Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора

Как появилось аниме

Статья

Аниме – слово у нас, в России, в широких кругах неосведомленной общественности до сих пор почти ругательное. В новостях с завидной периодичностью появляются сообщения о намерении запретить (интересно, как?) японскую мультипликацию. 

Однако, хотим мы этого или нет, аниме – гигантский пласт, практически альтернативный вид визуальной культуры, охватывающий собой все известные человечеству жанры, все мыслимые (и немыслимые – японцы, они такие) темы. Аниме как оригинальный источник беспрестанно питает идеями и современное искусство (художник Такаси Мураками), и поп-культуру («Трансформеры»).И даже вдохновляет изобретателей! 

Вот и Илон Маск на прошлой неделе в своем Твиттере написал: «Время создавать меху» (меха – гигантские машины-роботы, управляемые изнутри пилотом). А имена Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты можно считать красноречивыми культурными маркерами. Сегодня в широкий прокат вышла картина (лучше и не скажешь) выдающегося японского аниматора Мамору Хосады. Хороший повод поговорить про аниме!

Само понятие аниме произошло от английского animation. Просто японцы, по одной из версий, физически не могли произнести трудное для фонетического строя их языка слово, поэтому они использовали усеченной вариант. Появилось аниме в начале 20 века. Первый японский трехсекундный мультфильм был сделан в империи в 1907 году – ребенок просто пишет иероглифы.

Фильмы подлиннее стали делать где-то после 1917.

Например, вот кадр мультфильма 1917 года - про самурая, который хочет опробовать новый меч на прохожих. Первые мультипликаторы много подражали анимационной продукции США, в частности Disney. Кстати, гипертрофированно большие глаза – это изобретение американцев. Вспомните героев Disney Микки Мауса или Бетти Буп. Японцы просто взяли прием на вооружение.

Так как подражательная японская анимация умудрилась дорасти до национального достояния? Ответ прост – деньги. Государство финансировало своих аниматоров. Мультфильмы широко использовались в качестве пособий в школах, для пропаганды, затем анимация шагнула и в другие сферы японской жизни. Уже тогда были изданы законы, регулирующие возраст аудитории той или иной продукции. После войны в Японии показывали очень много американского. Это только подстегнуло японцев. Посмотрев красочные сложные мультики про Белоснежку, Супермена, они поняли, что технику надо совершенствовать. Аниме пошло в гору!

Мультипликаторы экранизируют популярные манги (манга – «веселые картинки», комиксы, первые манги в виде рисунков с подписями датируются 12 веком), ищут и находят свой стиль. В 1956 году была образована анимационная студия Союзмультфильм Toei Animation (первый полнометражный проект «Легенда о белой змее»).

В 80-е наступает «золотой век» аниме. Именно тогда выходит много успешных проектов аниматоров, которые сегодня являются живыми классиками мультипликации (не Норштейном единым!). Вот несколько имен, ставших знаковыми не только у себя на родине, но и в западной культуре. Говорить будет только о полном метре.

Хаяо Миядзаки – патриарх японской мультипликации. Так появилось аниме совершенно нового качества. Мангой заинтересовался в детстве. В 1963 году начал работать в студии Toei Animation. Там молодой аниматор подружился с Исао Такахатой. Их полнометражный проект «Принц Севера» про скандинавского мальчика показали даже по советскому телевидению! Дальше последовали другие удачные вещи (мультфильмы, созданные полвека назад, выглядят неожиданно современно – надо смотреть!): «Кот в сапогах», «Панда большая и маленькая».

Миядзаки и Такахата уходят из Toei Animation, безуспешно поборовшись за повышение зарплаты. Миядзаки выпускает мангу собственного сочинения «Навсикая из Долины ветров», а затем адаптирует ее для полнометражного фильма. Это первый мультик, выпущенный знаменитой студией Ghibli (1984), а Навсикая, главная героиня, открывает череду сильных женских образов (столь нехарактерных для западной культуры того времени), которые Миядзаки и его последователи продолжили развивать в своем творчестве. Миядзаки волнуют темы войны, прогресса, экологии.

В своих мультфильмах он предостерегает человечество от экологических, техногенных и нравственных катастроф. К гимнам против войны («Ходячий замок Хаула», «Порко Россо») присоединяется и его соратник Исао Такахата. В своей мощнейшей антимилитаристский драме «Могила светлячков» (1988) он изображает брата и сестру, погибающих от голода в последние месяцы войны. Спустя несколько лет, в более мягком варианте Такахата продолжит тему в уморительнейшем мультфильме про удивительных енотовидных собак-оборотней «Помпоко: Война тануки». Исао Такахата оказывается прекрасным бытописцем. «Ещё вчера» - фильм-размышление о взрослении, который очень подробно описывает вещественную культуру Японии 80-90-х гг., столь непривычную для взгляда европейца. Такая любовь к повседневному покоряет. Тогда как Миядзаки чаще обращается к мистическим сюжетам, основанным на традиционных верованиях и мифах, фольклоре. Помимо закрученного сказочного сюжета, запоминающихся персонажей, которые сегодня уже живут собственной жизнью в современной поп-культуре, фильмы «Мой сосед Тоторо», «Унесенная призраками» - настоящие пособия по синтоизму.

Такахата и Миядзаки не только показали, что аниме – это уникальный способ осмысления действительности, но и задали высочайший эстетический стандарт мультипликационного искусства – детальная прорисовка, колористика, работа со светотенью. При этом ими используются приемы, традиционные для аниме – например, большие глаза, меняющие форму в зависимости от настроения персонажа.

Все это вобрали более молодые аниматоры. Макото Синкай, чье любимое аниме «Небесный замок Лапута» Хаяо Миядзаки, продолжает традицию магического реализма своего учителя в своем первом полнометражном фильме «За облаками» (2004).

А его последняя работа «Твоё имя» (2016) получила несколько европейских наград, а также стала одним из самых кассовых аниме-фильмов. Картина рассказывает о смещении во времени и переселении душ – такое даже героям «Интерстеллар» не приснится. Но все-таки главной фишкой Синкая можно считать исследование человеческих отношений. Об этом его красивейшие мультфильмы «Пять сантиметров в секунду», «Сад изящных слов».

Нельзя не упомянуть о Мамору Осии. Себя и свое творчество он ставит в оппозицию Миядзаки. 

Его имя, может, мало кто и назовет, зато уж точно все слышали о «Призраке в доспехах», в том числе благодаря экранизации со Скарлетт Йоханссон в 2017 году. Осии снял оригинальный анимационный фильм по одноименной манге еще в 1995. Это был прорыв для аниме по количеству и качеству компьютерной графики. Фильм возымел огромное влияние и стал каноном киберпанка.

Сатоси Кон – настоящий постмодернист. В своих картинах он не боится миксовать и искажать времена и пространства (этим же славится авангардист Масааки Юаса – аниме «Игра разума»). Сюрреалистические зарисовки сменяются лирическими. Мультфильм «Актриса тысячелетия» (2001) – про зыбкость воспоминаний. Рамочная композиция (фильм в фильме) воплощена необычно – эпизоды перемешиваются, наскакивают друг на друга, растворяются, жонглируют зрительским восприятием так, как ни одно игровое кино не способно из-за ограниченности технических средств. У анимации Сатоси Кон такой проблемы нет. Самый известный его фильм – «Паприка» (2006), основан на сновидениях режиссера. Рисунок здесь первичен, сюжетная линия пробивается сквозь парад фантастических персонажей. «Паприка» дарит интереснейший визуальный опыт. 

Особняком стоит его другой мультфильм – «Однажды в Токио» (2003). Он уже больше похож на привычное нам большое кино. Эту историю могли бы разыграть живые артисты.

Однако именно реалистичная рисовка Сатоси Кон делает картину не просто правдивой, а гипперреалистичной. Персонажи не нагружены ярлыками чужих образов, которые любой актер перетаскивает из проекта в проект. Рисованные герои находятся исключительно в контексте данного произведения, они там живут, а потому не в состоянии соврать. Впрочем, немало аниме ассоциируются именно с «настоящим» кино. Например, «Ковбой Бибоп» от режиссеров Синъитиро Ватанабэ, Тэнсаи Окамура, Хироюки Окиура вполне придётся по вкусу любителям космических боевиков.

Режиссер Мамору Хосода когда-то пытался устроиться на работу в студию Такахата и Миядзаки Ghibli. Однако мастера не взяли молодого аниматора, аргументируя это тем, что у Хосода свой путь. В 2006 году Мамору Хосода выпустил полнометражный фильм «Девочка, покорившая время», который буквально прогремел на всем мир.За ним последовали ставшие уже легендарными «Летние войны», «Волчьи дети». 

Все эти картины рассказывают о детстве и взрослении. Режиссер тихонько наблюдает, как человек меняется, учится быть ответственным. С одной стороны, это очень взрослое кино, а с другой, оно будет понятно ребенку, потому что его жизненный опыт напрямую соотносится с опытом героев Хосода. Его новой работой стал мультфильм «Ученик чудовища». Это притча об «отцах и детях», про выбор. Все эти серьёзные вопросы облечены в волшебную, мастерски нарисованную оболочку. Поспешите, сегодня появилось аниме о медведе и его ученике в широком прокате в России! 


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора