Теснота (2017), История создания.
- В 2017 году картина вошла в программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Президент кинофестиваля описал это событие как «возрождение киноиндустрии» в России, а сам Балагов отметил, что «очень важно для молодого человека - попасть с первым фильмом на Каннский фестиваль, неважно, в какую программу», добавив, что, возможно, это участие «как-то сподвигнет российское кинопроизводство сместить акцент с центральной части России все-таки на регион Северного Кавказа». Изначально хронометраж фильма составлял 2 часа 30 минут, но после просмотра на большом экране в Каннах Балагов решил его ещё сократить - до 118 минут.
- 24 мая в Каннах прошёл фотоколл актёров и съёмочной команды фильма, на котором Балагова поддержал Колин Фаррелл. В тот же день картина была показана на фестивале, где была встречена овациями, а 25 мая представлена в Российском павильоне фестиваля. 27 мая жюри премии во главе с Алисой Саймон объявило, что «Теснота» получила совместно с фильмами «120 ударов в минуту» Робена Кампийо и «Фабрика ничего» Педро Пиньо. На церемонии награждения Балагов сказал «спасибо, что позволили этой истории дотронуться до вас, что не отвернулись от этого. Очень надеюсь, что эта награда повлияет на создание кинематографа на Северном Кавказе». «Теснота» также претендовала на приз «Особый взгляд» и приз за лучший режиссёрский дебют «Золотая камера». Примечательно, что другой российский фильм - «Нелюбовь» режиссёра Андрея Звягинцева - получил приз жюри, вторую по значимости награду Канн.
- Работа Балагова стала фаворитом программы «Особый взгляд» и была высоко оценена кинокритиками. Как считает Антон Долин, «Теснота» ненамеренно перекликается с фильмом «Нелюбовь» Звягинцева, такой же частной драмой и диагнозом обществу, однако ощущения того, что это «чернуха» - не складывается, наоборот - это картина о переживающих друг за друга хороших людях, «о преодолении тесноты, о жажде освобождения от любых гетто, стереотипов и категорий», то есть, «от социального расслоения, от национальной или религиозной самоидентификации и даже от семьи и родного дома, когда в них становится тесно». Так и Станислав Зельвенский отметил, что «Теснота» - это «оптимистическая, гуманистическая история про торжество человечности над нечеловеческими обстоятельствами», у которой можно не заметить «мелких огрехов - и режиссёрских, и особенно сценарных», так как «не каждый день появляется автор, способный заставить с волнением вглядываться в огоньки нальчикской дискотеки». Однако, сам Балагов считает, что «большинству фильм не понравится, и мне кажется, даже на моей родине, на Северном Кавказе, фильм не примут». При этом о прокате своей картины в России он пока не задумывался.
- Российская премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы на 28-м фестивале «Кинотавр», прошедшего в Сочи с 7 по 14 июня 2017 года. По оценке Долина, «из всех дебютных картин самые большие ожидания связаны с „Теснотой“». Балагов получил за свой фильм на «Кинотавре» приз «За лучший дебют» и приз гильдии киноведов и кинокритиков России им. Даниила Дондурея. Также «Теснота» была показана в рамках международного конкурса на XI кинофестивале «Зеркало», совпавшего с 85-летием Андрея Тарковского и прошедшего в Иваново с 13 по 18 июня 2017 года. Фильм Балагова удостоился Гран-при фестиваля, разделив его с картиной китайского режиссёра Фэн Сяогана «».
- «Теснота» была показана в программе «CineVision» на Мюнхенском кинофестивале, прошедшем с 22 июня по 1 июля 2017 года. На 8-м Одесском международном кинофестивале, который прошёл с 14 по 22 июля 2017 года, фильм «Теснота» был показан в рубрике «Фестиваль Фестивалей». 3 августа 2017 года фильм вышел в российский прокат. «Теснота» рассматривалась в качестве кандидата в претенденты от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», однако в итоге Российский оскаровский комитет выдвинул фильм «Нелюбовь». «Теснота» была показана на 30-м международном кинофестивале «Любовь и анархия», прошедшем с 14 по 24 сентября в Хельсинки, а с 22 по 30 сентября - на кинофестивале в Сан-Себастьяне. С 19 по 26 ноября картина показывалась на «» в Лондоне.