О человеке

  • Биография

    Терри Гиллиам родился 22 ноября 1940 года в городе Миннеаполисе, штат Миннесота. Его отец был продавцом компании Folgers Coffee, прежде чем стать плотником. Терри окончил Оксидентал-колледж  в Лос-Анджелесе с дипломом политолога, где издавал во время учёбы любительский юмористический журнал «Fang». После окончания колледжа Гиллиам работал в рекламном агентстве до того, как журнал «Kurtzman» предложил ему работу в журнале «Help!».
     

     

  • Подробнее о персоне

  • Карьера

    Гиллиам начинал как художник-аниматор и в этом качестве был приглашён работать на одну из британских студий. Очень скоро он завязал тесную дружбу со сценаристом и актёром Джоном Клизом и взялся за концептуальное оформление и анимационные эпизоды в телескетчах комик-группы «Монти Пайтон»  Практически все работы «Монти Пайтона» были плодом коллективного творчества - совместно придумывались сценарные ходы, мизансцены. Художественная манера Гиллиама в равной мере формировала образ «Монти Пайтона» и формировалась им. Комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы Гиллиама.

    Первый выход Гиллиама на киноэкран состоялся в киноальманахе «А теперь нечто совсем другое» . В 1975 году Гиллиам выступил как сорежиссёр Терри Джонса при съёмках знаменитой комедии «Монти Пайтон и Священный Грааль», а первой его «сольной» режиссёрской работой стал выдержанный в тех же «питоновских» интонациях фильм «Бармаглот» . Кроме того, Гиллиам приложил руку к другим «питоновским» полнометражным фильмам - «Житие Брайана по Монти Пайтону»  и «Смысл жизни по Монти Пайтону» .

    Первый самостоятельный фильм Гиллиама  был прохладно встречен публикой и кинокритиками, хотя значительно позже заработал среди поклонников творчества режиссёра статус культового. Название фильму подарил одноимённый стих Льюиса Кэрролла, он же является именем чудовища, терроризирующего средневековое королевство. Деревенский бондарь Деннис  отправляется в большой город, чтобы разбогатеть и произвести тем самым благоприятное впечатление на отца его возлюбленной Гризельды. Попадая в нелепые ситуации , Деннис становится оруженосцем рыцаря, посланного убить Бармаглота, и принимает самое непосредственное участие в сражении с чудовищем. Вопреки протестам Гиллиама, в США фильм вышел в прокат под названием «Бармаглот Монти Пайтона». Стилистическое сходство с предыдущей его режиссёрской работой, снятой в соавторстве с Терри Джонсом , усугубляло участие в картине Майкла Пейлина, Терри Джонса и Нила Иннеса .

    Отрыв от скетчевой стилистики «Монти Пайтона» намечается у Гиллиама в фантастической сказке «Бандиты времени» . Повествующая историю мальчика, в комнату которого однажды врываются «бандиты времени» - шесть карликов, промышляющих воровством в разные временные промежутки. Фильм был поставлен по сценарию Терри Гиллиама, который написал сюжет, и Майкла Пейлина, который помогал с написанием диалогов.

    Несмотря на успех фильма «Бандиты времени», настоящий успех пришёл к Гиллиаму после выхода сатирической антиутопии «Бразилия» , которая вошла в классику мирового кинематографа.

    Фильм рассказывал о клерке мира будущего Сэме Лаури, который внезапно встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу, где выясняет её имя - Джил Лейтон, она постоянно отправляет жалобы в отдел информационных исправлений на ошибочный арест её соседа - Арчибальда Баттла, которого перепутали с Гарри Таттлом и осудили за саботаж из-за ошибки в компьютере. А так как отдел информационных исправлений «не может ошибаться», то сотрудники отдела пытаются скрыть ошибку, попросту убрав Джил. Единственный выход, который видит Сэм, - это удалить запись Джил из системы.

    Сэму удаётся удалить записи о Джил, но теперь он сам является преступником. Его ловят и отправляют в отдел информационных исправлений.

    Однако перед выпуском фильма в прокат студию Universal не устроил финальный монтаж фильма «Бразилия», осуществлённый Терри Гиллиамом. От режиссёра потребовали сократить фильм до двух часов и изменить бескомпромиссную концовку на хэппи-энд. Гиллиам отказался подчиниться этим требованиям, в результате студия отправила фильм на полку, где он пролежал почти год. После появления в издании The Daily Variety открытого письма Гиллиама к президенту Universal Сиду Шейнбергу, содержащего простой вопрос «Когда вы собираетесь выпустить мой фильм в прокат?», студия почувствовала давление и пошла на существенные уступки, неизменным оставалось лишь требование изменить финал картины. В результате в Северной Америке фильм был выпущен в 1985 году на VHS и Laserdisc в 131-минутной версии для Соединённых Штатов. С небольшими изменениями в настоящее время фильм доступен на DVD в оригинальной европейской версии. 

    В 1988 году Гиллиам выпустил фильм «Приключения барона Мюнхгаузена». Фильм был снят по мотивам повествований барона Мюнхгаузена, изложенных в книгах Эриха Распе и Готфрида Августа Бюргера.

    В 1990 году фильм четырежды номинировался на Оскар: за художественное оформление, костюмы, грим и визуальные эффекты. Однако из-за смены руководства студии, прокатная судьба картины претерпела изменения в самый последний момент и фильм прошёл в кинотеатрах незамеченным.

    В 1991 году Гиллиам выпустил психологическую драму-притчу «Король-рыбак». В фильме снялись Джефф Бриджес, Робин Уильямс, Мерседес Руель и Аманда Пламмер. Сюжет фильма представляет собой историю радиоведущего Джека, который в одном из прямых эфиров даёт неосторожный комментарий психически неуравновешенному человеку, который иногда дозванивался до него во время шоу. После разговора с Джеком тот берёт ружьё и отправляется в кафе, где убивает семерых и кончает жизнь самоубийством. В результате карьера Джека рушится. Но однажды Джеку спасает жизнь сумасшедший бродяга Пэрри, чья жизнь роковым образом изменилась в тот же день. Джека гложет чувство вины перед Пэрри, он решает помочь ему. Однако Пэрри живёт в вымышленной реальности, он общается с волшебным народцем и страстно желает найти Священный Грааль.

    Следующий фантастический фильм Гиллиама «12 обезьян» , снятый по мотивам короткометражного фильма Криса Маркера «Взлётная полоса», приобрёл статус культового и сопровождался коммерческим успехом.

    В 1996 году Терри Гиллиам стал режиссёром сценического шоу «Slava’s Diabolo» клоуна Вячеслава Полунина. Это шоу объединило полунинский стиль с характерными для него невербальной экспрессией и взаимодействием с аудиторией с богатыми визуальными и сюрреалистическими образами Гиллиама. Премьера шоу состоялась в театре «Гешер» .
    «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

    Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», поставленный по роману «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце американской мечты» Хантера Томпсона, был выпущен 22 мая 1998 года и собрал в прокате в США всего 10,5 миллиона долларов при бюджете 18,5 миллиона. Однако позже фильм приобрел статус культового.

    Оба ведущих актёра были выбраны первым режиссёром фильма, Алексом Коксом, который написал и первый сценарий вместе с Тодом Девиесом. Когда режиссёром проекта стал Гиллиам, он отказался от сценария Кокса/Девиеса. Томпсону также не понравился этот вариант, и он не одобрил подход Кокса к фильму. Гиллиам после этого написал новый сценарий в соавторстве с Тони Грисони. Когда подошло время выхода фильма, Гиллиам узнал, что «Американская гильдия сценаристов» не разрешает убрать имена Кокса и Девиеса из титров, несмотря на то, что ни одной строчки из их сценария не было использовано в фильме. Разозлившись из-за этого, Гиллиам покинул Гильдию и на некоторых ранних премьерных копиях фильма сделал короткое вступление, где анонимный диктор убеждает аудиторию в том, что в создании фильма не принимал участия ни один сценарист, несмотря на то, что они упоминаются в титрах.

    Затем несколько кинопроектов Гиллиама подряд срываются на разных этапах. Сказочно-фантастический «Дефективный детектив»  не двинулся дальше сценарного черновика; съёмки философской притчи «Человек, который убил Дон Кихота»  с Джонни Деппом и Жаном Рошфором были прекращены из-за открывшейся межпозвоночной грыжи у Рошфора, а также наводнения, повредившего съёмочную площадку; ещё до начала съёмочного периода Гиллиам из-за разногласий со студией отказался от работы над фильмом «Добрые предзнаменования»  по одноимённому роману Терри Пратчетта и Нила Геймана.

