Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора

Рецензия на фильм Догма (1999)

Католицизм – это круто

режиссер и автор сценария - Кевин Смит

Фильм начинается с нескольких пародийных эпиграфов, один из которых гласит: «Считать сюжет провокационным значит упустить самую суть и вынести неправедное суждение; а ведь право судить принадлежит Богу и только Богу! (что следует помнить кинокритикам)». Предположим, что это правда и судить не будем.

«Я сделал „Догму“, — объяснял режиссер, — потому что я примерный католик. Но, что еще важнее, я примерный христианин. Этот фильм — торжество моей веры и духовности, пусть и с некоторым количеством шуток ниже пояса… Если вы собираетесь проповедовать в течение двух часов, лучше это делать с юмором»

В фильме показана история женщины, которая потеряла веру, но ее предназначение остановить двух падших ангелов. Они нашли лазейку в католическом догмате и хотят вернуться на небо, если это произойдет, наступит Апокалипсис.

Если кажется, что этот фильм высмеивает или показывает что-то страшное, то да, показывает. И самые кощунственные высказывания принадлежат людям в рясах: они говорят про «обновленную, динамичную веру», падре использует чашу как лунку для игры в гольф с своем кабинете, а лозунг ребрендинга церкви «Католицизм – это круто» («Catholisizm wow») оформлен как комикс с элементами поп-арта.

Картина начинается с пресс-конференции кардинала. Он говорит, что «Христос - бодрячок» и пора отринуть образ распятия, вместо него будет подмигивающий Иисус. «Ликуйте: дружище – Христос!».

Но церковь здесь не участвует в битве добра со злом, она показана как институт, социально-политический инструмент, бизнес, который не прочь зарабатывать так же, как табачные корпорации. «Нам бы такие же цифры!» - говорит кардинал.

Это история про женщину, которая потеряла веру и ради веры должна спасти мир от Апокалипсиса. И в конце спасает. Мораль вполне однозначна: надо верить и уметь прощать. Хорошие парни побеждают, а плохие – прощены. Это доброе кино и оно было бы простым, если бы не герои и тема.

В этой картине Кевин Смит перемешал всю мифологию: Серендипити говорит, что она дочь Зевса и Гармонии, Азраил присутствует в исламе и иудаизме, Локи и Бартлби родом из Скандинавии. Но складывается ощущение, что этот фильм не просто злая шутка. Он про новый миропорядок, о котором тринадцатый апостол негодует: «Вот народ, про что не снято кино, то и знать не надо!». Этот фильм, критикует современный мир: незнание, толерантность, которая в крайних проявлениях доходит до абсурда. Так нам с экрана долго объясняют, что Иисус был черным, и это выглядит глупо с какой стороны не посмотри. Даже если и был, имеет ли это значение? «Как услышат, что это райская жизнь от черного Иисуса, сразу поскучнеют» - говорит Руфус. Так и мы в жизни часто смотрим не на то, о чем идет речь, а о том, как это было сказано. Когда «Догма» вышла в прокат, она вызвала массу скандалов, например Католическая Лига организовала кампании протеста. Все было в лучших традициях: «не смотрел, но осуждаю». В итоге фирма «Мирамакс» отказалась от проката «Догмы».

Это синефильское кино. Но оно апеллирует не к сложным столпам кинематографа, здесь вы не увидите цитаты из фильмов Висконти или Вонга Кар Вая. А к массовым фильмам, которые вызывали социальный резонанс. Например, прекрасная аллюзия на «Индиану Джонса». Когда Боб выбрасывает падших ангелов из поезда и поясняет испуганному незнакомцу: «Безбилетники», так в «Индиане Джонсе» выбрасывали нацистов. Также в режиссерской версии, была важная цитата, но, к сожалению ее убрали, возможно, в силу непонятности. В финале, когда главная героиня Вифания (Линда Фиорентино) набирается смелости и задает Богу один единственный вопрос: «Зачем мы здесь?» в первой версии был ответ: «пластик». Это должно было отсылать нас к фильму «Выпускник» (1967), где на вечеринке, к Бреддоку подходит джентльмен и произносит: «Я хочу сказать вам лишь одно слово: «пластик»». Мужчина имеет в виду, чем стоит заниматься молодому человеку в будущем. Но для героя это становится обобщением, «пластиковой» он чувствует свою жизнь. Все меняется, когда молодой человек влюбляется. То есть в «Догме» ответом, равносильным «пластику», была бы «любовь».


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора