Жозе Падилья – режиссёр, известный прежде всего тем, что снимал некоторые эпизоды блестящего сериала «Нарко», повествующего о самой одиозной криминальной фигуре нашего времени, Пабло Эскобаре. В своём новом фильме, название которого локализаторы перевели как «Операция «Шаровая молния»», он вновь берётся за изображение событий, произошедших в действительности: захват самолёт с заложниками пропалестинскими террористам и последующая операция по их освобождению израильскими спецслужбами.
Главное достоинстве сериала «Нарко» состояло в том, что в нём документальная точность удивительно успешно соседствовала с мощной художественной составляющей. В этом смысле «Шаровая молния» для Падильи – шаг назад. В области исторической достоверности и освещения конкретной ситуации и проблемы в целом картина достаточно сильна, но ей не хватает пресловутой художественности. Всё, что было сделано для того, чтобы драматизировать (и без того невероятно драматичную) реальную ситуацию превращается в портящие впечатление минусы. Диалоги – самое кошмарное, что есть в «Шаровой молнии»; они до умопомрачительной степени шаблонны, скучны и бессмысленны, а особенно глупыми их делает то, что их произносят в сущности замечательные актёры, исполняющие главные роли – Даниэль Брюль (в роли Вильфрида Бёзе) и Розамунд Пайк (играющая Бригитту Кульман). Их работа не вызывает никаких нареканий, однако скрыть абсурдность и идиотизм того, что они говорят, совершенно невозможно.
Кроме того, фильму не всегда удаётся сохранить должное напряжение в ответственные моменты. Особенно это чувствуется в начале фильма, где захват заложников и их транспортировка изображены чудовищно скучно. Вторая половина несколько выправляет ситуацию: сцена самой операции израильских спецслужб – это, пожалуй, один из самых удачных моментов в фильме.
Самым же удачным, наверное, является серьезность поставленных вопросов и нейтральный способ их освещения. Несмотря на все перечисленные минусы, а также на невыразительную игру большинства актёров второго плана, Падилье действительно удаётся, не занимая никаких сторон, вложить в своё творение мощный гуманистический посыл: в государственных конфликтах проигравшими всегда оказываются люди, причём с обеих сторон. А ещё, как выразился один из героев картины в финале: «Нам нужно научиться договариваться». Такой месседж кажется очень уместным в контексте, как описанных в фильме событий, так и современного мира в целом. Создаётся впечатление, что Падилья это понимает и неслучайно выпустил свой фильм именно сейчас. За это ему и спасибо.
Оценка: 7 из 10
Автор: Антон Стрельцов