «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» , стал культовым фильмом, а сейчас считается классикой. Роджер Эберт написал, что это лучший сатирический фильм, когда-либо сделанный. Сценарной основой фильма послужил роман «Красная Тревога», написанный бывшим капитаном авиации ВВС США Питером Джорджом. «Красная тревога» является серьёзной поучительной историей о случайной атомной войне. Тем не менее, Кубрик представил условия, ведущие к ядерной войне настолько абсурдно, что эта история стала чёрной комедией.

    Интересным является и то, что актёр Питер Селлерс, сыгравший эпизодическую, но ключевую роль в «Лолите», в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трёх разных персонажей: президента США Меркина Маффли, самого доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка. Кубрик позже назвал Селлерса «Невероятным», но выразил сожаление из-за того факта, что маниакальной энергии актёру редко хватало более чем на два или три дубля. Чтобы преодолеть эту проблему, Кубрик снимал двумя камерами одновременно, давая Селлерсу импровизировать.

    «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» стал прообразом антивоенных движений в поздних 1960-х годах . В фильме было показано в высшей степени скептическое отношение к военной политике США, которая считалась идеальной  до момента выпуска фильма.

    Кубрик потратил пять лет на разработку своего следующего фильма, «Космическая одиссея 2001 года» . Кубрик написал сценарий совместно с писателем-фантастом Артуром Кларком, расширив сюжетную линию рассказа Кларка «Часовой». «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», - рассказывал Кларк.

    Новаторские визуальные эффекты были созданы под надзором Кубрика, им была собрана команда, которая включала молодого Дугласа Трамбала, который позже стал известным за его работу над фильмами «Молчаливый бег» и «Бегущий по лезвию». Во время съёмок Кубрик широко использовал метод блуждающей маски для запечатления космических полетов, эта же методика использовалась также девять лет спустя Джорджем Лукасом в создании фантастической саги Звёздных войн, хотя фильм Лукаса также использовал и другие эффекты, такие как motion-control, которые были недоступны для Кубрика в середине 60-х. Яркой была работа легендарного британского оператора Джеффри Ансуорт, который позже снимал классические фильмы, такие как «Кабаре» и «Супермен». Производственным компаниям были даны консультации относительно того, каков будет дизайн специального оборудования и бытовых предметов в недалёком будущем. Редкий случай для кино: в фильме были отражены такие специфические моменты, как полная тишина вакуума космоса и реалистично изображена невесомость.

    Фильм известен благодаря уместному использованию классической музыки Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» и вальса Иоганна Штрауса «Голубой Дунай», сделав их на некоторое время нестираемо связанными с фильмом, особенно первого, остававшегося неизвестным широкой публике до выхода фильма. Кубрик также использовал музыку современного венгерского авангардиста-композитора Дьёрдя Лигети, хотя некоторые части его композиций были изменены без согласия Лигети.

    Хотя в конечном итоге фильм имел огромный успех, он изначально не был принят как неоспоримый хит. Первоначальная реакция критиков была крайне враждебной, они опирали свои нападки на отсутствие частых диалогов, медленность действия, и, казалось бы, недоступный сюжет для фильма. Один из немногих защитников фильма была Пенелопа Гиллиатт которая назвала его  «в каком-то роде великое кино» . Фильм получал положительные отзывы молодой аудитории, особенно относящейся к контркультуре 1960-х годов, за сцены кажущегося психоделичным путешествия в бесконечном течении космоса - всё это сделало фильм хитом. Оставшись без наград в номинациях за лучшую режиссуру, лучшую работу сценариста, а также продюсерскую работу, единственный Оскар Кубрик получил за визуальные эффекты к фильму «Космическая одиссея 2001». Сегодня, однако, многие считают «Космическую одиссею 2001» величайшим научно-фантастическом фильмом всех времён.

    В художественном плане «Космическая одиссея 2001 года» радикально отличалась от предыдущих работ Кубрика. Фильм содержит всего 45 минут диалога в течение всего хронометража фильма продолжительностью два часа двадцать минут. Наиболее памятные в фильме слова принадлежат компьютеру HAL 9000 в его диалогах с Дэйвом Боуманом. Некоторые утверждают, что Кубрик противопоставляет гуманизм будущего стерильному миру машин. Неоднозначный конец фильма продолжает поражать современных зрителей и критиков. После этого фильма Кубрик больше никогда не будет столь радикально экспериментировать со спецэффектами и повествовательной формой, однако его последующие фильмы будут поддерживать некоторый уровень неопределённости, который был заложен в «Космической одиссее».

