28 панфиловцев (2016), Интересные факты.
- В 2009 году был написан сценарий, после чего начался поиск средств на создание фильма. Отсутствие спонсоров и государственной поддержки вынудило создателей к использованию краудфандинга на платформе Boomstarter. Продюсер фильма Андрей Шальопа в 2013 году объявил о выпуске трейлера к фильму, на что требовалось собрать 300 тысяч рублей. Благодаря информационной поддержке Дмитрия Пучкова удалось собрать 398 тысяч рублей. В результате кампании фильм собрал рублей и стал самым успешным краудфандинговым кинематографическим проектом данной платформы.
- Съёмочная группа обсуждала совместную работу над картиной с внучкой генерала Ивана Панфилова - . По её мнению, в работе над фильмом должны были участвовать казахи, а также необходимо извиниться перед людьми, которые погибли под Дубосеково, так как кроме 28, попавших в список, погибли и другие люди.
- Съёмки начались 4 октября 2013 года в павильонах на «Ленфильме». Основная часть съёмок состоялась зимой 2014/15 года, зимние сцены снимались под Санкт-Петербургом и в Иваново. Премьера планировалась на осень 2015 года. В фильме были задействованы как профессиональные актёры, так и добровольцы-любители. Военным консультантом, а также художником по костюмам и реквизитором выступил руководитель Военно-исторического клуба «Ленинград-900» . Для съёмок первых сцен фильма директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев безвозмездно передал реквизит и униформу бойцов РККА, также помощь с реквизитом оказал Военно-технический музей в Черноголовке.
- 25 ноября 2013 года состоялся пресс-показ и опубликован пилотный эпизод с трёхминутным разговором бойцов в землянке. 9 мая 2014 года, в канун Дня Победы, опубликован фрагмент фильма с боем 4-й роты, который был отснят в марте в Ленинградской области под посёлком Агалатово.
- В мае 2014 года к финансированию картины подключилась компания Gaijin Entertainment, являющаяся разработчиком военной онлайн-игры War Thunder. В данной игре появился специальный набор техники для покупки, и половина его стоимости перечислялась в фонд фильма. За счёт этого бюджет киноленты пополнился ещё на 5 миллионов рублей. С 29 апреля 2015 года Gaijin Entertainment принимала участие также в технических и организационных вопросах съёмок. При их поддержке был подготовлен и опубликован официальный тизер фильма.
- В декабре 2014 года проект выиграл грант от Министерства культуры РФ в размере 30 миллионов рублей в рамках субсидирования из федерального бюджета в 2014 году производства игровых авторских и экспериментальных фильмов на тему «Военная драма». Проект поддержал министр культуры РФ:
- Фильму также предполагалась государственная помощь со стороны Казахстана в размере 1 млн долларов. Однако в январе 2015 года министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы заявил, что сценарий не устраивает министерство и никакого сотрудничества не будет до доработки сценария по указаниям министерства . Впоследствии деньги от Казахстана всё же поступили в размере 80 миллионов тенге , при этом в сценарий были внесены небольшие изменения. В начало фильма была вынесена цитата участника Битвы за Москву, казахского писателя Бауыржан Момышулы, а в финальных титрах показывается памятник панфиловцам в Алма-Ате. Уменьшение суммы против изначально заявленной министр культуры объяснил экономическими трудностями последнего времени. С другой стороны, он сообщил о технической помощи проекту и помощи в организации массовок.
- 15 ноября 2015 года был представлен трейлер фильма. Трейлер сразу привлёк к себе интерес - более трёхсот тысяч просмотров с вечера воскресенья, когда он был опубликован, до утра понедельника. Этот случай считается беспрецедентным для российских видеороликов такого рода.
- 27 мая 2016 года Gaijin Entertainment и студия «28 панфиловцев» сообщили, что выход фильма состоится 24 ноября 2016 года. Прокатчиком картины выступила компания Universal Pictures Russia.
- 10 ноября был завершён дубляж фильма на казахском языке киностудией «Казахфильм», и во время премьеры фильм вышел в двух версиях . В этот же день состоялся окончательный пресс-релиз фильма и пресс-конференция с создателями фильма
- Премьера фильма состоялась в день 75-й годовщины боя у разъезда Дубосеково, 16-го ноября в городе Волоколамск, где разворачивались показанные в фильме события.
- 24 ноября 2016 года фильм вышел в широкий прокат, собрав в странах СНГ 385 млн рублей.
- 9 мая 2017 года в День Победы фильм был показан на Первом канале.
- Идея фильма возникла у Андрея Шальопы в 2008 году, сценарист заинтересовался темой классической героики. Шальопа написал сценарий фильма в 2009 году, когда захотел рассказать о легенде, являющейся «воплощением мужества, отваги и силы русских, советских людей, сражающихся за Родину» и рассматривал её как один из опорных пунктов, формирующих национальное самосознание народа-победителя: «Я с детства, как, думаю, и большинство моих сверстников, люблю фильмы про войну. Для русского человека это, по-моему - такой полноценный жанр. Великая Отечественная война - это самое значимое событие в нашей истории. И самое важное в нём то, что мы победили. Мне кажется, что фильм о войне хотели бы снять большинство режиссёров. В моей семье воевали оба деда и бабушка».
- По словам режиссёра, изначально фильм задумывался в стилистике комикса, как что-то близкое по духу к фильму «300 спартанцев». Важным источником вдохновения для команды были советские монументы. Уже в 2013 году, до начала съемок, авторы выложили фото памятников «Стоять насмерть», «Брестская крепость-герой» и картин «Штурм Сапун-горы», «Оборона Севастополя» в группе фильма в социальной сети ВКонтакте с подписью «Художественные и стилистические образцы». В титрах появляются памятник панфиловцам в Алма-Ате, а фильм заканчивается панорамным кадром с видом на мемориал у Дубосеково. Стилистика раскадровок и иллюстраций, использовавшихся в ходе кампании по сбору средств обнаруживает немалое сходство с монументальной скульптурой - эту особенность режиссёр хотел сохранить и в фильме.
- Первоначальный замысел претерпел большие изменения - была идея снять чёрно-белое фронтовое кино, но затем создатели решили остановиться на более распространённой форме и снять полноценный цветной фильм для широкой аудитории, сохранив при этом преемственность по отношению к советской традиции военного кино. По словам Шальопы, никакие советские фильмы не брались напрямую за основу, однако режиссёр неоднократно упоминал картины «Мир входящему», «На войне как на войне», «Они сражались за Родину», «У твоего порога» как фильмы, «с которыми хочется сравнений». Создатели неоднократно называли свою картину фильмом-памятником и желали сосредоточиться на описании войны и подвига Панфиловской дивизии - именно этим они мотивировали отказ от любовной линии, предысторий персонажей и отсутствие явно выраженного главного героя. Через фильм лейтмотивом проходит мысль о том, что для победы за Отчизну нужно не геройски умирать, а сражаться и выживать, для того чтобы поражать врага дальше. Создатели замечают, что такая интерпретация героизма не является чем-то новым, а встречается, например, в произведениях времен войны Александра Бека.
- Другой аспект стилистики фильма - это изображение врагов и сцен насилия, которые неизбежно присутствуют в фильме о войне. Возрастное ограничение картины - «12+», и Шальопа хотел, чтобы фильм смотрели мальчишки, а потому напряжение нагнетается не показом натуралистичных подробностей, а через эмоции героев и визуальный эффект операторских находок. Немецкие пехотинцы изображены обезличенными, они выглядят, по выражению критика Л. Милюковой, как рой саранчи - режиссёр объясняет это тем, что хотел показать врага таким, каким видит его солдат.
- В процессе съёмок операторы картины использовали следующие документы: раскадровку, режиссёрский сценарий, операторскую таблицу и схему танкового боя. Схема боя содержала точное расположение танков и камеры в разные моменты времени, а операторская таблица описывала, какую технику необходимо использовать в каких сценах. Такая тщательная подготовка позволила команде работать в зимних условиях и при коротком световом дне.
- Режиссёры хотели использовать минимум 3D-анимации и снять как можно больше эффектов на камеру. Первые опыты они проводили, перемещая примитивные игрушечные танки размером со спичечный коробок на простынях с помощью веревок. Эти эксперименты показали, что использование уменьшенных моделей танков позволит создать нужный уровень реализма.
- В качестве подрядчика для создания спецэффектов была выбрана студия Scandinava, прежде специализировавшаяся на рекламных роликах и не имевшая опыта работы с большими фильмами. Специалисты из Scandinava производили эксперименты по скоростной съёмке и заинтересовали Дружинина и Шальопу своим роликом «Нефть», в котором столб горючей жидкости вращался и воспламенялся без применения 3D-анимации. Для работы над фильмом студия расширила штат с шести до 28 человек.
- Для создания кадров с танками специалисты студии применили старую технологию комбинированных съёмок. На съёмках в поле использовались полноразмерные деревянные макеты танков, обтянутые зелёной тканью, которые рабочие передвигали по полю на санях. Затем геодезисты произвели измерения ландшафта, и Scandinava воссоздала поле боя в масштабе 1:16 в студии и пересняла все сцены с детализированными моделями танков, уменьшенными в 16 раз. Для создания атмосферы зимы в фильме , последствий атак , а также для усиления выстрелов орудий и некоторых взрывов студия Scandinava решила не использовать традиционный подход с использованием CGI , вместо этого снимая на камеру настоящие природные эффекты. Съёмки на натуре, танки и природные эффекты были собраны слоями на компьютере в одно цельное изображение.
- Такой подход требовал определённой техники съёмок. Для того, чтобы перемещения игрушечного танка были похожи на перемещения настоящего, необходимо было снимать его в четыре раза быстрее, а затем замедлить полученные кадры. Камеру, соответственно, нужно было перемещать в четыре раза быстрее, чем на поле, что невозможно сделать руками. Поэтому в павильонных съёмках для управления камерой операторы использовали роботизированную руку KUKA Agilus, предоставленную и запрограммированную с помощью специалистов НИИ робототехники. Для съёмок крупным планом был построен полноразмерный макет танка PzKpfw IV, боевое отделение которого было воссоздано на «Ленфильме» как отдельная капсула на пружинах, что позволяло добиться реалистичной качки при съёмках. В настоящее время макет хранится в музее карельского перешейка в Выборге, а одна из малых моделей стала частью коллекции короля Иордании, который был заинтересован фильмом.
- Весь фильм снят на камеру , кроме танков, где из-за размеров требовался аппарат компании Red. В качестве оптики использовали сферический объектив серии Illumina петербургского завода «ЛОМО» - по словам оператора, это решение позволило сгладить эффект «чрезмерно качественного» изображения, которое присуще всем современным камерам.
- Звук для фильма был записан и сведён на технической базе студии «Невафильм». За написание музыки к фильму взялся известный своими саундтреками к компьютерным играм Михаил Костылев. По словам композитора, он стремился передать ощущение гордости за Победу и подвиг, создав эпический музыкальный фон, в котором сохранилась бы драматичность. Лейтмотивом большинства композиций является тема «Вечный огонь», которую Костылев сочинил на раннем этапе производства фильма. Саундтрек записывался уже после сведения видеоряда, при этом сначала партитура для всех инструментов была записана с помощью MIDI-редактора. Это позволило режиссёру сразу оценить примерное звучание музыки, её настроение и темп. Затем с использованием метронома записывались отдельные партии инструментов, вокал, хор и части, в которых задействован целый оркестр.
- Согласно отчёту Фонда кино, на 48-й неделе , российские кинотеатры посетило 3,4 млн зрителей, из которых каждый четвёртый зритель выбрал «28 панфиловцев», и сборы составили 209,8 млн рублей. Фонд сообщает, что показатели утренних и дневных показов в процентном соотношении были на уровне вечера. То есть, кино привлекло широкую аудиторию - и взрослого зрителя, и школьников со студентами. Всего до 30 ноября в России прошло сеансов, которые посетили зрителя.
- 26 декабря фильм стал доступен для покупки в онлайн-магазинах, а 27 января 2017-го вышло издание на DVD и BluRay. Издание на BluRay включает в себя фильм о фильме и раскадровку. Существует также адаптированная для людей с нарушениями зрения версия фильма с тифлокомментариями.
- В ходе Европейского кинорынка EFM права на фильм были проданы на франкоязычные территории, Великобританию, Японию и Южную Корею. Также была согласована продажа прав на немецкоязычные территории, Чехию и Словакию, получено предложение от Польши, Китая, стран бывшей Югославии и Турции. Фильм заинтересовал закупщиков из Швеции, Дании и Норвегии, что является хорошим показателем: эти территории не часто приобретают права на российские проекты. Дистрибьютором выступила компания Russian World Vision.