В поисках Немо (2003), История создания.
Источником вдохновения для создания мультфильма «В поисках Немо» послужил случай из детства Эндрю Стэнтона. Посещая дантиста, будущий художник-аниматор наблюдал за большим аквариумом с тропическими рыбами. Мальчик фантазировал, что рыбы хотели бы сбежать из аквариума и возвратиться в океан[7]. Через много лет, уже будучи сотрудником Pixar, Стэнтон вернулся к мыслям о морских обитателях во время посещения экспозиции в калифорнийском парке развлечений. Аниматору пришло в голову, что рыбы отлично подходят для компьютерной анимации, так как изобразить чешую легче, чем моделировать шерсть животных.
Обдумывая возможный сюжет, художник также опирался на опыт воспитания собственного сына. Когда сюжет созрел окончательно, Эндрю Стэнтон озвучил задумку художественному руководителю Pixar Джону Лэсситеру и получил одобрение.
Творческая группа много готовилась перед тем, как приступить к созданию «В поисках Немо». Чтобы воочию увидеть Большой Барьерный риф, аниматоры обучались дайвингу и погружались с аквалангом. Для понимания физиологии рыб они посещали лекции ихтиологов и наблюдали за рыбами, живущими в аквариуме офиса Pixar. Помимо этого, создателям мультфильма пришлось углубиться в специфическую стоматологическую терминологию.
Полученную информацию аниматоры адаптировали для мультфильма. Рыб они наделили мимикой и близко посаженными глазами. От изображения крупной блестящей чешуи решили отказаться в пользу более тёплой текстуры, напоминающей кожу.
Фильм вышел в прокат в США и Канаде 30 мая 2003 года, 27 августа 2003 года — в Австралии, 10 октября 2003 года — в Великобритании. В России и Казахстане премьера состоялась 25 декабря 2003 года. Фильм стал пятым проектом Walt Disney/Pixar и первым, вышедшим в прокат в летний сезон.
Сборы фильма превысили все ожидания: до момента выхода мультфильма «Шрек 2» в 2003 году «В поисках Немо» был самым кассовым мультфильмом в истории и входил в десятку самых кассовых фильмов всех времён. Только в США и в России было продано более 28 миллионов экземпляров DVD с мультфильмом, что явилось рекордным результатом за всю историю.
После успеха 3D версии «Короля Льва» Дисней начал активно улучшать свои самые кассовые фильмы. И вторым из них стал «В поисках Немо».
17 июня 2016 года вышел сиквел «В поисках Дори».