    Интерпретации фильма многочисленны и довольно разнообразны. Несмотря на то, что картина была выпущена в 1968 году, она всё ещё порождает дискуссии. А когда критик Джозеф Гэльмис спросил Кубрика о смысле фильма, тот ответил:
    Эти вопросы я предпочитаю не обсуждать, потому что они очень субъективны и ответы на них будут меняться от зрителя к зрителю. В этом смысле фильм становится всем тем, что зритель видит в нём. Если фильм вызывает эмоции и проникает в подсознание зрителя, если он стимулирует какие бы то ни было, пусть зачаточные, мифологические и религиозные стремления и импульсы, то это его успех.

    «Космическая одиссея 2001 года», пожалуй, самый известный и влиятельный фильм Кубрика. Стивен Спилберг назвал его «Большим Взрывом»  поколения, сосредоточившим своё внимание на космической гонке. Он был предшественником взрыву кинорынка научной фантастики девять лет спустя, который начался с выпуска фильмов «Звёздные войны» и «Близкие контакты третьей степени». Но вышел на два года позже известнейшего «Звёздного пути».

    После «2001: Космическая одиссея» Кубрик начал работать над Warner Bros.-Seven Arts и снимать для неё фильмы. Сначала были попытки сделать фильм о жизни Наполеона Бонапарта. К сожалению, проект не получил финансирования и Кубрик отправился на поиски проекта, который он может снять быстро на небольшой бюджет. В итоге он остановился на «Заводном апельсине» . Его адаптация романа Энтони Берджесса - «тёмное, шокирующие исследование насилия в человеческом обществе». Фильм был выпущен с рейтингом X  на территории США, что вызвало значительные споры. А постер фильма был создан легендарным дизайнером Биллом Голдом.

    Действие фильма происходит в футуристической версии Великобритании, которая имеет авторитарный и хаотический характер. Центральный персонаж фильма - подросток-хулиган по имени Алекс ДеЛардж , который вместе со своей шайкой «другов» получает наслаждение от драк, грабежей, пыток и изнасилований, совершая их без совести и раскаяния. Однако жестокое избиение и убийство пожилой женщины, наконец, привело Алекса в тюрьму. Там он подвергается экспериментальному лечению отвращением, так называемой «технике Людовико», которое подавляет его стремление к агрессии, хотя он не имеет свободного нравственного выбора. При публичной демонстрации успехов техники с Алексом жестоко обращаются, но он не сопротивляется - технология сделала его меньше, чем человеком. Однако у техники был и побочный эффект: она отвращала его от классической музыки, любовь к которой была одной из немногих его человеческих черт. После освобождения он встречает своих бывших друзей, которые предали его и избили. Алекс становится пешкой в политической игре.

    Обществом лента иногда воспринималась как коммунистическая  из-за его небольшой связи с русской культурой. Подростковый сленг имеет сильно выраженную лексику русского языка, что можно отнести к первоисточнику Берджесса. Существует несколько свидетельств того, что общество в фильме является социалистическим, или, возможно, обществом, переживающим кризис или государством фашистского строя. В романе улицы изображены в стиле русского социалистического искусства, и в фильме есть фреска социалистического уклона - работа с ненормативной лексикой. Позже в фильме, когда новое правое правительство приходит к власти, атмосфера, безусловно, становится более авторитарной, чем анархистское настроение в начале фильма. Ответ Кубрика на вопрос Симена остаётся неоднозначным: непонятно, какое точно общество представлено в фильме. Он считал, что в фильме представлено сравнение между двумя партиями политического устройства - левой и правой, - и что между ними существует довольно малая разница. Кубрик заявил, что «министр, которого сыграл Энтони Шарп, явно фигура правой партии. Писатель, Патрик Маги, это сумасшедший левый. … Они отличаются только в их догмах. Их Средства и методы почти ничем не отличаются».

    Кубрик снял «Заводной апельсин» быстро и почти всё время находясь в Лондоне и его окрестностях. Несмотря на низкий технологический характер в фильме по сравнению с «2001: Космическая Одиссея», Кубрик показал свой талант для инноваций; для съёмок одной сцены он бросал камеры модели «Ньюмен Синклер» с пружинным мотором с крыши для того, чтобы добиться эффекта, которого он хотел.

    Огромное значение для сюжета играл тот факт, что главный герой - Алекс - любит классическую музыку, и что «промывка мозгов» после лечения Людовико случайно у него вызывает отвращение к его любимой девятой симфонии Бетховена. Таким образом, было естественно для Кубрика продолжать традиции, начатые в «2001: Космическая одиссея» по использованию множества классических композиций в фильме. Тем не менее, в этом фильме классическая музыка сопровождает сцены насилия и хаоса. Критики Полин Кейл  и Роджер Эберт  нашли неприятным в использовании Кубриком классической музыки как сопровождающего фона для насилия в этом фильме; Эберт называл это «милое, дешёвое, тупиковое измерение», а Кейл - «большим самомнением» . Берджесс, при адаптации романа, считал, что любовь к классической музыке - это то, что в конечном итоге спасло Алекса.

    Фильм был очень спорным из-за изображения подросткового группового изнасилования и насилия. Он был выпущен в том же году, что и фильм Сэма Пекинпа «Соломенные псы» и Дона Сигела «Грязный Гарри», эти три фильма вызвали яростный спор в средствах массовой информации о социальном эффекте кинематографического насилия. Споры обострились, когда похожие преступления были совершены в Англии, преступники носили те же наряды, что и герои «Заводного апельсина». Британские читатели романа отметили, что Кубрик опустил заключительную главу , в котором Алекс находит успокоение, смирение и приобретает здравый смысл.

    После угроз убийства его и его семьи Кубрик пошёл на необычный шаг - изъять фильм из показа в Великобритании. Он был недоступен в Соединенном Королевстве до своего переиздания в 2000 году, через год после смерти Кубрика, хотя фильм был разрешён в континентальной Европе. Кинотеатры Scala, в Кингс Кросс - Лондоне показали фильм в начале 1990-х годов , и по настоянию Кубрика кинотеатрам был предъявлен иск, в результате которого они были закрыты, тем самым лишив Лондон одних из своих немногих независимых кинотеатров.

    В середине 1990-х годов документальный фильм под названием «Запретный плод» о вопросе цензуры был выпущен в Великобритании. Кубрик не смог предотвратить использование документалистами кадров из «Заводного апельсина» в фильме.

    Следующий фильм Кубрика, вышедший в 1975 году, был адаптацией романа Уильяма Мейкписа Теккерея «Удача Барри Линдона» , также известного как «Барри Линдон», плутовского романа о приключениях и злоключениях ирландского игрока и авантюриста 18-го века.

    Полин Кейл, которая враждебно отзывалась о предыдущей работе Кубрика, нашла «Барри Линдона» холодным, медлительным и безжизненным кино. Хронометраж фильма, длиной более, чем три часа отпугнул многих американских критиков и зрителей, хотя и получил множество положительных отзывов от Рекса Рида и Ричарда Шикела. Журнал Time опубликовал рецензию на фильм, а Кубрик был выдвинут на три награды Академии. Фильм в общем был номинирован на 7 наград Академии, и выиграл четыре - больше, чем любой другой фильм Кубрика. Несмотря на это, «Барри Линдон» не был успешен в США, но фильм привлёк большую аудиторию в Европе, особенно во Франции.

    Как и в случае с большинством фильмов Кубрика, репутация «Барри Линдона» росла на протяжении многих лет, особенно среди других режиссёров. Режиссёр Мартин Скорсезе назвал его своим любимым фильмом из всего творчества Кубрика.

    Ряд сцен в фильме, снимался объективом Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, специально разработанным для использования только при натуральном освещении
    Как и в других фильмах Кубрика, методы освещения сцен были весьма новаторскими. Самый известный приём заключался в том, что интерьеры сцен снимались с помощью специально адаптированного сверхсветосильного объектива f/0.7 Zeiss и камеры, изначально разработанной для NASA. Это позволило включить в фильм сцены, снятые только при свечах, создавая рассеянное освещение, в результате многие сцены фильма напоминают картины 18-го века.

