Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Терри Гиллиам (Terry Gilliam)

Сказка о рыбаке, или предок Дон Кихота

Статья

Выход на экраны многострадального долгостроя «Человек, который убил Дон Кихота» заставляет вспомнить те работы Терри Гиллиама, благодаря которым он получил неограниченный кредит зрительского доверия на производство фильмов своей мечты — неважно, нравятся они кому-то или нет. Снимай, старина, что захочешь, мы все равно будем это смотреть, терпеливо ожидая новой инкарнации «Бразилии». Странно, но иногда кажется, что даже не от самого Гиллиама зависит, какое кино у него получится — великое или ужасное. Одинаковые шансы стать шедевром или недоразумением имеют как его глубоко авторские проекты, так и студийные. Смотря как звезды сойдутся.

Тут, пожалуй, можно отметить две пиковых точки. Одна из них - «Страна приливов», возможно, лучшая работа Гиллиама с художественной точки зрения, сделанная в перерыве между съемками крайне неудачных «Братьев Гримм». Однако слегка шокирующая вариация на тему «Алисы в стране чудес» не зашла ни зрителям, ни журналистам. Фильм почти ничего не собрал в прокате, вдобавок на постановщика посыпался град обвинений за некоторые сцены, которые многие интерпретировали как некрофильские и педофильские. Режиссеру пришлось публично встать на защиту своего творения и записать видеообращение, которое крутили перед киносеансами. А вот второй фильм, тоже шедевральный, хотя и снятый под присмотром студийных боссов, до сих пор остается одним из самых любимых среди болельщиков Терри Гиллиама. Да и наградами его не обидели: «Оскар» и два «Золотых глобуса», призы в Венеции, премия «Сатурн» и куча разных номинаций. Речь, конечно, о «Короле-рыбаке» 1991 года.

Написанный сторонним сценаристом Ричардом Лагравенезе, «Король-рыбак», тем не менее, выгладит абсолютно органичным художественному миру Гиллиама и мог быть придуман им самим, умей он сочинять внятные истории. Разве спятивший от горя и возомнивший себя искателем Грааля Перри — это не тот же Дон Кихот, чьим образом Гиллиам бредил пару-тройку последних десятилетий? Да и сам Священный Грааль мы помним еще по ранней киноработе совместно с «Монти Пайтоном». Галерея чудаковатых персонажей, от бомжа-трансвестита до неуклюжей бухгалтерши Лидии, в которую влюблен Перри, тоже на месте. Как и фирменное гиллиамовское двоемирие, которое, кстати, роднит «Короля-рыбака» со «Страной приливов» и транслирует через них одну и ту же мысль: мир вымысла гораздо плотнее смыкается с реальностью, чем нам кажется, и может влиять на нее роковым, судьбоносным образом.

Но главный секрет непреходящей зрительской любви к «Королю-рыбаку», наверное, все-таки не в этом. Фильм располагает к себе простотой истории и морали, характерной для притчи или сказки. Добавьте сюда чрезвычайно удачный актерский ансамбль и трогательные истории взаимоотношений, которые разыгрывают герои между собой. Не зря покойный Робин Уильямс называл «Короля-рыбака» в числе своих любимых киноработ наряду с «Обществом мертвых поэтов».

Эта картина Гиллиама — одна из тех, что не приводят в восторг при первом просмотре, но задевают за живое, заставляют раз за разом к себе возвращаться и в конце концов становятся одними из самых дорогих сердцу. Конечно, все фильмы у одного автора не могут быть такими. Но ведь можем повторить, правда, Терри?


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Терри Гиллиам (Terry Gilliam)