Как известно, в Китае вкусы зрителей весьма отличаются от западных, и зачастую проекты, которые проваливаются у нас или в Голливуде, там получают необыкновенное признание. Так случилось и с сериалом «Как я стал русским», который вспомнят, наверное, только самые въедливые фанаты российских телесериалов. История американца, полюбившего Россию, собрала рекордное количество просмотров в Китае, и тамошние продюсеры решили поставить новую версию в сотрудничестве с отечественными кинематографистами. Так и появился фильм «Как я стал русским», только теперь, на место американца, само собой, пришел китаец.
Юный Пенг (Дун Чанг) знакомится в Шанхае с русской туристкой Ирой (Елизавета Кононова), которая оказывается балериной Большого театра, да еще и дочерью олигарха. Сердцу не прикажешь, и смелый китаец, несмотря на все национальные различия готов рискнуть и предложить девушке руку и сердце. Он приезжает в Москву и вскоре сталкивается с самым сложным препятствием на пути к счастью – с отцом невесты. Богач Платонов (Виталий Хаев) не намерен отдавать свою дочь за иностранца, однако готов уступить, в том случае, если Пенг пройдет целый ряд настоящих русских испытаний. Каждый этап само собой будет сопровождаться водкой и плясками, но что не сделаешь ради любви?
Фильмов с похожим сюжетом было немало, и «Как я стал русским» не спешит выделяться на их фоне. Это самая что ни на есть типичная история, о том, как родители любят вмешиваться в счастье детей и навязывать им свои стереотипы. Зачастую в подобных фильмах ставится актуальная проблема толерантности, равенства и предрассудков. Но режиссер «Как я стал русским» Акики Сахелашвили (снявший безобразнейший «Пушкин») не стал лукаво мудрствовать, отмел «месседжи» в сторону и сделал комедию, наоборот, полную самых идиотских стереотипов о России.
В понимании создателей, чтобы стать русским, нужно, конечно же, водить дружбу с медведями, кататься на танках по огороду, пить водку в бане и орать песни под балалайку. Для китайцев такого рода экзотика, пожалуй, и пришлась по вкусу, все-таки этот вульгарный и разнузданный «русский дух», вечно требующий праздника, им совсем не свойственен и попросту дик. Зато взглянуть на эту бесшабашность со стороны весело и интересно. Впрочем, герою фильма Пенгу придется во всем этом еще и поучаствовать.
Первым делом, «Как я стал русским» напоминает классику – «Особенности национальной охоты». Только там за теми же самыми стереотипами все-таки оживала какая-то поэзия, лиризм, да и образы, которые изобразили артисты, стали по-настоящему народными. Герой же Виталия Хаева уж совсем гипертрофированный помещик, похлеще гоголевских, манипулятор и отъявленный расист. Живет он вдали от цивилизации, посреди вечной зимы на своем наделе, где все подчиняется его правилам. И прямо как в какой-нибудь сказке, Платонов проводит юного китайца через невыносимые и безумные обряды инициации. В этом, собственно, и состоит сюжетная канва ленты: несчастный Пенг заливается водкой, купается в снегу, бегает от медведя и все прочее. Можно было бы предположить, что авторы хотели нарочно добавить фильму некоего фольклорного абсурда, но все это выглядит довольно отталкивающе и просто глупо. Кажется, будто создатели просто хотели угодить иностранным зрителям в изображении самых бредовых стереотипов, позабыв хоть о каком-то реализме.
Собственно, поэтому, всякий смысл в «Как я стал русским» попросту теряется. Герои не избавляются от предрассудков, не торжествует равенство народов. Наоборот, фильм как будто вопиет о том, насколько русские особенные (в очень, при этом отрицательном смысле), а что китайцам не понять.
Не получилось «стать русским» и молодому актеру Дун Чангу, перед которым, по-видимому, по время съемок пришлось пережить свои «трудности перевода». Между ним и отечественными артистами царит полный «рассинхрон» и банальное непонимание. В итоге совместные сцены с Кононовой (актрисой, прямо скажем, не высшего разряда) выглядят очень натянуто и искусственно, никаких любви и чувственности между ними совсем нет. Зато когда в дело вступает Хаев, все несколько преобразуется. Можно сказать, «Как я стал русским» чисто его кино и в целом создатели и поставили на это. Хаев отрывается на полную катушку и смотрится забавно, но никакого сочувствия и интереса его персонаж не вызывает, а скорее отталкивает своим сумасбродством, и беспринципным цинизмом.
«Как я стал русским» - важный этап в формировании киноотношений между Россией и Китаем, и картина, наверняка, будет очень популярна на Востоке. Но назвать ее хоть сколько-нибудь удачной - язык не повернется. Да, здесь есть несколько забавных моментов, но на всех этих шутках выросли бороды такой величины, что уже просто не смешно. К сожалению, отечественные комедии не брезгуют вновь и вновь пересказывать анекдоты «из русской жизни», ничего при этом про эту жизнь не зная и знать не желая.
Оценка: 4 из 10