Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Мы(2019)

Рецензия на фильм Мы (2019)

Кроссворд с ответами от Джордана Пила

«Кто мы?», - на этот вопрос в очередной раз (то есть уже во второй) старается ответить комик и молодой постановщик Джордан Пил, причем, как всегда, не самым тривиальным способом. Пофилософствовать Пил решил с помощью… хоррора! Именно так обозначают жанр его новой картины «Мы». Немного о сюжете в рецензии на фильм «Мы». 

Начинается все с 80-х. Точнее, нет, не так. Начинается все с кроликов и гимна, исполняемого хором детишек, от голосочков которых стынет кровь! Кролики как бы задают символистский нарратив дальнейшего повествования. А затем уже 80-е. Вся история в общем-то нехитра и укладывается в жанровый канон. В прологе нам объясняют, что некая девочка Аделаида на вечерней прогулке по пляжному парку развлечений с родителями забрела в непонятный шатер, где увидела в зеркале собственную спину – отражение тут же повернулось к хозяйке лицом, тем самым разрушив зеркальную иллюзию. Что произошло между девочкой и ее двойником непонятно, только после этого она долго не могла заговорить. Родители в качестве терапии отдали дочку в балетную школу, это быстро вывело Аделаиду из депрессии и определило ее будущую судьбу танцовщицы. Взрослая Аделаида (Лупита Нионго) возвращается в тот самый пляжный домик, где тогда проводила отпуск со родителями, но уже вместе со своей семьей – мужем Гейбом (Уинстон Дьюк), дочкой Зорой (Шахади Райт Джозеф) и сыном Джейсоном (Эван Алекс). Надо отдать должное режиссеру, идеальная сытая американская семейка Уилсонов просто пышет обаянием, они не выглядят куклами для грядущего расчленения, их диалоги, сквозь которые раскрываются оттенки взаимоотношений между членами семьи, действительно забавны.

Поэтому помимо главной темы, отчетливо звучат интересные второстепенные мотивы: насилие в индустрии развлечения, отцы и дети, ответственность за своих близких, как далеко может зайти любовь матери к своим детям, где проходят границы личного пространства и, конечно, расовый вопрос – совсем вскользь, через встречу Уилсонов с белокожими друзьями Тайлерами (противная болтушка Китти Тайлер – неподражаемая Элизабет Мосс). Возвратившись с пляжа, поздно вечером семейство готовится ко сну, но вдруг замечает на дорожке возле дома каких-то людей. Группа из четырех человек прорывается к семенному очагу Уилсонов. Причем, буквально! Выдумщик Джордан Пил сажает хозяев и незваных гостей возле уютно потрескивающего камина (американская мечта!).

Пришельцы оказываются почти точными копиями Аделаиды, Гейба, Зоры и Джейсона, только их зовут: Ред, Абрахам, Амбре, Плуто - двигаются они неказисто, неестественно улыбаются, а у Плуто и вовсе пол-лица обгоревшие. Надо отдать должное актерам, сыгравшим и настоящих Уилсонов, и их двойников, за наглядный дуализм. На вопрос «Кто вы?» Ред, скалясь, отвечает: «Американцы!» Красные робы, в которые одеты отзеркаленные Уилсоны добавляют политическую нотку (а они потом еще и за руки возьмутся как на протестной акции!). Затем доппельгангеры начинают гоняться за своими хозяевами, и оказывается, что у всех людей есть злобные двойники. Помните, как у Есенина: «Черный человек/На кровать ко мне садится,/Черный человек/Спать не дает мне всю ночь». Но оригиналы в виде Аделаиды, Гейба, Зоры и Джейсона не сдаются и кроваво отбиваются, как бы меняясь со злодеями местами, - Пил путает зрителя такими перевертышами на протяжении всего фильма.

Он, кажется, использует весь арсенал приемов из классических фильмов ужасов, но каждый раз в последний момент обманывает зрителя, вернее наоборот, он ничего не пытается скрыть, как бы намекая – это кино не про это. Гораздо интереснее в этом фильме не бояться, а рассуждать о нем, разгадывать режиссерские подсказки. То, что лежит на поверхности: амбивалентность мира, сосуществование добра и зла, красоты и уродства, размытость границы между ними. Каждый человек подавляет свои страхи, но иногда они вырываются наружу.

Причем Пил говорит как о страхах частных, так и страхах общих (социальных/национальных) – от страха вторжения в дом до страха насаждения другой культуры. Режиссер нашел универсальный образ, в котором смог воплотились все главные страхи человечества: больше всего на свете мы боимся себя и себе подобных. Пил даже замахивается сотворить современную притчу и вводит в сюжет повторяющуюся цитату из Библии: «Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их». Но интересно тут не ее содержание, а обозначение главы и номера стиха: 11:11, - то есть II:II.

Двойники повсюду - как бы говорит Пил, покушаясь на самое святое. Единственное, что разочаровывает в этом пиршестве знаков, отсылок и символов – это финал. И даже не его предсказуемость, а невыразительность. Обилие словесных объяснений напрочь рушат магию мистического и абсурдного (шуточек в «Мы» предостаточно!). В своей рецензии на фильм «Мы» я на полном серьезе предлагаю зрителям покинуть кинозал за 20 минут до окончания картины, чтобы не растерять ощущение непостижимой тайны настоящей гофманиады, которое на протяжении часа взращивал в нас Пил и которое сам же растоптал. Несмотря на то, что режиссер обращается к иррациональному, к страху, сам фильм таковым назвать нельзя. Все в нем сработано как в механических часах, поэтому те, кто пойдут за хоррором, наткнутся на скучноватую головоломку, любителей поразгадывать фильм не разочарует точно. Наверное, с этим и связан провал финала – Пил добросовестно пишет под кроссвордом все ответы. Увы, искусство прямолинейности не терпит.

Оценка 7 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Мы(2019)