или
Ингмар родился в Швеции, в городе Уппсале в семье лютеранского пастора Эрика Бергмана и медсестры Карин Бергман . Его старший брат впоследствии выбрал карьеру дипломата, а сестра стала писательницей. Отец придерживался консервативных взглядов на воспитание детей и часто подвергал различным наказаниям, в том числе телесным.
В основе нашего воспитания лежали такие понятия, как грех, признание, наказание, прощение и милосердие, конкретные факторы отношений детей и родителей между собой и с Богом. В этом была своя логика, которую мы принимали и, как мы полагали, понимали.
Интерес к театру и кино проявился у Бергмана ещё в детстве. Когда ему было девять лет, брату подарили на Рождество «волшебный фонарь» - распространённый в то время простой проекционный аппарат с керосиновой лампой в качестве источника света. Ингмар предложил Дагу в обмен свою коллекцию оловянных солдатиков и приступил к опытам. Волшебный фонарь позволял проецировать неподвижные изображения со стеклянных пластин и небольшие фильмы с соединённой в кольцо 35-мм плёнки. Бергман использовал бокс-камеру для создания псевдо-фильмов из нескольких кадров, а на отрезках плёнки со смытой эмульсией дядя Карл помогал создавать ему собственные мультфильмы. Большое впечатление на него произвёл принадлежавший его тёте Лоттен миниатюрный театр теней. В возрасте двенадцати лет Бергман получил возможность в течение нескольких вечеров присутствовать за сценой театра на постановке пьесы «Игра снов» Стринберга и «впервые в жизни прикоснулся к магии актерского перевоплощения». Начиная с этого возраста и вплоть до окончания гимназии его любимым увлечением помимо опытов с волшебным фонарём становится самодельный кукольный театр. Ингмар постоянно строил новые варианты театров, изготавливал декорации и системы освещения.
Летом 1934 года Бергман провёл шесть недель в Германии, куда его отправили по обмену. Его сверстник из немецкой семьи был членом Гитлерюгенда, и вскоре сам 16-летний Бергман поддался влиянию нацистской пропаганды.
В 1937 году Бергман поступил в Стокгольмский университетский колледж , где изучал литературу и историю искусств. Учёбе он уделял мало времени, посвящая всё своё время театральной деятельности молодёжного клуба. После семейного скандала Бергман покинул родительский дом, после чего несколько лет не общался с семьёй. Окончательно оставив учёбу ради театра, Бергман отправляется в турне в качестве реквизитора и осветителя в постановке «Отца» Стринберга. Премьера обернулась провалом, и оставшийся без жилья и средств к существованию Ингмар некоторое время работал в Оперном театре ассистентом режиссёра. В это время он написал несколько пьес.
В 1942 году одна из пьес Бергмана была поставлена в Студенческом театре и получила положительный отзыв в газете «Свенска дагбладет». На спектакль обратили внимание Карл Андерс Дюмлинг, руководитель киностудии «» и Стина Бергман, заведующая сценарным отделом. Вскоре Бергман получил работу в киностудии, занявшись редактированием чужих сценариев и написанием собственных. Вскоре один из сценариев Бергмана под названием «Травля», основанный на воспоминаниях о его школьных годах, привлёк внимание Виктора Шёстрёма, одного из основоположников шведского кинематографа, который передал сценарий режиссёру Альфу Шёбергу. Фильм был снят в 1944 году. Ингмар Бергман присутствовал на съёмочной площадке в качестве помощника режиссёра, и Шёберг поручил ему самостоятельно срежиссировать несколько сцен. «Травля» была хорошо принята в странах Скандинавии, а после окончания войны - в США и Великобритании.
Во время съемок «Травли» Бергман получил предложение возглавить пришедший в упадок Городской театр Хельсингборга. Он нанял новую труппу и за год сумел вывести театр из кризиса.
Летом того же года Ингмар Бергман приступил к своей первой работе в качестве кинорежиссёра - съёмкам фильма «Кризис». Сценарий был написан им по по пьесе датского драматурга «Мать-животное». Работа над «Кризисом» сопровождалась многочисленными проблемами. Фильм провалился в прокате, что вызвало недовольство со стороны руководства «Свенск Фильминдустри». На помощь Бергману пришёл продюсер , пригласивший его снять фильм «Дождь над нашей любовью» по пьесе норвежского драматурга . Согласно воспоминаниям режиссёра «Дождь над нашей любовью» стал его первым фильмом, снятым под влиянием поэтического реализма, в частности - работ французского режиссёра Марселя Карне.
Осенью 1946 года Бергман начал работать в муниципальном театре Гётеборга. Он искал возможность самостоятельно экранизировать собственные сценарии, но продюсеры были заинтересованы лишь в покупке сценариев. В 1947 году по его сценарию режиссёром Густавом Муландером был снят фильм «». Затем к Бергману снова обратился Лоренс Мармстедт с предложением экранизировать пьесу «Корабль в Индию». Фильм был представлен в конкурсной программе второго Каннского кинофестиваля, но не добился успеха. Продолжая заниматься постановкой спектаклей в театре и на радио, осенью 1947 года Бергман снимает свой четвёртый фильм под названием «Музыка в темноте» о потерявшем зрение пианисте. Фильм оказался коммерчески успешным и был номинирован на главный приз Венецианского кинофестиваля.
Основные темы творчества Ингмара Бергмана — кризис религии, кризис традиционной семьи, кризис личности; поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман с помощью своих актёров выражает сложнейшие переживания экзистенциальной встречи человека с правдой о мире внутри и вокруг себя.
Бергман был известен тем, что многократно работал с одними и теми же актёрами. Среди «своих» актёров Бергмана, которых режиссёр снял в десяти и более фильмах, можно отметить Гуннара Бьёрнстранда, Эрланда Юзефсона, Макса фон Сюдова, Биби Андерссон, Харриет Андерссон, Лив Ульман и других.
В 1948 году Ингмар Бергман получает международную известность в качестве драматурга - его киносценарий «Травля» был адаптирован для театра. Спектакль шёл в Осло и Лондоне, где постановкой занимался Питер Устинов. Летом того же года Густав Муландер снял ещё один фильм по сценарию Бергмана. Сам Бергман в это время приступил к съёмкам «Портового города» по роману .
Следующий фильм, «Тюрьма» стал шагом вперёд для Бергмана. Благодаря финансовой поддержке Мармстедта ему удалось создать свою первую по-настоящему авторскую картину. В 1949 году Бергман снимает два напряженных фильма о катастрофе семейных отношений - «Жажда» и «К радости», в которых находит отражение кризис его собственного второго брака с Эллен Лундстрём. После окончания съёмок он завязывает роман с журналисткой и осенью уезжает с ней в Париж, где Бергман открывает для себя французский театр.
1950-е
Съёмки драмы «Летняя интерлюдия» были закончены летом 1950 года. В прокате фильм появился лишь через год, был хорошо принят зрителями и кинокритиками. Бергман называл «Летнюю интерлюдию» одной из наиболее важных своих работ: "Для меня лично «Летняя игра» - один из самых важных моих фильмов, хотя кому-то он, может быть, и покажется устаревшим. Но мне он таким не кажется. Тогда я впервые обнаружил, что работаю совершенно самостоятельно, что у меня есть свой стиль, что я создал наконец собственный фильм со своим особым обликом, которого никто не повторит. Этот фильм не похож ни на чей другой. Это было мое первое по-настоящему собственное произведение".
Сразу после окончания работы над «Летней интерлюдией» Бергман приступает к съёмке шпионского триллера «Это не может случиться здесь». Руководство «Свенск Фильминдустри» рассчитывало на международный успех фильма, но Бергман работал над ним без всякого интереса, исключительно ради заработка, и картина провалилась в прокате.
В этом же году в знак протеста против налоговой политики прекращают работу над новыми фильмами все шведские киностудии. Достигнуть компромисса удалось лишь в начале 1952 года, и Бергман в это время занимается радио-спектаклями, театром и даже снимает рекламу.
При первой же возможности Ингмар Бергман снова возвращается в кинематограф и с апреля по июнь 1952 года снимает комедийную драму «Женщины ждут», в которой представлены истории замужества четырёх сестёр, а ещё через месяц начинает съёмку картины «Лето с Моникой» о молодой паре, чей летний роман закончился беременностью и несчастливым браком. Главную роль сыграла малоизвестная на тот момент Харриет Андерссон, с которой у Бергмана начался роман. Он ушёл от Гун и переехал в Мальмё, где первые три года прожил с Харриет. В это время Бергман получил должность художественного руководителя . В дальнейшем Харриет Андерссон снимется ещё в восьми фильмах Бергмана, в том числе в таких известных картинах как «Сквозь тусклое стекло» и «Шёпоты и крики».
С Харриет Андерссон мы проработали бок о бок много лет. Она - на редкость сильный, но легкоранимый человек, а талант её отмечен признаками гениальности. Отношения с камерой искренние и чувственные. Харриет обладает поразительной техникой, переходы от глубочайших переживаний к трезвой наблюдательности происходят мгновенно. Юмор резковатый, но без малейшего цинизма. Одним словом, женщина, всячески достойная любви, один из самых моих близких друзей.
В 1953 году Бергман снял два фильма. Драма о жизни бродячих артистов «Вечер шутов» была холодно воспринята критиками и провалилась в прокате. Финансовое положение режиссёра вновь пошатнулось и в рекодно короткий срок он успел снять достаточно успешную комедию «Урок любви». В том же году он поставил в Мальмё «Замок» Кафки и «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло. Снятый в 1954 году, фильм «Женские грёзы» остался практически незамеченным, и Бергман компенсировал неудачу интенсивной работой в театре. К десятилетнему юбилею Муниципального театра Мальмё он поставил ставшую очень популярной оперетту Легара «Весёлая вдова».
Летом 1955 года была снята комедия «Улыбки летней ночи». Поначалу фильм не пользовался успехом у шведской аудитории, руководство киностудии было крайне разочаровано, но неожиданно Бергману улыбнулась удача - в следующем году фильм получил специальный приз Каннского фестиваля, что способствовало повышению международного спроса.
Успех «Улыбок летней ночи» позволил Бергману снять картину, ставшую впоследствии одной из самых известных его работ - «Седьмую печать». Сюжет фильма вдохновлён фреской «Смерть, играющая в шахматы» в церкви Тёбю. Действие происходит в средневековой Швеции. Рыцарь и его оруженосец возвращаются домой из крестового похода и застают эпидемию чумы. Рыцарю является Смерть в образе мужчины в чёрных одеждах, и он предлагает Смерти сыграть партию в шахматы. Рыцарь и оруженосец путешествуют по объятой чумой стране, встречают различных персонажей и ищут ответы на вопросы о смысле жизни, сущности смерти и существовании Бога. В конце фильма всех, кроме бродячего артиста с женой и маленьким ребёнком, забирает Смерть.
Фильм был снят с небольшим бюджетом и всего за тридцать пять дней во дворе киностудии. Премьера «Седьмой печати» состоялась зимой 1957 года, фильм получил множество положительных отзывов от шведских кинокритиков и послужил поворотной точкой в карьере 27-летнего Макса Фон Сюдова, исполнителя главной роли, и самого Бергмана, прочно вошедшего в первый ряд современных кинорежиссёров. В том же году «Седьмая печать» получила специальный приз в Каннах.
Не менее значительным был успех Бергмана в театре. В 1957-м он поставил 4-часовой спектакль «Пер Гюнт» с Максом Фон Сюдовом в главной роли, а представленный в конце года «Мизантроп» Мольера один из критиков назвал «главным событием всего шведского театра 1950-х».
В том же году был снят получивший множество наград фильм «Земляничная поляна». Главная роль пожилого профессора, вспоминающего ошибки своей жизни, стала последней для 78-летнего наставника Бергмана, Виктора Шёстрёма. Фильм получил главный приз на Берлинском кинофестивале и приз за лучший иностранный фильм от американского Национального совета кинокритиков.
«На пороге жизни», камерная история о трёх беременных женщинах, была отмечена на Каннском фестивале призами за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Следующий фильм, мистическая драма «Лицо» получил специальный приз на кинофестивале в Венеции.
Вместе с Ларетай Бергман уезжает в Даларну, где работает с над сценарием к фильму «Девичий источник» на основе народной баллады «Дочери Тёре из Вэнге». Ингмар Бергман не придавал большого значения этому фильму, называя его «убогим подражанием Куросаве», но он получил «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке и специальные призы Каннского фестиваля и «Золотого глобуса». С «Девичьего источника» начинается систематическое сотрудничество режиссёра с кинооператором Свеном Нюквистом. Как и прежде, в дополнение к сомнительному с коммерческой точки зрения проекту в «Свенск Фильминдустри» предложили Бергману «компенсирующий» фильм, рассчитанный на широкую аудиторию. В этот раз им стала комедия «Око дьявола» о Дон Жуане, который помогает дьяволу совратить замужнюю женщину.
В 1960 году Бергман осуществил неудачную постановку в Драматене, Королевском драматическом театре, чеховской «Чайки». В том же году на острове Форё он снял «Сквозь тусклое стекло», первый из серии трёх камерных фильмов. которую критики позже назовут «трилогией веры» . «Сквозь тусклое стекло» повествует о непростых отношениях больной шизофренией женщины с мужем, отцом и младшим братом принёс Бергману специальный приз Берлинского фестиваля и второй «Оскар».
«Причастие», второй фильм трилогии, был снят в конце 1961 года. В центре сюжета - провинциальный пастор, который переживает потерю веры, но не оставляет свой пост.
В следующем году Ингмар Бергман снял «Молчание» - фильм о конфронтации двух сестёр, воплощающих чувственную и интеллектуальную стороны личности. Выход «Молчания» на экраны вызвал скандал в прессе из-за наличия откровенных по тем временам сцен.
После выхода «Молчания» Бергман стал настоящей знаменитостью в Швеции, и размер его гонорара достиг высокой по тем времена отметки в 35 тысяч долларов. В начале 1963 года ему предложили возглавить Драматен. Бергман принял предложение и начал сезон с удачной постановки «Кто боится Вирджинии Вулф?»
Сюжет комедии «Обо всех этих женщинах» 1964 года, первого цветного фильма Бергмана повествует об отношениях критика и знаменитого музыканта, содержащего жену и шесть любовниц. Картина не пользовалась успехом у зрителей и получила массу негативных отзывов от критиков, ожидавших от Бергмана серьёзного кино в духе предыдущего «Молчания».
В 1965 году Ингмар Бергман во время восстановления после перенесённого воспаления лёгких написал сценарий камерной экзистенциальной драмы «Персона». Главные роли сыграли Биби Андерссон и норвежская актриса Лив Ульман, с которой во время съёмок у режиссёра начался роман. Бергман принимает решение уйти от Кяби Ларетай и поселиться на острове Форё вместе с Ульман. В 1967 году фильм получил сразу несколько наград от Национального общество кинокритиков США: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Со временем «Персона» стала одной из самых обсуждаемых работ Бергмана.
В 1966 году Бергман принял решение оставить Драматен. В том же году в честь второго дня рождения своего сына Дэниэля он монтирует короткометражный фильм на основе семейной кинохроники. В 1967 году он войдёт в сборник «» из восьми киноновелл, снятых разными режиссёрами. Бергман поставил в Национальном театре Осло «Шести персонажей в поисках автора», назвав спектакль «своей прощальной работой в театре», но данный спектакль оказался первым в ряду нескольких последующих постановок в различных театрах Европы.
В 1968 году на экраны вышли «Час волка» и «Стыд». Оба фильма были отмечены призом за лучшую режиссуру Национального общества кинокритиков США. В том же году Бергман основал собственную кинокомпанию Cinematograph, первым фильмом которой стал «Ритуал» - снятая всего за девять дней камерная картина о допросе трёх актёров, обвинённых в съёмке непристойного фильма. Осенью была завершена съёмка картины «Страсть», которую позже критики отнесут ко второй трилогии Бергмана вместе с «Часом волка» и «Стыдом».
В следующем году Ингмар Бергман вернулся в шведский театр с постановкой «Войцека» в Драматене, затем приступил к съёмкам документального фильма «Форё - документ» о проблемах жителей острова Форё.
1970 год был омрачён для Бергмана смертью отца и разрывом с Лив Ульман, которая вместе с их дочерью переезжает в Осло. Дружеские отношения с актрисой сохранятся и впоследствии Лив Ульман снимется в шести фильмах Бергмана.
В начале 1970-х Бергман интенсивно работал в театре. В 1970 году он повторил успешную постановку 1964 года «Гедды Габлер» для лондонского театра, в следующем году поставил «Шоу» в Драматене и «Игры снов» в Ландоне. Во время репетиции «Гедды Габлер» он заключил с ABC Pictures контракт на съёмку фильма «Прикосновение». После окончания работы над ним Бергман заявил о том, что планирует через пару лет, в течение которых рассчитывает снять ещё четыре-пять фильмов, навсегда уйти из кино.
В личной жизни Бергмана наступили с очередные перемены. Роман с замужней завершился их свадьбой в ноябре 1971 года. Последний брак станет самым продолжительным - завершится почти через четверть века со смертью Ингрид от рака в 1995 году.
В основе сюжета фильма «Шёпоты и крики» лежит история о трёх сёстрах, одна из которых долго и мучительно умирает. Работа над фильмом далась Бергману с большим трудом из-за финансовых трудностей. Режиссёру пришлось использовать собственные средства и занять средства у Киноиститута. Чтобы окупить этот фильм и найти средства для продолжения работы над «Сценами из супружеской жизни», Бергман в течение года безуспешно пытался найти дистрибутора в США. В итоге фильм был выпущен на экраны в конце 1972 года компанией Роджера Кормана, знаменитого «короля фильмов категории B». Премьера прошла с большим успехом, фильм выдвигался на премию «Оскар» в четырёх номинациях и в итоге получил несколько престижных наград.
Дела в театре также шли хорошо - постановка «Дикой утки» с Максом фон Сюдовом и Леной Нюман в Драматене признана критиками одной из тончайших театральных работ Бергмана. В 1973 году успехом пользуется «Соната призраков», а «Дикую утку» ставят в Лондоне.
Премьера «Сцен из супружеской жизни», шестисерийного мини-сериала о двадцати годах непростого брака, состоялась на шведском телевидении весной 1973 года. Очередной камерный фильм, в котором роли супругов исполнили Лив Ульман и Эрланд Юзефсон, был хорошо принят шведской телевизионной аудиторией и кинокритиками.
В 1974 году Бергман ставит в Драматене две части трилогии Стриндберга «Путь в Дамаск». В следующем году он повторяет свой успех на телевидении - на этот раз с постановкой оперы «Волшебная флейта» Моцарта. В 1976 году выходит драма «Лицом к лицу» о женщине-психиатре, постепенно раздавленной собственной душевной болезнью. Как и в случае со «Сценами из супружеской жизни» фильм был сначала выпущен как мини-сериал для шведского телевидения, а затем был смонтирован сокращённый вариант для зарубежных кинотеатров. Картина «Лицом к лицу» не имела успеха, но внимание критиков обратила на себя исполнившая главную роль Лив Ульман, которая была номинирована на несколько премий, и в итоге получила приз Национального совета кинокритиков США.
Налоговый скандал и отъезд из Швеции
30 января 1976 года во время репетиции «» в Королевском драматическом театре Бергман был задержан двумя полицейскими в штатском по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Последовавшие за арестом трёхчасовой допрос, обыск и громкий скандал в прессе привели режиссёра к нервному срыву, который закончился трёхнедельным пребыванием в психиатрической клинике.
Обвинение строилось вокруг транзакции между компанией Бергмана Cinematorgraf и её подразделением Persona, созданной для финансирования международных проектов. Persona была ликвидирована в 1974 году и сумма около 500000 шведских крон была переведена на счёт Cinematorgraf. По мнению налоговой инспекции Бергман должен был заплатить дополнительный налог с данной операции, и теперь ему грозил крупный штраф в несколько сотен тысяч крон или два года тюремного заключения. В конце марта 1976 года все обвинения по этому делу с Бергмана и его адвоката, занимавшегося финансовыми делами режиссёра, были сняты, но вскоре были выдвинуты новые - налоговая инспекция заинтересовалась доходами Cinematorgraf, полученными от международного проката фильмов «Шёпоты и крики» и «Сцены из супружеской жизни». Общая сумма налоговых претензий на этот раз превысила полмиллиона долларов.
22 апреля 1976 года Бергман публикует в газете Expressen открытое письмо, в котором сообщает о своём намерении покинуть Швецию. Бергман заявляет, что вынужден эмигрировать, так как не может продолжать работать в условиях постоянного давления со стороны бюрократии. Для защиты собственной репутации режиссёр оставляет крупную сумму в одном из шведских банков на случай проигрыша дела против Cinematorgraf.
Бергман с женой переезжают в Париж, затем посещают Лос-Анжелес, где Бергман обсуждает с Дино Де Лаурентисом будущий фильм «Змеиное яйцо». Действие вышедшего на экраны в 1977 фильма происходит в Берлине 1920-х годов, съёмку проводят в Мюнхене, куда на несколько лет переселяется Бергман. «Змеиное яйцо» обернулось неудачей - фильм упрекали в недостаточной проработке персонажей. Но через год Бергману удалось вернуть расположение критиков - «Осенняя соната», камерная драма о взаимоотношениях матери и дочери с Лив Ульман и Ингрид Бергман в главных ролях получила несколько престижных наград.
После отъезда из Швеции Бергман не оставляет театр. В мюнхенском он заново ставит «Игру снов» в 1977 году, затем «Три сестры» Чехова и «Тартюф» Мольера.
14 июля 1978 года Бергман отмечает свой 60-летний юбилей в своём доме на острове Форё. На любимом острове он проводит почти весь следующий год, где готовит свой второй документальный фильм о Форё и пишет сценарий к фильму «Фанни и Александр». В этом же году Шведский институт кино учреждает «» за достижения в области кинематографа. Осенью режиссёр возвращается в Мюнхен для работы над фильмом «Из жизни марионеток», историей расследования убийства и его психологических причин. Окончательно в Швецию Бергман вернётся лишь через восемь лет, в 1984 году.
Фильм «Фанни и Александр» стал самым масштабным проектом Бергмана - на съёмки ушло полгода и 6 миллионов долларов. Действие фильма происходит в начале XX века, в центре сюжета - судьба двух детей, брата и сестры. Многосерийная версия была показана по шведскому телевидению в Рождество 1982 года и пользовалась большим успехом. В других странах демонстрировалась сокращённая киноверсия, которая собрала большое количество наград: четыре «Оскара», премии BAFTA, «Сезар», «Давид ди Донателло», «Золотой глобус» и другие.
В 1983 году Бергман сделал в память о своей матери короткометражный документальный фильм «Лицо Карин» на основе фотографий из семейного альбома.
После работы над «Фанни и Александром» Бергман принимает решение оставить большое кино. В 1980-е он снял два телефильма - «После репетиции», камерную картину о взаимоотношениях театрального режиссёра и актрисы, и «Благословенные». Среди известных театральных постановок в этот период - «Король Лир», «Йун Габриэль Боркман» и «Гамлет».
В 1987 вышла «Латерна Магика», автобиографическая книга о детских воспоминаниях, ранних постановках и фильмах.
В 1990-е появляется несколько фильмов, снятых по сценариям Бергмана, в том числе - «» пошедшего по стопам отца . В 1997 Бергман экранизирует собственную пьесу о своём дяде Карле Окерблуме под названием «В присутствии клоуна». В 2003 году на экраны выходит продолжение «Сцен из супружеской жизни» - фильм «Сарабанда».
