Карьера
Гиллиам начинал как художник-аниматор и в этом качестве был приглашён работать на одну из британских студий. Очень скоро он завязал тесную дружбу со сценаристом и актёром Джоном Клизом и взялся за концептуальное оформление и анимационные эпизоды в телескетчах комик-группы «Монти Пайтон» Практически все работы «Монти Пайтона» были плодом коллективного творчества - совместно придумывались сценарные ходы, мизансцены. Художественная манера Гиллиама в равной мере формировала образ «Монти Пайтона» и формировалась им. Комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы Гиллиама.
Первый выход Гиллиама на киноэкран состоялся в киноальманахе «А теперь нечто совсем другое» . В 1975 году Гиллиам выступил как сорежиссёр Терри Джонса при съёмках знаменитой комедии «Монти Пайтон и Священный Грааль», а первой его «сольной» режиссёрской работой стал выдержанный в тех же «питоновских» интонациях фильм «Бармаглот» . Кроме того, Гиллиам приложил руку к другим «питоновским» полнометражным фильмам - «Житие Брайана по Монти Пайтону» и «Смысл жизни по Монти Пайтону» .
Первый самостоятельный фильм Гиллиама был прохладно встречен публикой и кинокритиками, хотя значительно позже заработал среди поклонников творчества режиссёра статус культового. Название фильму подарил одноимённый стих Льюиса Кэрролла, он же является именем чудовища, терроризирующего средневековое королевство. Деревенский бондарь Деннис отправляется в большой город, чтобы разбогатеть и произвести тем самым благоприятное впечатление на отца его возлюбленной Гризельды. Попадая в нелепые ситуации , Деннис становится оруженосцем рыцаря, посланного убить Бармаглота, и принимает самое непосредственное участие в сражении с чудовищем. Вопреки протестам Гиллиама, в США фильм вышел в прокат под названием «Бармаглот Монти Пайтона». Стилистическое сходство с предыдущей его режиссёрской работой, снятой в соавторстве с Терри Джонсом , усугубляло участие в картине Майкла Пейлина, Терри Джонса и Нила Иннеса .
Отрыв от скетчевой стилистики «Монти Пайтона» намечается у Гиллиама в фантастической сказке «Бандиты времени» . Повествующая историю мальчика, в комнату которого однажды врываются «бандиты времени» - шесть карликов, промышляющих воровством в разные временные промежутки. Фильм был поставлен по сценарию Терри Гиллиама, который написал сюжет, и Майкла Пейлина, который помогал с написанием диалогов.
Несмотря на успех фильма «Бандиты времени», настоящий успех пришёл к Гиллиаму после выхода сатирической антиутопии «Бразилия» , которая вошла в классику мирового кинематографа.
Фильм рассказывал о клерке мира будущего Сэме Лаури, который внезапно встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу, где выясняет её имя - Джил Лейтон, она постоянно отправляет жалобы в отдел информационных исправлений на ошибочный арест её соседа - Арчибальда Баттла, которого перепутали с Гарри Таттлом и осудили за саботаж из-за ошибки в компьютере. А так как отдел информационных исправлений «не может ошибаться», то сотрудники отдела пытаются скрыть ошибку, попросту убрав Джил. Единственный выход, который видит Сэм, - это удалить запись Джил из системы.
Сэму удаётся удалить записи о Джил, но теперь он сам является преступником. Его ловят и отправляют в отдел информационных исправлений.
Однако перед выпуском фильма в прокат студию Universal не устроил финальный монтаж фильма «Бразилия», осуществлённый Терри Гиллиамом. От режиссёра потребовали сократить фильм до двух часов и изменить бескомпромиссную концовку на хэппи-энд. Гиллиам отказался подчиниться этим требованиям, в результате студия отправила фильм на полку, где он пролежал почти год. После появления в издании The Daily Variety открытого письма Гиллиама к президенту Universal Сиду Шейнбергу, содержащего простой вопрос «Когда вы собираетесь выпустить мой фильм в прокат?», студия почувствовала давление и пошла на существенные уступки, неизменным оставалось лишь требование изменить финал картины. В результате в Северной Америке фильм был выпущен в 1985 году на VHS и Laserdisc в 131-минутной версии для Соединённых Штатов. С небольшими изменениями в настоящее время фильм доступен на DVD в оригинальной европейской версии.
В 1988 году Гиллиам выпустил фильм «Приключения барона Мюнхгаузена». Фильм был снят по мотивам повествований барона Мюнхгаузена, изложенных в книгах Эриха Распе и Готфрида Августа Бюргера.
В 1990 году фильм четырежды номинировался на Оскар: за художественное оформление, костюмы, грим и визуальные эффекты. Однако из-за смены руководства студии, прокатная судьба картины претерпела изменения в самый последний момент и фильм прошёл в кинотеатрах незамеченным.
В 1991 году Гиллиам выпустил психологическую драму-притчу «Король-рыбак». В фильме снялись Джефф Бриджес, Робин Уильямс, Мерседес Руель и Аманда Пламмер. Сюжет фильма представляет собой историю радиоведущего Джека, который в одном из прямых эфиров даёт неосторожный комментарий психически неуравновешенному человеку, который иногда дозванивался до него во время шоу. После разговора с Джеком тот берёт ружьё и отправляется в кафе, где убивает семерых и кончает жизнь самоубийством. В результате карьера Джека рушится. Но однажды Джеку спасает жизнь сумасшедший бродяга Пэрри, чья жизнь роковым образом изменилась в тот же день. Джека гложет чувство вины перед Пэрри, он решает помочь ему. Однако Пэрри живёт в вымышленной реальности, он общается с волшебным народцем и страстно желает найти Священный Грааль.
Следующий фантастический фильм Гиллиама «12 обезьян» , снятый по мотивам короткометражного фильма Криса Маркера «Взлётная полоса», приобрёл статус культового и сопровождался коммерческим успехом.
В 1996 году Терри Гиллиам стал режиссёром сценического шоу «Slava’s Diabolo» клоуна Вячеслава Полунина. Это шоу объединило полунинский стиль с характерными для него невербальной экспрессией и взаимодействием с аудиторией с богатыми визуальными и сюрреалистическими образами Гиллиама. Премьера шоу состоялась в театре «Гешер» .
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», поставленный по роману «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце американской мечты» Хантера Томпсона, был выпущен 22 мая 1998 года и собрал в прокате в США всего 10,5 миллиона долларов при бюджете 18,5 миллиона. Однако позже фильм приобрел статус культового.
Оба ведущих актёра были выбраны первым режиссёром фильма, Алексом Коксом, который написал и первый сценарий вместе с Тодом Девиесом. Когда режиссёром проекта стал Гиллиам, он отказался от сценария Кокса/Девиеса. Томпсону также не понравился этот вариант, и он не одобрил подход Кокса к фильму. Гиллиам после этого написал новый сценарий в соавторстве с Тони Грисони. Когда подошло время выхода фильма, Гиллиам узнал, что «Американская гильдия сценаристов» не разрешает убрать имена Кокса и Девиеса из титров, несмотря на то, что ни одной строчки из их сценария не было использовано в фильме. Разозлившись из-за этого, Гиллиам покинул Гильдию и на некоторых ранних премьерных копиях фильма сделал короткое вступление, где анонимный диктор убеждает аудиторию в том, что в создании фильма не принимал участия ни один сценарист, несмотря на то, что они упоминаются в титрах.
Затем несколько кинопроектов Гиллиама подряд срываются на разных этапах. Сказочно-фантастический «Дефективный детектив» не двинулся дальше сценарного черновика; съёмки философской притчи «Человек, который убил Дон Кихота» с Джонни Деппом и Жаном Рошфором были прекращены из-за открывшейся межпозвоночной грыжи у Рошфора, а также наводнения, повредившего съёмочную площадку; ещё до начала съёмочного периода Гиллиам из-за разногласий со студией отказался от работы над фильмом «Добрые предзнаменования» по одноимённому роману Терри Пратчетта и Нила Геймана.
Действие фильма происходит в начале XIX века в Германии, оккупированной войсками наполеоновской Франции. Братья Уилл и Джейк Гримм - мелкие жулики, которые зарабатывают на жизнь изгнанием «нечисти» . Однако однажды они попадают в руки к французскому генералу Делатомбу , который заставляет их заняться разоблачением куда более масштабного мошеннического «волшебства»: в одной деревне кто-то похищает девочек, обставляя похищения как проявления магии. Чтобы братья не сбежали, он отправляет с ними своего подручного - пыточных дел мастера Кавальди.
Прибыв в деревню, братья Гримм вскоре выясняют, что все исчезновения детей связаны с «заколдованным лесом». Они пытаются с помощью охотницы Ангелики найти в лесу знакомые им по прежним фокусам механизмы, но постепенно убеждаются, что там на самом деле творятся невероятные дела - ходят деревья, бродит волк-оборотень, а посреди леса стоит древняя башня, в которой живёт Зеркальная Королева , которая с помощью магии уже обрела вечную жизнь, а теперь пытается с помощью крови похищенных девочек получить и вечную молодость.
Терри Гиллиам выступает в Нью-Йорке, 2006 год. Надпись на плакате: «Бесстудийный киношник, семья на содержании, режиссирую за еду»
В сентябре 2005 года на фестивале в Торонто состоялась мировая премьера ещё одного фильма Гиллиама «Страна приливов» по мотивам одноимённого романа Митча Каллина. Эта картина является на сегодняшний день самой радикальной работой режиссёра. Содержащиеся в ней сцены с некро- и педофильским подтекстом вызвали возмущение большинства критиков, однако это не помешало «Стране приливов» получить приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. В большинстве стран фильм был выпущен сразу на DVD или прошёл малым экраном.
В феврале 2007 года появились сообщения о том, что Гиллиам готовится к съёмкам фильма по собственному сценарию, написанному с постоянным соавтором Чарлзом Маккеуном. Съёмки фильма под рабочим названием «Воображариум доктора Парнаса» начались в декабре. В феврале 2008 года Гиллиам собирался продолжить съёмки, однако их пришлось отложить в связи с гибелью исполнителя главной роли, актёра Хита Леджера. В середине февраля появились сообщения, что роль Леджера в знак уважения к его памяти согласились сыграть сразу три известных актёра - Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Действие фильма разворачивается в нескольких реальностях, в которых персонаж Леджера может иметь разные физические воплощения. Леджер успел сделать всю часть роли, относящуюся к современному Лондону, остальные актёры сыграли воплощения его персонажа в воображаемых мирах.
В начале сентября 2013 года в рамках основного конкурса 70-го Венецианского кинофестиваля состоялась премьера очередного фильма Гиллиама - фантастической «Теоремы Зеро», снятой по сценарию Пэта Рашина. Кристоф Вальц снялся в роли компьютерного гения, который ожидает звонка от бога и работает над доказательством сложнейшей теоремы. Фильм был достаточно прохладно принят критиками и зрителями