На главную / В ленту / В блог автора Воспитательница(2018)

Рецензия на фильм Воспитательница (2018)

Моцарт и Сальери: драма о зарытых в землю талантах с грандиозной Мэгги Джилленхол

Пока в кинотеатрах громыхают блокбастеры и лопаются новогодние хлопушки, иногда хочется отдохнуть от суеты и погрузиться в маленькое кино о простых людях. «Воспитательница» ровно тот случай, когда за крупными проектами можно не разглядеть скромное, но хорошее кино. Ленту постановщицы Сары Коланджелы отметили на фестивале независимого кино Sundance в начале этого года, и, прежде всего, благодаря актерской игре Мэгги Джилленхол, отдавшей всю себя этой роли.

Воспитательница детского сада Лиза живет в хорошем доме, у нее крепкая и благополучная семья, а работать с детьми доставляет женщине большое удовольствие. Но внутри нее отчего-то зияет пустота. Чтобы как-то ее заполнить Лиза начинает писать стихи и посещать кружок любителей поэзии. Ее вирши постоянно критикуют, и никто из завсегдатаев клуба не воспринимает ее всерьез. Даже муж тихонько посмеивается над строчками, которые пишет жена. Однажды в детском саду появляется мальчик, талант которого поражает Лизу: в возрасте 6 лет он сочиняет поразительной красоты стихи о Боге, природе и смерти. Воспитательница решает присвоить себе его произведения и зачитывает их на поэтическом кружке, как свои. Всех тут же ошеломляет ее талант, и Лиза просит мальчик писать еще. Постепенно женщина становится одержима гением воспитанника, не замечая, как ее собственная жизнь катится в пропасть.

Хотя «Воспитательница» - прямой ремейк израильской драмы с тем же названием и сюжетом, в фильме Сары Коланджелы есть неоспоримое преимущество перед оригиналом – ведущая актриса. Мэгги Джилленхол менее известная артистка, чем ее брат Джейк, однако талант у нее во всяком случае не меньший. Широкому зрителю она известная по ролям в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана и сериале о порнобизнесе 1970-х «Двойка» от HBO, и «Воспитательница», если и не лучшая роль актрисы, то уж точно одна из.

Дело в том, что образ сорокалетней Лизы куда сложнее, чем кажется поначалу. Если речь заходит о кризисе среднего возраста в кино, то обычно главным героем выступает мужчина. В «Воспитательнице» же все беды сваливаются прямо не плечи разочарованной в себе женщины: умной, чуткой, благополучной, но несчастной и хуже всего – неталантливой. Наблюдая свою жизнь, видя как растут ее дети, как они сворачивают не на те пути (по ее мнению, конечно), Лиза приходит к выводу, что сама когда-то давно свернула не туда. И мальчик, которого она берет себе под опеку постепенно заменяет ей все вокруг: воспитательница знает, как лучше, она сможет уберечь юного гения от зла этого мира, он сможет писать свои шедевры, несмотря ни на что. А в отличие от Лизы, у него в семьи с самого рождения все очень плохо.  

Постепенно фильм складывается в грустный и пессимистичный портрет современной женщины, которой так и не удалось найти себя. Но сможет ли, Лиза помочь воспитаннику выбрать верный путь в жизни, или же она только вредит ему своим вмешательством? Камера в «Воспитательнице» практически не покидает Джилленхол, фиксируя все ее эмоциональные переживания, встряски и депрессии. Местами картина заступает на территорию параноидального триллера, передавая зрителю ощутимую тревожность, которая созвучна внутреннему надлому героини.

Второй темой, которую затрагивает фильм является природа искусства и творчества. Почему одно стихотворение в глазах слушателей лучше другого? Почему Лизу называют бездарностью, а ее воспитанника гением, хотя их стихи похожи и по крохотному размеру, и по отсутствию рифмы. «Воспитательница» не дает прямого ответа, но заставляет понять, что у мальчика дар от природы, он пишет, потому что строчки приходят ему свыше, в то время как Лиза пытается самоутвердиться, блеснуть своей тонкой душевной организацией. Однако воспитательница совсем не отрицательный персонаж, как начинает казаться уже к середине фильма, ее по-человечески жаль, а ее мотивы и переживания хорошо понятны. И опять же заслуга Джилленхол, что она сумела органично передать разные состояния своей героини, проведя ее от улыбчивой и понимающей служащей детского сада до истеричной и тотально разочарованной в жизни женщины, зашедшей в тупик.

Впрочем, следует признать, что без Джилленхол «Воспитательница» вряд ли бы состоялась, кино полностью держится на ее взрывной игре. В остальном, лента снята весьма типично для независимых американских драм, а сюжет мало чем отличается от первоисточника, хотя это лишь косвенно можно признать недостатком, поскольку израильскую ленту вряд ли смотрело много людей. У авторов получилась сильная и довольно пессимистичная драма о выгорании: в конце концов, тем, от чего Лиза так сильно хотела уберечь маленького гения, становится она сама. Поэтому, выбранная режиссером интонация натурального отчаяния и трагедии в этой истории выглядит единственно верной. А последние кадры перед титрами и вовсе оставляют в немом молчании.

Оценка: 8 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Воспитательница(2018)