    Как и два предшествующих, фильм не имеет оригинальной музыки. Для создания партитуры к фильму композитор Леонард Розенман использовал ирландские народные песни  в сочетании с такими произведениями, как виолончельная соната e-moll RV 40 Антонио Вивальди, двойной концерт для скрипки и гобоя И. С. Баха, клавирное трио Es-dur и c-moll’ный экспромт Франца Шуберта, а также фрагменты сочинений Вольфганга Моцарта и Джованни Паизиелло. За создание этих аранжировок Розенман получил «Оскар».

    В 1976 году, художник Кен Адам, который работал с Кубриком над «Доктором Стрейнджлавом» и «Барри Линдоном», попросил Кубрика посетить недавно завершившийся этап съёмок фильма из серии об агенте 007 в студии Пайнвуд и дать рекомендации по работе над готовящимся фильмом о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил». Кубрик согласился проконсультировать с условием, что никто никогда не узнает о его причастности к фильму. Этот факт был раскрыт лишь после смерти Кубрика в 1999 году, когда в 2000 году он был обнародован Адамом в документальном фильме о создании «Шпион, который меня любил» на специальном издании DVD из серии фильмов об агенте 007.

    «А вот и Джонни!» Джек Николсон в роли Джека Торранса. Данный кадр стал фактически визитной карточкой фильма и его главной афишей на видео и DVD
    Темпы работы Кубрика значительно замедлились после «Барри Линдона», и он делал ещё один фильм на протяжении пяти лет. Картина «Сияние», выпущенная в 1980 году, основана на одноимённом бестселлере писателя Стивена Кинга. Главную роль исполнил Джек Николсон. Его персонаж - Джек Торранс - писатель, испытывает материальные затруднения, поэтому принимает предложение стать смотрителем отеля «Оверлук» в межсезонье. Отель-курорт расположен в горах Колорадо и зимой из-за снега отрезан от остального мира. Джеку с семьёй - женой, Венди  и сыном, Дэнни, предстоит провести всю зиму в полной изоляции. Дэнни, обладающий даром видения - «сиянием», обнаруживает в отеле «гостей» - призраков, населяющих это место, бывшее когда-то индейским кладбищем. Отель открывает всё более ужасные образы не только для Дэнни: его отец медленно сходит с ума.

    Фильм был снят полностью в лондонских павильонах. Для того, чтобы передать приступы клаустрофобии, угнетение и преследования в гостинице, Кубрик часто использует недавно изобретённую технологию «Стедикам», тяжелосбалансированная поддержка камеры, что позволило добиться плавных движений камеры в закрытых помещениях.

    Больше чем любой из его фильмов, «Сияние» породило легенду о Кубрике как перфекционисте с манией величия. Как сообщается, он потребовал сотни дублей некоторых сцен . Бесконечное повторение дублей особенно сложно давалось актрисе Шелли Дюваль, которая привыкла к импровизационному режиссёрскому стилю Роберта Олтмена.

    После премьеры «Сияние» получил в основном негативные отзывы, но оказался коммерчески успешен. Как и с большинством фильмов Кубрика, реакция критиков со временем менялась в положительную сторону. Он часто появляется в верхней части различных списков лучших фильмов ужасов вместе с «Психо» , «Изгоняющий дьявола»  и другой классикой фильмов ужасов. Некоторые из сцен в фильме, такие как поток крови из старинного лифта, являются одними из самых узнаваемых и широко известных сцен, созданных Стэнли Кубриком. Финансовый успех «Сияния» вновь подарил кинокомпании «Уорнер бразерс» «веру в способность Кубрика сделать художественно удовлетворительные и прибыльные фильмы после коммерческого провала „Барри Линдона“ в Соединенных Штатах».

    Самому Стивену Кингу фильм не понравился. Он назвал Кубрика «человеком, который слишком много думает, а чувствует слишком мало». В 1997 году Кинг решил поработать с Миком Гэррисом для создания телесериала по мотивам романа, который более соответствовал оригинальному тексту, однако также получивший в основном негативные отзывы как и от критиков, так и от зрителей в том числе.

