Вольт (2008), История создания.
- Создание мультфильма «Вольт» являлось поворотным моментом в истории студии «Walt Disney». Впервые полнометражный фильм был задуман и снят Джоном Лассетером — арт-директором и режиссёром сразу двух студий «Walt Disney» и «Pixar», а также Эдом Катмуллом, стоявшим у истоков создания компьютерной анимации и являющимся президентом этих же студий.
- Автором идеи создания истории про собаку со съёмочной площадки, попавшую в условия жестокого реального мира, был режиссёр Крис Сандерс. По его сюжету, пёс по имени Генри — звезда телеэкрана — попал в пустыню в штате Невада и с помощью друзей — кота и кролика — был вынужден добираться домой. Продюсеру проекта Джону Лассетеру идея понравилась, но ему хотелось, чтобы Сандерс изменил стиль мультфильма, имевшего рабочее название «Американский пёс» («American Dog»), и персонажей в соответствии с традициями компании «Уолт Дисней». Крис Сандерс не захотел этого делать и вообще покинул проект. Приглашённые на его место режиссёры Крис Уильямс и Байрон Ховард совместно с Лассетером полностью изменили концепцию Генри, сделав акцент на отношениях преданного пса и его хозяйки. Теперь Генри стал полностью белым с отсутствием конкретной породы. Имя пса Генри изменили на Омега, а впоследствии он стал Вольтом. Из-за такой глубокой переработки сценария фильм пришлось переделать за довольно короткий срок в 18 месяцев, чтобы успеть его сдать в назначенное время.
- Мультфильм «Вольт» стал режиссёрским дебютом для сценариста Криса Уильямса, с самого начала «влюбившегося» в этот фильм, и аниматора Байрона Ховарда, которые ранее подобной работой не занимались. Уильямс большей частью занимался сценарием, монтажом и озвучиванием, Ховард — анимацией и персонажами. Процесс создания фильма проходил под руководством креативного директора и исполнительного продюсера Джона Лассетера. Уровень анимации оказался достаточно высоким, что отметили и режиссёры фильма. Особое внимание при создании образов персонажей-животных уделялось их реалистичности. Высокая степень проработки необходима была для того, чтобы зрители поверили в реалистичность персонажей и по-настоящему им сочувствовали.
- Создатели персонажей провели много времени, изучая поведение настоящих собак, так как особое внимание уделялось именно главному герою. Во время проработки пса Вольта на студии находилось несколько собак, наблюдая за которыми, аниматоры вносили определённые штрихи в общий образ персонажа. Трудность заключалась в том, что собаки, особенно щенки, постоянно находятся в движении и способны внезапно полностью менять свои занятия. По словам Джо Мошье — ведущего дизайнера образов в фильме — для создания внешнего вида Вольта использовались образы разных пород собак, но за основу была взята Белая швейцарская овчарка (известная также как «американская овчарка»), характерные черты которых — длинные заострённые уши и пушистый хвост — были особо выделены. Для консультаций был приглашён профессор биологии доктор Стюарт Сумида из Калифорнийского Государственного университета в Сан-Бернардино. Одним из самых сложных персонажей оказался Рино. Для того чтобы передать его реалистичность, на студии завели настоящего хомяка по кличке Дойнк. Чтобы полностью определить характер его передвижения, хомяка снимали на камеру снизу, когда он двигался по прозрачной поверхности. Для создания внешнего вида Рино использовали домашнюю шиншиллу Джона Лассетера. В отличие от обычных персонажей мультфильмов, Рино перемещался, находясь внутри пластмассового прозрачного шара. Программисты студии смогли с высокой точностью рассчитать физические воздействия хомяка на шар при его перемещении внутри и определить характер горизонтального перемещения системы «хомяк — шар».
- Действие мультфильма происходит в разных частях Америки с различными типами ландшафта и освещения, в различное время суток и при различных погодных условиях. Авторы решили не создавать чёткие элементы фонов и задних планов, которые обычно получаются при компьютерном моделировании и выглядят нереально, а заменить рисованными аналогами, которые используют художники-пейзажисты. Художник-постановщик фонов Пол Феликс решил, что картинки заднего плана должны быть нечёткими и напоминать живописные полотна. Для сглаживания всех предметов задних планов и фона была применена специальная компьютерная программа, которая позволила создать эффект, как будто края предметов дорисованы кистью. Благодаря этому фон, окружающий персонажей в фильме, получился натуральный и лёгкий для восприятия. Режиссёр по свету Адольф Люсински совместно с Полом А. Феликсом ориентировался на фильмы 70-х годов XX века, особенно на работы режиссёра Роберта Олтмена и оператора Гордона Уиллиса, при создании фонового света. Для этих целей они оба отправились в города и местечки, в которых происходит действие фильма, чтобы зафиксировать природу и интенсивность света в тех или иных типах местности. Люсински и Феликс проехали несколько тысяч миль и накопили огромное количество необходимого материала. Их теория подтвердилась — в разных местностях свет распространялся абсолютно по-разному. Эта тенденция была использована в дальнейшем при моделировании освещённости отдельных сцен мультфильма.
- Ещё одним из самых сложных моментов в создании персонажей стал один небольшой нюанс — поводок, которым были связаны Вольт и Варежка в начале фильма. Аниматоры с опаской отнеслись к этой идее. За кажущейся простотой предмета скрывалась долгая и кропотливая работа — два персонажа тянут поводок в разные стороны, под разными углами, с векторами усилия, направленными в разные, постоянно меняющиеся стороны. Кроме того, сам поводок должен был обладать реальными свойствами — весом, пластичностью, деформацией кручения и изгиба. Поначалу предполагалось анимировать поводок вручную по ключевым кадрам. Но профессиональные программисты студии через некоторое время смогли создать особую программу для расчётов положения элементов поводка в различных условиях, и его реалистичность была достигнута.
- Из-за крайне напряжённого графика и энтузиазма, с которым подошли к работе над фильмом его создатели, приходилось периодически приостанавливать работу на определённые промежутки времени, чтобы дать людям отдохнуть морально и физически. Бывало, часто аниматоры задерживались допоздна, а то и вообще ночевали на работе. Для умственной разрядки в студию принесли надувной шар-зорб, который своей формой и содержанием напоминал шар хомяка Рино. Персонал студии, работающий над мультфильмом, азартно гонял в этом шаре по коридору в свободное время. Режиссёры Крис Уильямс и Байрон Ховард сообщили, что за время съёмок серьёзно похудели, так как торопились сдать мультфильм в срок и вынуждены были постоянно перемещаться между разными производствами студии. За пару месяцев до окончания срока создания фильма аниматоры-мужчины решили, что не будут бриться, пока не закончат работу. Их идею поддержали и другие сотрудники, в том числе и режиссёры. По их словам, эта идея помогла поддержать дух товарищества на напряжённом заключительном этапе работы.
- Мультфильм «Вольт» стал первым диснеевским анимационным фильмом, созданным в формате «Disney Digital 3D». До этого такие мультфильмы, как «Цыплёнок Цыпа» и «В гости к Робинсонам», переводились в этот формат после основных съёмок за пределами студии. «Вольт» впервые был полностью снят на студии «Дисней», в том числе и его стереоскопическая версия. Создатели мультфильма решили приступить к работе над 3D-эффектами по особой схеме. Во-первых, 3D-версия снималась параллельно с основной версией фильма, кроме того, количество стереоскопических эффектов напрямую зависело от основного сюжета. Для того чтобы зрители в сценах, требующих особого внимания к персонажам или событиям, не отвлекались на стереоэффекты, их процент заметно снижали. Была создана особая десятибалльная шкала, которая позволяла оценить уровень эмоциональной нагрузки каждой сцены. Согласно ей, чем выше была эмоциональная глубина эпизода, тем менее заметными становились 3D-эффекты. На первое место создатели в этих случаях ставили сюжет и персонажей, а стереоэффекты использовались как дополнение. Но если по ходу фильма присутствовали моменты, в которых много движения и действий, стереоэффекты использовались максимально. Использование технологии плавного изменения коэффициента глубины объёмного изображения более всего возможно именно в анимационных фильмах, и это выгодно отличает их от трёхмерных художественных фильмов.
- Несмотря на то, что времени до запланированной премьеры оставалось очень мало после полного изменения концепции фильма, версии сценария постоянно изменялись. Большой трудностью оказалось придумать момент и обстановку, в которой Вольт обнаружит, что у него нет никаких сверхспособностей и он — обычная собака. В одной из версий фильма Рино в своём шаре оказался в смертельной опасности — в быстрой реке с огромными валунами. Услышав крики о помощи, храбрый Вольт, несмотря на протесты кошки Варежки, бросился в воду с высокого моста. Оказавшись в воде, он обнаружил, что совсем не умеет плавать, и стал отчаянно барахтаться, чтобы остаться на плаву и догнать исчезающего из вида Рино. Пробежав по берегу вперёд по течению, Варежка успела вытащить Вольта из воды при помощи вовремя подвернувшейся в этот момент сломанной ветки. Рино оказался на берегу благодаря тому, что его шар с размаху натолкнулся на один из валунов и вылетел на берег. Однако он видел прыгающего с моста Вольта и был уверен, что тот его спас. Мокрый и испуганный пёс заметил расплывающееся пятно на своём боку, которое когда-то было нарисованной молнией, провёл по нему лапой и понял всё, когда увидел на ней следы краски. Впоследствии вся эта сцена была удалена, но момент с разглядыванием Вольтом своей окрашенной лапы так понравился режиссёрам, что его решили оставить и включили впоследствии в основной сюжет.
- В другой версии Вольт убедился в отсутствии своих уникальных способностей, когда они втроём оказались в Лас-Вегасе. «Состроив мордочку», он в очередной раз выпросил угощение в одном из небольших кафе. Им оказался солидный кусок мяса, который Вольт понёс своим друзьям через тёмный переулок, чтобы сократить путь. Навстречу ему вышли два злобных здоровенных пса, которые решили отобрать у маленького Вольта его добычу. Завязалась страшная драка, в которой Вольт серьёзно пострадал. Когда Варежка случайно обнаружила своего друга, лежащего на земле и в крови, послышался голос Пенни. Оказывается, за углом Рино смотрел на большом уличном экране только что начавшееся шоу «Вольт». Кое-как доковыляв на звук, Вольт увидел на экране шоу и всё понял. Эта сцена была удалена авторами, так как оказалась самодостаточной и слишком жестокой для детского мультфильма