Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Лето(2018) Роман Билык

Цой Серебренникова: из чего сделано наше "Лето"

Статья

«Лето» еще можно застать в московских кинотеатрах. Еще не утихли споры по поводу того, что же это все-таки было: летопись или веселый вымысел. Современники тех событий по-прежнему спорят: получилось ли у режиссера Кирилла Серебренникова рассказать историю ленинградского рок-андеграунда, похож ли Тео Ю на Цоя, а Рома Зверь на Науменко. И все в таком духе. Наверняка мы знаем только одно: фильм «Лето»

показали на Каннском кинофестивале, где он получил приз за лучший саундтрек. Станет ли он по-настоящему культовым, покажет время. Но то, что это очень нетипичный для современного российского кинематографа прецедент – уже не сомневается никто. Так из чего нынче делают хорошее отечественное кино? Из чего сделано «Лето»?

Удивительно, но «Лето» - кино продюсерское. Так что Цой - Серебренникова не вполне. Концепцией «фильма про Цоя» изначально загорелся продюсер Илья Стюарт. А потом был сценарий. Один из китов, на котором стоит история «Лета», вполне себе документален – это воспоминания вдовы Науменко Натальи. Сценаристы Михаил и Лили Идовы постарались написать не про рок-звезду, а про молодость, музыку и лето. Сценарий принесли Кириллу Серебренникову, и он плотно взялся за него: появились новые сцены, герои, элементы. Появилась магия самого Серебренникова. Ведь молодость – понятие непостоянное. Сегодня молоды мы, а завтра другие. Но музыка должна объединять поколения.

Поэтому это фильм-ностальгия совершенно универсальный для каждого. «Лето» — это никакой не байопик, а, как назвали его сами создатели, «музыкальная фантазия». Хотя, например, те же диалоги практически по памяти переписывали и дополняли шутками современники Цоя и Науменко. Ощущения подлинности добавила манера съемки: целые сцены были сняты длинными кадрами, без монтажных склеек. Анимационные эпизоды тоже в своем роде имеют документальную основу. Художник Дмитрий Булгаков и Кирилл Серебренников опирались на рисунки самого Майка Науменко, которые можно увидеть в питерском музее «Реалий русского рока».

Пожалуй, самым сложным и самым ответственным был выбор актера на роль Виктора Цоя. В кастинге участвовало более 2500 тысяч человек! Нашли Цоя Серебренникова в южнокорейском агентстве. 36-летнему актёру Тео Ю (Teo Yoo), не говорящему по-русски (зато помимо родного корейского знающему английский и немецкий), предстояло сыграть 18-летнего Виктора. 

С творчеством Цоя Тео, кстати, был уже знаком. Актеру пришлось учить русский, чтобы на пост-продакшне в артикуляцию попал переозвучивавший его Денис Клявер (экс-участник группы «Чай вдвоем»). А поет за Тео Петр Погодаев, известный в интернете, как человек, страшно похоже перепевший Цоя. У музыканта есть свой YouTube-канал. А вот с Майком Науменко все было просто. Кирилл Серебренников сразу пригласил на роль Рому Зверя, лидера отечественной рок-группы «Звери». Вдова Науменко, Наталья, при виде Романа Билыка (настоящее имя Зверя) в гриме буквально прослезилась – так он был похож на ее покойного мужа.

Весь фильм был снят на живых улицах Петербурга, что в эпоху компьютерных эффектов особенно ценно. Даже квартиры настоящие – никаких специально построенных павильонов. Советскую обстановку для помещений скупали через интернет и на блошиных рынках.

Зато повезло с одеждой. Художник по костюмам Татьяна Долматовская была счастлива, хорошенько рассмотрев старые фото: мода на 80-е, оказывается, возвращается! В фильме есть сцена на пляже, где все герои бегают в трусах. Сей деликатный элемент гардероба искали (буквально) по бабушкам и комиссионным магазинам – нужны были не просто трусы, а настоящее ретро! Плащ для вымышленного персонажа по имени Скептик (тот, который появляется в кадре с табличкой "этого не было") был куплен в Англии! С легендарной курткой Цоя пришлось помучиться. За основу Татьяна Долматовская взяла модели с более поздних фотографий музыканта. Сшила несколько вариантов. Однако «тот самый» увидела в гостях у своего приятеля-сценариста. Выменяла на свой старенький «Ролекс». А вот костюмы для выступлений Цоя Серебренникова были скопированы точь-в-точь. Домашние халатики для молодой Натальи Науменко, которую сыграла Ирина Старшенбаум, Татьяна Долматовская нашла в шкафу своей мамы. Даже музыкальные инструменты, в частности гитара, на которой играет Рома Зверь, - из 80-х. Мастер Павел Башмаков поколдовал над ней, сделав звук более профессиональным.

Для режиссера Кирилла Серебренникова было важным не только создать визуальную атмосферу, но и передать дух того времени – ту дружбу, то стремление к творчеству и свободе. Поэтому в сцене, где герои веселятся на квартирнике, помимо актеров участвовали коллеги Серебренникова по «Гоголь-центру». Ощущение непринужденности создалось именно за счет того, что люди в кадре хорошо знали друг друга и давно дружили. Так что все было как на всамделишной вечеринке. Кстати, в начале съемок режиссер устроил для съемочной группы самые настоящие посиделки в стиле 80-х в квартире, которую нашли для съёмок семьи Науменко. Каждый принес еду как бы из той эпохи – колбасу, хлеб, консервы. Кирилл Серебренников, с одной стороны, хотел достичь максимальной аутентичности, с другой, чтобы съемочная группа подружилась, словно живет в одной коммуналке. Что ж, кажется, режиссеру фокус вполне удался. Да и еще и очарованным зрителям места на веселом квартирнике осталось.  


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Лето(2018) Роман Билык