    Прошло семь лет, прежде чем Кубрик снял следующий фильм. «Цельнометаллическая оболочка»  - адаптации романа Густава Хасфорда о войне во Вьетнаме «Дембеля». В главной роли снялся Мэтью Модайн.

    Фильм начинается в учебном центре корпуса морской пехоты, в штате Южная Каролина, США, где старший инструктор сержант Хартман жёстко тренирует новобранцев, с тем чтобы превратить их из бесполезных «червей» в мотивированных и дисциплинированных убийц. Рядового Лоренса сержант Хартман гнобит по поводу его избыточной массы тела, недалёкости и неуклюжести; Хартман даёт ему прозвище «Гомер Пайл» . Гомер отчаивается справиться с подготовкой. При помощи командира взвода рядового Шутника  он становится образцовым курсантом корпуса Морской пехоты США, постепенно сходя с ума. В последний день «учебки» у Кучи случается нервный срыв, и он убивает Хартмана, прежде чем самому застрелиться.

    В характерном для Кубрика стиле, вторая половина фильма переносит зрителя во Вьетнам вместе с сержантом Шутником . Шутник отправляется туда в качестве корреспондента военной газеты «Звёзды и полосы». Хотя он морской пехотинец, на фронте он журналист, и, следовательно, вынужден соблюдать этику своей профессии.

    Съёмки фильма полностью проходили в Англии, что было очень сложно для Кубрика и его съёмочной группы. Большая часть съёмок велась в Докланде, районе Лондона, а разрушенный город большей частью был создан художником-постановщиком Антоном Фёрстом. В результате фильм визуально очень отличается от других фильмов о войне во Вьетнаме, таких как «Взвод» и «Гамбургер-Хилл», большинство из которых были сняты на Дальнем Востоке. Вместо того, чтобы снимать фильм в тропических юго-азиатских джунглях, режиссёр разворачивает действие второй половины фильма в городе, освещая ведение войны в городских условиях. Бои во Вьетнаме часто изображались  как сражения в джунглях, несмотря на большое количество боёв в жилых кварталах. Рецензенты и комментаторы считали, что это способствовало мрачности и серьёзности фильма. Во время съёмок фильма Кубрику помогал и Р. Ли Эрми, который выступал в качестве военного консультанта и исполнил роль сержанта Хартмана.

    «Цельнометаллическая оболочка» получила различные критические отзывы после выхода, но собрала и достаточно большую аудиторию, несмотря на сильную конкуренцию со стороны «Взвода» Оливера Стоуна и фильма Клинта Иствуда «Перевал разбитых сердец». Как и у других фильмов Кубрика, репутация его возросла с момента первоначального выпуска.

    Родители Стэнли, уединенно жившие в Калифорнии, умерли во время его работы над этим фильмом: Герт - 23 апреля 1985 года, Джек - 18 октября.

    Только в 1997 году он приступил к съёмкам мрачной семейной драмы «С широко закрытыми глазами». Этот фильм стал последним фильмом в его карьере. Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман, бывшие в то время супругами; они сыграли роль богатой супружеской пары. Кубрик приобрёл права на экранизацию «Новеллы о снах»  австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году. Место действия было перемещено из Вены 1920-х годов в Нью-Йорк 1990-х. Фильм снимался в течение почти двух лет в обстановке строжайшей секретности, а два основных члена актёрского состава, Харви Кейтель и Дженнифер Джейсон Ли, были заменены в ходе съёмок. Хотя действие картины и происходит в Нью-Йорке, фильм в основном был снят в павильонах Лондона. Из-за секретности работ над фильмом, среди прессы ходили в основном неточные слухи о содержании сюжета и подробностей фильма.

    Из-за обилия сексуального содержания фильм вызвал множество споров, некоторые журналисты утверждали, что это будет «самый сексуальный фильм, когда-либо сделанный». «С широко закрытыми глазами», как «Лолита» и «Заводной апельсин», подвергся жёсткой цензуре ещё до премьеры. В Соединенных Штатах и Канаде, некоторые сцены фильма  были подвергнуты компьютерному ретушированию, чтобы скрыть откровенные сцены и обеспечить рейтинг R от MPAA. В Европе и остальном мире, фильм был выпущен в режиссёрской версии . В октябре 2007 года на рынок вышло переиздание фильма на DVD . Мнения о картине разошлись кардинально - от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века».

    Киноэксперты долго спорили, закончил ли Кубрик фильм, или же, будь он жив, предпочёл бы внести ещё некоторые изменения в монтаж.

    Спустя четыре дня после окончания работы над монтажом фильма «С широко закрытыми глазами», 7 марта 1999 года, Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за любимым деревом в имении Чайлдуикбери в английском графстве Хартфордшир, где он жил более 20 лет. Сейчас в имении проживает его вдова.

    Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте. Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого человека. Однако Кубрик не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.

    В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской академии человеку года» . В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный разум», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика .

    «Искусственный разум» был одним из немногих проектов Кубрика, законченных другим режиссёром. В течение 1980-х и начала 1990-х годов Кубрик вместе с писателями начал писать сценарий к фильму, на тот момент носивший название «Пиноккио», или «Искусственный разум». Сюжет фильма основывался на коротком рассказе Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето»  , который Кубрик превратил в длинный рассказ, состоящий из трёх актов. Сюжет рассказывал сказку о роботе-андроиде, пытающемся понять людей, их чувства и эмоции.

    Кубрик послал телеграмму Стивену Спилбергу с просьбой снять фильм, на что Спилберг согласился. В 2001 году, после смерти Стенли Кубрика, фильм был выпущен на экраны и получил множество одобрительных отзывов.

    В 1956 году, когда United Artists приостановила съёмки фильма «Тропы славы», Кубрик заинтересовался новеллой Стефана Цвейга «Жгучая тайна», которая была написана перед первой мировой войной . Кубрик выбрал новеллу для следующей экранизации. Он нанял писателя Колдера Виллингтона для написания сценария по книге. Но кодекс Хейса сделал экранизацию этой новеллы невозможной.

    Ранее Кубрик хотел экранизировать роман Кальдера Виллингтома «Внебрачный ребёнок», но быстро понял, что фильм не может быть снят из-за производственного кодекса.

    В 2006 году было объявлено, что Стэнли Кубрик собирался поставить фильм, основанный на романе «Помешанный на свободе» писателя Джима Томпсона в 1950-х годах. Но проект не был реализован им вплоть до его смерти в 1999 году.

    После успеха фильма «2001» Кубрик запланировал крупномасштабные подготовки к экранизации биографии Наполеона Бонапарта. Он сделал многочисленные исследования, читая книги о французском императоре, и написал предварительный сценарий. Для удобства он скрупулёзно создал карту-каталог основных посещённых мест и сделанных дел Наполеона в течение его долгой жизни.

    В примечаниях для его финансовых покровителей, сохранившихся в личном архиве, Кубрик сказал, что не уверен в том, как его фильм о Наполеоне будет принят публикой, однако, он ожидает, что этот фильм станет лучшим из всех, что он делал. В конечном итоге, проект был отменён по трём причинам:
    чрезмерно высокая стоимость съёмок
    релиз фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» на Западе 
    коммерческий провал фильма Бондарчука на тему Наполеона - «Ватерлоо» .

    Сценарий Стэнли Кубрика для этого фильма был опубликован в Интернете. Значительная часть его исторических исследований проявилась в фильме «Барри Линдон» , события которого происходят в конце XVIII века незадолго до наполеоновских войн.

    На роль Наполеона первоначально был заявлен Джек Николсон, после того, как Кубрик увидел его в фильме «Беспечный ездок». Кубрик и Николсон в конечном итоге работали вместе над фильмом «Сияние».

    Перед тем как снять фильм «Барри Линдон» Кубрик был заинтересова

  • Фильмография

    Режиссерская карьера

    1999-С широко закрытыми глазами

    1987-Цельнометаллическая оболочка

    1980-Сияние

    1975-Барри Линдон

    1971-Заводной апельсин

    1968-2001 год: Космическая одиссея

    1963-Доктор Стрейнджлав или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу

    1962-Лолита

    1960-Спартак

    1957-Тропы славы

    1956-Убийство

    1954-Поцелуй убийцы

    1953-Моряки

    1952-Страх и вожделение

    1951-День боя

    1951-Летящий падре

    Актерская карьера

    2001-Стэнли Кубрик: Жизнь в кино (Stanley Kubrick: A Life in Pictures)

  • Награды

    Оскар, 1988 год
    Номинации: Лучший адаптированный сценарий («Цельнометаллическая оболочка»)
     
    Оскар, 1976 год
    Номинации: Лучший фильм («Барри Линдон») Лучший режиссер («Барри Линдон») Лучший адаптированный сценарий («Барри Линдон»)
     
    Оскар, 1972 год
    Номинации: Лучший фильм («Заводной апельсин») Лучший режиссер («Заводной апельсин») Лучший адаптированный сценарий («Заводной апельсин»)
     
    Оскар, 1969 год
    Победитель: Лучшие визуальные эффекты («2001 год: Космическая одиссея»)
    Номинации: Лучший режиссер («2001 год: Космическая одиссея») Лучший оригинальный сценарий («2001 год: Космическая одиссея»)
     
    Оскар, 1965 год
    Номинации: Лучший фильм («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу») Лучший режиссер («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу») Лучший адаптированный сценарий («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»)
     
    Золотой глобус, 1976 год
    Номинации: Лучший режиссер («Барри Линдон»)
     
    Золотой глобус, 1972 год
    Номинации: Лучший режиссер («Заводной апельсин»)
     
    Золотой глобус, 1963 год
    Номинации: Лучший режиссер («Лолита»)
     
    Золотой глобус, 1961 год
    Номинации: Лучший режиссер («Спартак»)
     
    Венецианский кинофестиваль, 1999 год
    Победитель: Премия 'Bastone Bianco' («С широко закрытыми глазами»)
     
    Венецианский кинофестиваль, 1997 год
    Победитель: Золотой лев за вклад в мировой кинематограф
     
    Венецианский кинофестиваль, 1962 год
    Номинации: Золотой лев («Лолита»)
     
    Британская академия, 2000 год
    Победитель: Приз Британской Академии человеку года
     
    Британская академия, 1976 год
    Победитель: Лучший режиссер («Барри Линдон»)
     
    Британская академия, 1973 год
    Номинации: Лучший режиссер («Заводной апельсин») Лучший сценарий («Заводной апельсин»)
     
    Британская академия, 1969 год
    Номинации: Лучший фильм («2001 год: Космическая одиссея») Премия объединенных наций («2001 год: Космическая одиссея»)
     
    Британская академия, 1965 год
    Номинации: Лучший сценарий британского фильма («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»)
     
    Британская академия, 1961 год
    Номинации: Лучший фильм («Спартак»)
     
    Сезар, 2000 год
    Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («С широко закрытыми глазами»)
     
    Сезар, 1977 год
    Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Барри Линдон»)
     
    Сатурн, 1981 год
    Номинации: Лучший режиссер («Сияние»)
     
    Золотая малина, 1981 год
    Номинации: Худший режиссер («Сияние»)

  • Личная жизнь

    Стэнли Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нём. В то время как режиссёр снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нём, как о безумном гении или о сумасшедшем. После его смерти его семья и близкие отрицали оба этих факта.

    Авиаперелётов Кубрик боялся с того момента, когда в 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полёта. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях. После переезда в Англию он редко покидал страну в течение последних сорока лет жизни.

    Кубрик в последние годы его жизни мало появлялся на публике, из-за чего у общественности не было представления о внешнем виде режиссёра. Это дало авантюристу Алану Конуэю повод появляться в клубах под именем Стэнли Кубрика. Конуэй стал прототипом главного героя фильма «Быть Стэнли Кубриком».

    Кубрик помимо фотоискусства увлекался шахматами и часто играл в них на съёмках со съёмочной группой.

    Дочь Стэнли Кубрика, Вивиан, снялась в камео-роли в «2001: Космическая Одиссея» , в «Барри Линдоне» , «Сияние» , а также в «Цельнометаллической оболочке» . Его падчерица Екатерина снялась в «Заводном апельсине» и «С широко закрытыми глазами». Его жена Кристиана Кубрик сыграла в фильме «Тропы славы» роль Сюзанны Кристиан, а также гостью в кафе в «С широко закрытыми глазами».

  • По материалам ru.wikipedia.org

Новости

Новостей пока нет, Вы можете быть первым

Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать эту персону: