Рубеж (2017), История создания.
- Решение о создании полнометражного художественного фильма «Невский пятачок» («Рубеж») было принято осенью 2015 года. Проект получил государственную поддержку в размере 200 млн рублей как социально значимый проект, ориентированный на молодёжную аудиторию. Общая сметная стоимость фильма составила 300 млн рублей.
- Сценаристом стал один из авторов картины «Мы из будущего» Александр Шевцов. Режиссёра Дмитрия Тюрина увлекли идеи, заложенные в этой истории — о том, что любовь способна изменить человека, об уважении к предкам, сохранении памяти о них. Сценарий сочетал в себе сразу несколько жанров. Работая над картиной авторы дорабатывали сценарий, сделали историю более молодежной, разбавили экшном и визуально красочными эпизодами. «Сверхзадачей было, чтобы просмотр вдохновил зрителей поинтересоваться у старших родственников историей своей семьи, подвигнуть побольше узнать о своих корнях».
- При работе над фильмом создатели вдохновлялись популярными фотографиями, на которых совмещаются старые и нынешние виды городских объектов. Переходы между настоящим и прошлым решили показать с помощью «вихрей». Для съёмок видений главного героя хромакей в одном из павильонов киностудии «Объединенных русских киностудий» (АФК «Система») пришлось увеличить в два раза, а также поставить рекорд по количеству осветительных приборов. Реализовали замысел на постпродакшне специалисты по спецэффекты компании Main Road Post.
- Творческой группой был произведен уникальный эксперимент — военные действия в картине были изображены в манере Ван Гога, страшная и серая действительность расцвечена его красками. Для этого были покрашены бревна, оружие, пушки, танки. Обработке подверглась даже земля — окрашенные по специальной технологии 10 тонн мраморной крошки были рассыпаны на земле, чтобы повторить на экране мазок Ван Гога. Вручную были покрашены 150 комплектов обмундирования, нет ни одного костюма неотфактуренного, всё сделано в такой цветовой гамме: кирпичного цвета шинели у красноармейцев и синие у вермахта, стволы винтовок и автоматов у наших зелёные, а у немцев — фиолетовые, приклады — бордовые. В итоге в изобразительном плане «Рубеж» перекликается с фильмом «Диком Трейси» Уорена Битти, большое внимание уделено цвету и его динамике в кадре: ближе к финалу всё выглядит максимально ярко и даже кислотно.
- Фильм снимался в Санкт-Петербурге, Москве и Серпуховском районе Московской области, где создатели картины работали над батальными сценами. В огромном Подмокловском карьере были вырыты километры окопов и построены несколько блиндажей. Окопы, траншеи и блиндажи воссоздавали по сохранившимся чертежам. Насыпи и рвы сделаны с помощью бульдозеров, окопы копали 20 человек в течение месяца.
- В Санкт-Петербурге съёмки фильма проходили на стрелке Васильевского острова, где специально были построены декорации ресторана, а также на природе, близ ЗСД.
- Военная техника для съёмок была взята на киностудии «Мосфильм» и на военном полигоне в Алабино.
- Трюки в фильме Павел Прилучный выполнял сам: нырял в ледяную воду и спускался с крыши по пожарному рукаву.