Режиссерская карьера
2007-Соната призраков (ТВ)
2003-Сарабанда (ТВ)
2000-Люди кино (ТВ)
1997-Фигляр шумящий на помосте (ТВ)
1997-Харальд и Харальд (ТВ)
1994-Последний вздох (ТВ)
1993-Вакханки (ТВ)
1992-Маркиза де Сад (ТВ)
1985-Двое благословенных (ТВ)
1985-Дон Жуан (ТВ)
1984-Лицо Карин
1984-Фанни и Александр. Хроника создания фильма
1984-После репетиции (ТВ)
1983-Школа жен (ТВ)
1982-Фанни и Александр
1980-Из жизни марионеток (ТВ)
1979-Форё документальный фильм 1979 года (ТВ)
1978-Осенняя соната
1977-Змеиное яйцо
1976-Танец проклятых женщин (ТВ)
1976-Лицом к лицу
1975-Волшебная флейта (ТВ)
1974-Сцены из супружеской жизни
1974-Мизантроп (ТВ)
1973-Сцены из супружеской жизни (мини-сериал
1972-Шепоты и крики
1971-Прикосновение
1969-Форё документальный фильм (ТВ)
1969-Страсть
1969-Ритуал (ТВ)
1968-Стыд
1968-Час волка
1967-Стимуляция
1966-Персона
1965-Дон Жуан (ТВ)
1964-Не говоря о всех этих женщинах
1963-Молчание
1963-Игра снов (ТВ)
1962-Причастие
1961-Сквозь тёмное стекло
1960-Дьявольское око
1960-Девичий источник
1959-Буря (ТВ)
1958-Лицо
1958-Бешенство (ТВ)
1958-У истоков жизни
1957-На съемках фильма «Земляничная поляна»
1957-Венецианка (ТВ)
1957-Земляничная поляна
1957-Господин Слеман придет (ТВ)
1957-Седьмая печать
1955-Улыбки летней ночи
1955-Женские грезы
1954-Урок любви
1953-Вечер шутов
1953-Лето с Моникой
1952-Женщины ждут
1951-Летняя игра
1951-Ingmar Bergman: Making Commercials
1950-Такого здесь не бывает
1950-К радости
1949-Жажда
1949-Тюрьма
1948-Портовый город
1947-Музыка во тьме
1947-Корабль идет в Индию
1946-Дождь над нашей любовью
1946-Кризис
Актерская карьера
1997-Голос Бергмана (Bergmans röst)
1969-Форё, документальный фильм (ТВ), (Reporter)
1969-Ритуал (ТВ), (Priest)
Оскар, 1984 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Фанни и Александр»)
Номинации: Лучший режиссер («Фанни и Александр») Лучший сценарий («Фанни и Александр»)
Оскар, 1979 год
Номинации: Лучший сценарий («Осенняя соната»)
Оскар, 1977 год
Номинации: Лучший режиссер («Лицом к лицу»)
Оскар, 1974 год
Номинации: Лучший фильм («Шепоты и крики») Лучший режиссер («Шепоты и крики») Лучший адаптированный сценарий по мотивам ранее не опубликованного материала или документальных фактов («Шепоты и крики»)
Оскар, 1971 год
Победитель: Премия имени Ирвинга Тальберга
Оскар, 1963 год
Номинации: Лучший оригинальный сценарий («Сквозь тёмное стекло»)
Оскар, 1962 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Сквозь тёмное стекло»)
Оскар, 1961 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Девичий источник»)
Оскар, 1960 год
Номинации:Лучший оригинальный сценарий («Земляничная поляна»)
Золотой глобус, 1984 год
Номинации: Лучший режиссер («Фанни и Александр»)
Каннский кинофестиваль, 1998 год
Победитель: Приз экуменического (христианского) жюри
Каннский кинофестиваль, 1997 год
Победитель: Пальмовая ветвь пальмовых ветвей
Каннский кинофестиваль, 1973 год
Победитель: Технический гран-при («Шепоты и крики»)
Каннский кинофестиваль, 1960 год
Победитель: Особое упоминание («Девичий источник»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Девичий источник»)
Каннский кинофестиваль, 1958 год
Победитель: Лучший режиссер («У истоков жизни»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («У истоков жизни»)
Каннский кинофестиваль, 1957 год
Победитель: Особый приз жюри («Седьмая печать»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Седьмая печать»)
Каннский кинофестиваль, 1956 год
Победитель: Лучшая лирическая комедия («Улыбки летней ночи»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Улыбки летней ночи»)
Берлинский кинофестиваль, 1962 год
Победитель: Премия Международной Католической организации в области кино (OCIC) («Сквозь тёмное стекло»)
Номинации: Золотой Медведь («Сквозь тёмное стекло»)
Берлинский кинофестиваль, 1958 год
Победитель: Золотой Медведь («Земляничная поляна»)
Венецианский кинофестиваль, 1983 год
Победитель: Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Фанни и Александр»)
Венецианский кинофестиваль, 1971 год
Победитель: Золотой лев за вклад в мировой кинематограф
Венецианский кинофестиваль, 1959 год
Победитель: Специальный приз жюри («Лицо»)
Номинации: Золотой лев («Лицо»)
Венецианский кинофестиваль, 1958 год
Победитель: Премия итальянских критиков - параллельные секции («Земляничная поляна»)
Венецианский кинофестиваль, 1948 год
Номинации: Золотой лев («Музыка во тьме»)
Британская академия, 1984 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Фанни и Александр»)
Британская академия, 1960 год
Номинации: Лучший фильм («Лицо»)
Сезар, 2005 год
Номинации: Лучший фильм Евросоюза («Сарабанда»)
Сезар, 1984 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Фанни и Александр»)
Сезар, 1979 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Осенняя соната»)
Сезар, 1976 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Волшебная флейта»)
В 1943 году Бергман женился на Эльсе Фишер, приятельнице из труппы бродячих актеров. В конце того же года у них родилась дочь Лена.
Весной 1945 года Бергман развёлся с Эльсой, увлёкшись Эллен Лундстрём. Позже от этого брака у него появилось ещё четверо детей - Ева, Ян, близнецы Анна и Матс.
В 1951 году Бергман заключает свой третий брак - с Гун Хагберг.
После начала романа с Харриет Андерссон он ушёл от Гун и переехал в Мальмё, где первые три года прожил с Харриет.
Весной 1959 года Бергман встретил Кяби Ларетай, эстонскую пианистку, ставшую в том же году его четвёртой женой.
В 1965 году у Ингмара Бергмана начался роман с норвежской актрисой Лив Ульман. Бергман принимает решение уйти от Кяби Ларетай и поселиться на острове Форё вместе с Ульман.
1970 год был омрачён для Бергмана смертью отца и разрывом с Лив Ульман, которая вместе с их дочерью переезжает в Осло. Дружеские отношения с актрисой сохранятся и впоследствии Лив Ульман снимется в шести фильмах Бергмана.
В началу 80-х в личной жизни Бергмана наступили с очередные перемены. Роман с замужней Ингрид фон Розен завершился их свадьбой в ноябре 1971 года. Последний брак станет самым продолжительным — завершится почти через четверть века со смертью Ингрид от рака в 1995 году.
Ингмар Бергман скончался во сне на 90-м году жизни 30 июля 2007 года в своём доме на острове Форё, в один день с другим известным кинорежиссёром, Микеланджело Антониони. Похороны состоялись 18 августа на кладбище возле местной церкви. В 2008 году по запросу родственников останки Ингрид Фон Розен, последней жены Бергмана, были перемещены с кладбища коммуны Нортелье на Форё.
Его девять детей также стали, в основном, деятелями культуры и искусства. Сын Даниэль был режиссёром художественного фильма «Воскресный ребёнок», Ева и Ян - также режиссёры. Карин Беате «Линн» Ульман - выпускница вальдорфской школы, известна как писатель, журналист, критик и колумнист. Анна и Лена - актрисы, Матс - актёр.
Статей пока нет, Вы можете быть первым
Новостей пока нет, Вы можете быть первым
Авторизуйтесь чтобы прокомментировать эту персону: