Кошмар на улице Вязов (1984), История создания.
Однажды Уэс Крэйвен прочитал в одной из местных газет «Los Angeles Times» статью, рассказывающую о нескольких подростках родом из Камбоджи, которым снились настолько страшные сны, что они отказывались спать. Их родители, следуя предписаниям врачей, стали давать детям специальные лекарства, но вскоре дети один за другим умерли от последствий кошмарных снов. Тогда-то Крэйвен и взялся за написание сценария. Хотя в реальности причиной гибели детей стали сердечные приступы на фоне общего истощения организма, в сценарии их кошмары объяснялись тем, что некий мужчина очень страшного вида преследовал их во снах и пытался убить. Первым встал вопрос: «Как его назвать?» Недолго думая, Крэйвен дал маньяку имя человека, который терроризировал его в младших классах. Прототипом (по крайней мере, характера злодея) стал некий бездомный мужчина, пугавший Крэйвена в детстве. Изначально Крюгер задумывался, как типичный молчаливый убийца вроде Майкла Майерса или Джейсона Вурхиза. С самого начала Крэйвен писал сценарий с идеей, что Крюгер не только маньяк-убийца, но и педофил. Однако в то время в Калифорнии разразился скандал с настоящим педофилом, и боссы студии решили, что не стоит бередить раны жертв и их родственников напоминанием об этой трагедии. Вспоминая о выборе названия картины, Крэйвен сразу упоминает смерть Джона Кеннеди, убитого 22 ноября 1963 года в городе Даллас, штат Техас, на улице Вязов.
Уэс Крэйвен начал работу над сценарием в 1981 году после окончания съёмок «Болотной твари». Крэйвен предлагал идею фильма нескольким студиям, но получал отказы по разным причинам. Первым интерес проявила «Walt Disney Productions», но руководство потребовало смягчения материала, чтобы ориентироваться на детскую и подростковую аудиторию. Тогда отказался сам Уэс Крэйвен. Также желание поработать над проектом высказала «Paramount Pictures», однако в итоге отказалась, так как концепция была похожа на сюжет фильма «Бегство от сна» 1984 года. Отказ студий Крэйвен воспринял близко к сердцу — позже он повесил все письма в рамку на стене своего кабинета. В итоге за съёмки картины взялась маленькая независимая студия «New Line Cinema», которая до этого занималась только дистрибьюцеий фильмов.
Основным претендентом на роль Фредди Крюгера был актёр Дэвид Уорнер. Уже были проведены пробы грима, когда выяснилось, что график съёмок не позволяет Уорнера взяться за роль. На начальной стадии поиск замены шёл с трудом. «Я не мог найти актёра на роль Фредди Крюгера, который источал опасность», вспоминает Крэйвен. «Все смотрелись слишком спокойными и полными сочувствия рядом с детьми. Затем на пробы пришёл Роберт Инглунд. Он был не таким высоким, как я хотел, и у него было такое детское выражение лица, но меня поразило его желание проникнуть в тёмные глубины собственного сознания. Роберт понял Фредди». Чтобы преобразиться для прослушивания актёр подвёл веки табачным пеплом и зачесал волосы назад. «Я выглядел странно. Я сидел напротив Уэса и слушал его. Он был высоким, выпускником колледжа, образованным. Я принимал всякие позы, подражая Класу Кински — вот как проходили пробы». Инглунд согласился на роль, так как это был единственный на тот момент проект, который вписывался в его график в перерыве съёмок сериалов «V».
По словам Крэйвена, на роль Нэнси Томпсон он искал актрису «неголливудской внешности», и Хизер Ландженкамп идеально подошла этим требованиям. Ландженкамп получила роль, обойдя более 200 актрис, среди которых были Деми Мур, Дженнифер Грей, Трейси Голд и Кортни Кокс. Последнюю Крэйвен через несколько лет снял в своей знаменитой квадрологии «Крик». На тот момент Хизер появилась в нескольких рекламных роликах и телевизионных фильмах. Актриса решила взять перерыв от учёбы в Стэнфорде и посвятить себя актёрской карьере. Впоследствии она снялась ещё в двух частях франшизы — «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» и «Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар».
Джонни Депп дебютировал в кино в роли Глена, одноклассника и возлюбленного Нэнси. Депп пришёл на пробы за компанию со своим другом — актёром Джеком Эрлом Хэйли, который сыграет Фредди Крюгера в ремейке 2010 года. Доверившись своей интуиции, режиссёр Уэс Крэйвен рискнул доверить одну из главных ролей парню, не имеющему никакого актёрского опыта, и был удивлен тем, насколько свободно тот держался перед камерой. Чарли Шин претендовал на роль Глена, но студия не могла платить ему гонорар, которого он хотел. Рассматривались также кандидатуры Джона Кьюсака, Кифера Сазерленда, Николаса Кейджа и Си Томаса Хауэлла. Роль Рода Лейна сыграл актёр Хсу Гарсия, взяв себе псевдоним «Ник Корри». В сцене в медицинской клинике, где волосы Нэнси седеют, появляется медсестра — её сыграла вторая жена Крэйвена, Мими.