    Действие фильма происходит в начале XIX века в Германии, оккупированной войсками наполеоновской Франции. Братья Уилл  и Джейк Гримм  - мелкие жулики, которые зарабатывают на жизнь изгнанием «нечисти» . Однако однажды они попадают в руки к французскому генералу Делатомбу , который заставляет их заняться разоблачением куда более масштабного мошеннического «волшебства»: в одной деревне кто-то похищает девочек, обставляя похищения как проявления магии. Чтобы братья не сбежали, он отправляет с ними своего подручного - пыточных дел мастера Кавальди.

    Прибыв в деревню, братья Гримм вскоре выясняют, что все исчезновения детей связаны с «заколдованным лесом». Они пытаются с помощью охотницы Ангелики  найти в лесу знакомые им по прежним фокусам механизмы, но постепенно убеждаются, что там на самом деле творятся невероятные дела - ходят деревья, бродит волк-оборотень, а посреди леса стоит древняя башня, в которой живёт Зеркальная Королева , которая с помощью магии уже обрела вечную жизнь, а теперь пытается с помощью крови похищенных девочек получить и вечную молодость.

    Терри Гиллиам выступает в Нью-Йорке, 2006 год. Надпись на плакате: «Бесстудийный киношник, семья на содержании, режиссирую за еду»
    В сентябре 2005 года на фестивале в Торонто состоялась мировая премьера ещё одного фильма Гиллиама «Страна приливов» по мотивам одноимённого романа Митча Каллина. Эта картина является на сегодняшний день самой радикальной работой режиссёра. Содержащиеся в ней сцены с некро- и педофильским подтекстом вызвали возмущение большинства критиков, однако это не помешало «Стране приливов» получить приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. В большинстве стран фильм был выпущен сразу на DVD или прошёл малым экраном.

    В феврале 2007 года появились сообщения о том, что Гиллиам готовится к съёмкам фильма по собственному сценарию, написанному с постоянным соавтором Чарлзом Маккеуном. Съёмки фильма под рабочим названием «Воображариум доктора Парнаса» начались в декабре. В феврале 2008 года Гиллиам собирался продолжить съёмки, однако их пришлось отложить в связи с гибелью исполнителя главной роли, актёра Хита Леджера. В середине февраля появились сообщения, что роль Леджера в знак уважения к его памяти согласились сыграть сразу три известных актёра - Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Действие фильма разворачивается в нескольких реальностях, в которых персонаж Леджера может иметь разные физические воплощения. Леджер успел сделать всю часть роли, относящуюся к современному Лондону, остальные актёры сыграли воплощения его персонажа в воображаемых мирах.

    В начале сентября 2013 года в рамках основного конкурса 70-го Венецианского кинофестиваля состоялась премьера очередного фильма Гиллиама - фантастической «Теоремы Зеро», снятой по сценарию Пэта Рашина. Кристоф Вальц снялся в роли компьютерного гения, который ожидает звонка от бога и работает над доказательством сложнейшей теоремы. Фильм был достаточно прохладно принят критиками и зрителями

  • Фильмография

    Режиссерская карьера

    2018-Человек который убил Дон Кихота
    2013-Теорема Зеро
    2011-Целое семейство
    2010-Легенда Хэллоудеги
    2009-Воображариум доктора Парнаса
    2005-Страна приливов
    2005-Братья Гримм
    1998-Страх и ненависть в Лас-Вегасе
    1995-12 обезьян
    1991-Король-рыбак
    1988-Приключения барона Мюнхгаузена
    1985-Бразилия
    1983-Страховая компания «Кримсон Перманент»
    1983-Смысл жизни по Монти Пайтону
    1981-Бандиты во времени
    1977-Джабервоки
    1975-Чудо полета
    1975-Монти Пайтон и священный Грааль
    1968-Время сказок

    Актерская карьера

    2018-Человек, который убил Дон Кихота (Giant #2, озвучка)
    2015-Всё могу (Nasty Alien, озвучка)
    2015-Восхождение Юпитер (Seal and Signet Minister)
    2014-Монти Пайтон живьём (почти) (Spanish Dancer / Piano player / Pope's Servant / Mountie / Second Bruce / Constable Parrot / играет самого себя / Pepperpot / Professor D.P. Gumby / Sir Norman Barry Castle / Cardinal Fang / I've got two legs singer)
    2013-9 месяцев строгого режима (Charlie Meatson)
    2012-Я запишу тебя (Dr. Therieux)
    2012-Автобиография лжеца (Aleister Crowley)
    2011-Монстр деревни Никс (The Ranger); (короткометражка)
    2010-Я не мессия (Not an Individual / Mexican / Mountie)
    2006-Взаперти (Le faux bébé)
    2003-Концерт для Джорджа (видео), (играет самого себя / Second Barber / Mountie)
    1999-Вечер «Монти Пайтона» (ТВ), (Man with Vercotti / BBC Crewmember / играет самого себя / Gumby / Onan Vandergoy / Gorilla)
    1985-Шпионы как мы (Dr. Imhaus)
    1983-Смысл жизни по Монти Пайтону (Window Washer / Fish #4 / Walters / Middle of the Film Announcer / M'Lady Joeline / Mr. Brown / Howard Katzenberg)
    1982-Монти Пайтон в Голливуде (Third Barber / Mao Zedong / Constable Parrot / Kant / I've got two legs singer / Demonstrator #3 / Man with beans / Mountie)
    1979-Житие Брайана по Монти Пайтон (Man Even Further Forward / Revolutionary / Jailer / Blood & Thunder Prophet / Frank / Audience Member / Crucifee)
    1977-Джабервоки (Man with Rock)
    1976-Монти Пайтон встречаются на окраине (ТВ), (Various)
    1975-Монти Пайтон и священный Грааль (Patsy / Green Knight / Old Man from Scene 24 (Bridgekeeper) / Sir Bors / Animator / Gorrilla Hand)
    1972-Monty Python: International Philosophy (Kant); (короткометражка)
    1971-А теперь нечто совсем иное (Self-Defence Nun / Flasher / Uncle Sam / Caterpillar Man / Sign Holder / Conrad Poohs)
    1971-Еврошоу 71 (ТВ), (Various (в титрах: Montypython Flyingcircus))
    1974-Монти Пайтон: Летающий цирк (сериал), 1969 – (Various)

  • Награды

    Оскар, 1986 год
    Номинации: Лучший сценарий («Бразилия»)
     
    Золотой глобус, 1992 год
    Номинации: Лучший режиссер («Король-рыбак»)
     
    Каннский кинофестиваль, 1998 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»)
     
    Каннский кинофестиваль, 1983 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Смысл жизни по Монти Пайтону»)
     
    Берлинский кинофестиваль, 1996 год
    Победитель: Приз газеты Berliner Morgenpost («12 обезьян»)
    Номинации: Золотой Медведь («12 обезьян»)
     
    Венецианский кинофестиваль, 2015 год
    Победитель: Специальная премия фонда имени Миммо Ротелла
     
    Венецианский кинофестиваль, 2005 год
    Номинации: Золотой лев («Братья Гримм»)
     
    Венецианский кинофестиваль, 1991 год
    Победитель: Серебряный лев («Король-рыбак»)
    Номинации: Золотой лев («Король-рыбак»)
     
    Британская академия, 2009 год
    Победитель: Приз Британской Академии человеку года
     
    Британская академия, 1984 год
    Номинации: Лучший короткометражный фильм («Страховая компания «Кримсон Перманент»»)
     
    Сан-Себастьян, 2005 год
    Победитель: Премия международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Страна приливов»)
    Номинации: Золотая раковина («Страна приливов»)
     
    Сатурн, 1996 год
    Номинации: Лучший режиссер («12 обезьян»)
     
    Сатурн, 1992 год
    Номинации: Лучший режиссер («Король-рыбак»)
     
    Сатурн, 1982 год
    Номинации: Лучший режиссер («Бандиты во времени») Лучший сценарий («Бандиты во времени»)
     
    Европейская киноакадемия, 2011 год
    Победитель: Лучший короткометражный фильм («Целое семейство»)
     

  • Личная жизнь

    Женился на гримёрше Мэгги Уэстон, делавшей грим для нескольких его фильмов и даже номинировавшейся на «Оскара». Две дочери, одна из них - Эми - стала продюсером картины «Воображариум доктора Парнаса».

  • По материалам ru.wikipedia.org

Новости

Новостей пока нет, Вы можете быть первым

Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать эту персону: