Терпкий запах леса, сырости и палых листьев – послевкусие, которое надолго остается после просмотра датско-шведской мистической драмы «На границе миров» (оригинальное название «Gräns» - по-шведски «предел»).
Это очень физиологически подлинные ощущения. Впрочем, физиологичен и сам фильм. Полученная картиной золотая пальмовая веточка Каннского фестиваля «За особый взгляд» очень точно передает первое зрительское впечатление. Шведский режиссер иранского происхождения Али Аббаси (номинация «Лучший дебют» на Берлинском фестивале в 2016 за драматический ужастик «Шелли») снял нечто необычное, что размывает привычные границы вымысла художественного произведения, символа, образа и реальности. Перед нами полифонически звучащая громада визуального искусства, давящая своей многоуровневостью. В основу картины легла новелла шведского сценариста Юна Айвиде Линдквиста. Он же является одним из создателей великолепного хоррора «Впусти меня» и не столь удачного американского ремейка «Впусти меня. Сага».
В центре сюжета «Границы» - коренастая женщина средних лет Тина (Ева Меландер): с кудлатой головой, нависающим лбом, тяжелой челюстью и огромным носом. Не красавица, но обладательница чудесного дара – обонять эмоции людей. Эта способность помогает ей в работе на таможне стокгольмского причала. Запрещенку мимо такой не пронести. Даже крохотная флешка с детской порнографией не укрылась от удивительного нюха этой удивительно безобразной женщины. Кстати, режиссер Али Аббаси определил жанр своего фильма как «очень европейское кино». Вот и в Тину из-за ее внешности и чудаковатости никто пальцем не тычет. У нее есть домик в лесной глуши, где она живет со своим парнем – все как у людей. Это общество отвоевывает право на счастье, инаковость и личную жизнь для каждого индивидуума – толстого, худого, в любой одежде, с любыми интересами, цветом кожи и половой принадлежностью. Последнее для Тины особенно важно. Размеренная жизнь женщины круто меняется, когда она встречает Вурэ (Ээро Милоноф) – такого же косматого, массивного, странного, с невнятной сексуальностью. Режиссер Али Аббаси вставляет очень красивый эпизод библейского искушения, только вместо Евы – брутальный Вурэ, вместо яблока – червячки, вместо изгнания – возвращение в рай (ненадолго). В результате Вурэ и Тина вместе обнаженными бегают по лесным чащам, купаются в реке, занимаются любовью, рычат друг на дружку. Тина наконец-то чувствует себя красивой и счастливой. Вурэ открывает Тине большую тайну – они оба тролли (в фильме изображены абсолютно канонично – загляните в книжку «Среди эльфов и троллей» с иллюстрациями Йона Бауэра).
Параллельно с этой пасторалью разворачивается расследование распространения детской порнографии, в котором участвует Тина. Готовьтесь к неожиданному финалу, где в единой точке сойдутся две линии – детектив и история шекспировской любви.
«На границе миров» - фильм мастерски сделанный и очень сложный, изощренный. Картина ведет беседу со своим зрителем сразу на нескольких уровнях. Кинолента деконструирует фольклорную сказку о похищении детей и подменышах. Причем сказка эта – не про победу добра над злом, а о священном ужасе, наполняющем издревле наш мир. Другой уровень – о травмах общества вообще и о педофилии в частности.
Еще «На границе миров» в лучших традициях классицизма рассказывает о любви и долге, самоотречении и жертвенности. Лейтмотивом проходит тема самоидентификации – болезненная для европейцев в контексте глобализации и лично для Али Аббаси - как творца и как человека. Визуальное в фильме рука об руку идет с тактильным. А пейзажные зарисовки – настоящий гимн любви аскетичной и строгой скандинавской природе. Несмотря на подчас шокирующие сцены (готовьтесь), ощущение общей гармоничности, художественной целостности не покидает ни на минуту. Дикость происходящего и деликатность повествования дает оглушительный эффект. Будьте аккуратны, в финале возможен катарсис.
Оценка: 10/10