Это был первый серьёзный проект компании «New Line Cinema». В разгар съёмок студия оказалась в финансовом кризисе. Дистрибьюторы отказались от финансирования картины — актёрский состав и съёмочная группа почти две недели снимались, не получая при этом ни цента. «New Line Cinema» находилась тогда на грани банкротства. Но никто не покинул съёмочную площадку, и фильм был снят за 32 дня. Сразу было оговорено, что картина будет малобюджетной. Единственной надеждой на то, что компания продолжит своё существование, стал успех фильма. И картина себя оправдала. Фильм собрал около $25 млн — невиданный успех для малобюджетного кино. Картина стала настолько успешной, что до сих пор приносит прибыль своим создателям — было снято 7 продолжений, один телевизионный сериал, выпущено большое количество комиксов, книг, игрушек и прочей продукции; в 2010 был снят ремейк фильма. Компанию «New Line» в шутку называют «домом, который построил Фредди». Крэйвен помогал режиссёру Шону Каннингему при съёмках фильма «Пятница, 13-е», а Каннингем снял несколько эпизодов фильма «Кошмар на улице Вязов».
Места съёмок
Фасадом дома Тины стал особняк № 620 на улице «Milwood Avenue». Интересно, что задний дворик, на котором происходит погоня Крюгера за Тиной, действительно находится с противоположной стороны дома. Внутренние сцены, в частности комнату Тины, снимали в специально построенных декорациях. Экстерьеры домов Нэнси и Глена снимали на улице под названием «Genesee Avenue». Интересно, что знаменитый особняк в реальности имеет тот же номер, что и киношный — № 1428 (интерьер Томпсонов также снимали в этом доме). Номер дома, использованного как фасад дома семейства Ланцов, — № 1419. Эта улица находится по-соседству со знаменитым бульваром «Сансет». Экстерьер полицейского участка снимали с одной из лос-анджелесских библиотек — «Cahuenga Branch». Тюремную камеру снимали в декорациях. Мостик, на котором Глен и Нэнси обсуждают технику сна, снимали на пляже «Venice Beach» в Лос-Анджелесе.
Фасадом старшей школы Спрингвуда выступила настоящая школа «John Marshall High», а интерьеры снимали в школе «John Burroughs Middle». Забавно, что сцена, в которой Нэнси идёт по школьному коридору в поисках Тины, снята не так, как выглядят на самом деле коридоры школы, где проходили съёмки: Нэнси выходит из кабинета английского (№ 104) и медленно идёт по коридору, постепенно ускоряясь. В следующем кадре она выбегает из-за угла и сталкивается с дежурной по школе. Если рассматривать коридор, то именно по прямой линии позади актёров находится тот самый кабинет, из которого вышла Нэнси. Таким образом, по сюжету героиня двигалась буквой «П»: с урока английского к лестнице, ведущей в подвал, хотя на самом деле съёмки проходили в одном длинном прямом коридоре. В то время как подвальная лестница снималась в противоположном конце коридора. Офис секретаря, расположенный перед офисом директора школы, использовали для съёмок вестибюля полицейского участка, где Нэнси разговаривает со своим отцом — лейтенантом Томпсоном. Кабинетом лейтенанта стал офис директора. Сцены с котельной, а также коридор из кошмара Тины в начале фильма снимали в тюрьме «Lincoln Heights».
Грим и дизайн
По замыслу режиссёра Фредди должен был сниматься в плаще, но из-за небольшой неразберихи на съёмочной площадке плащ был утерян. Положение спас красно-зелёный полосатый свитер, принадлежавший одному из осветителей. Этот свитер был подарен осветителю его невестой, связавшей его как подарок к свадьбе. Надетый на главного героя, свитер с его сочетанием цветов и маской главного героя являл настолько жуткое сочетание, что был оставлен в фильме и далее. Крэйвен аргументирует выбор так: «Я где-то читал, что это — самое трудноусваиваемое для человеческого глаза сочетание цветов».
Для съёмок смерти Тины, в которой тело девушки летает по комнате и движется по стенам и потолку, построили специальную вращающуюся декорацию — когда комната вращалась, актриса переползала на следующую стену. Камера была закреплена на одной стене и следовала за актрисой по мере её движения вместе с комнатой. Оператор был привязан к креслу, что позволяло ему управлять камерой во время вращения декорации. Интересно, что в сцене, когда Тина тянется с потолка к Роду, сидящему на полу, на самом деле актёр Хсу Гарсия висел вверх ногами, а его волосы были специально уложены, чтобы они не свисали. Эффект перевёрнутой комнаты был настолько потрясающим, что у актрисы Аманды Уайсс, сыгравшей Тину, практически сразу же начались сильные приступы головокружения. Вдохновением для съёмок послужил фильм 1951 года «Королевская свадьба» («Royal Wedding») — первый фильм в истории кино, снятый с использованием вращающихся декораций.
Кровавый фонтан из кровати Глена снимали в той же вращающейся декорации, что и смерть Тины. Однако здесь группа столкнулась с куда большими трудностями — снять сцену необходимо было с одного раза. Декорации перевернули вверх ногами так, что кровать оказалась на потолке. Затем включили сильный насос, с помощью которого окрашенная вода не просто выливалась, а била под напором — как и показано в фильме. Однако в конце концов воды оказалось так много, что съёмочная группа, сохранявшая равновесие декорации, не смогла более удерживать её, как надо: в итоге часть воды вылилась через окно на членов съёмочной группы. Вода намочила провода и человека, управляющего насосом, ударило током.
Никто точно не знает, что же было использовано для создания эффекта «затягивающих ступенек» в сцене, когда Нэнси не может подняться по лестнице. Актриса говорит, что «это был грибной суп или что-то вроде того», Крейвен — «овсяная каша», а Жак Эткин утверждает, что в этой сцене использовали жидкое тесто. Во всяком случае, единой версии не существует.
Ванна Нэнси была установлена над бассейном. Во время съёмок актриса Хизер Ландженкамп провела в этой ванне 12 часов, как и актёр Джим Дойл — дублёр Фредди (а точнее, его правой руки).
Во время съёмок было использовано 500 галлонов (примерно 2273,05 литра) заменителя крови.