Нелюбовь (2017), История создания.
- Замысел кинофильма возник летом 2015 года, и способствовала тому давняя привязанность Андрея Звягинцева к фильму Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Он со своим постоянным сценаристом Олегом Негиным рассматривали возможность заглянуть в кризис семейной жизни, когда позади 10-12 лет брака и жить вместе дальше невозможно. В интервью РИА Новости продюсер Александр Роднянский сообщил о том, что процесс поиска и обсуждения с режиссёром материала для нового фильма продолжался несколько лет.
- Проект был запущен в работу на основании короткого тритмента, изложенного на трёх страницах. Далее режиссер добавил своё видение развития сюжета. А к ноябрю 2015 года Олег Негин закончил литературный сценарий. К этому времени часть объектов для съёмки была уже найдена. В частности, прогулка Алёши в овраге появилась в режиссёрском сценарии именно благодаря тому, что уже осенью 2015 года был утверждён главный натурный объект: место проживания семьи Слепцовых. К этому времени уже были готовы первые эскизы главных интерьеров фильма: квартира Слепцовых, квартира Маши и апартаменты Антона.
- Название фильма придумал сценарист Олег Негин. Изначально Звягинцеву оно не совсем понравилось, но ничего другого он предложить на тот момент не мог. Надеясь на то, что «имя» ему подскажет сам фильм в процессе работы, как это обычно было раньше, режиссер начал съемки картины с рабочим названием - «Нелюбовь». С течением времени создатели фильма свыклись с этим названием и пришли к мнению, что оно отлично раскрывает замысел сценаристов. Вот, что сам режиссёр говорит об этом:Я привык к этому названию и даже полюбил его, потому что оно безупречно точно, с хирургической ясностью указывает на адрес главной проблемы, которую рассматривает наш фильм: нелюбовь. И это не простое отсутствие любви. А ее антипод. И не противоположная сторона вопроса, не банальная ненависть или холодное равнодушие, а что-то большее - нелюбовь. И никаких оговорок. По словам Андрея Звягинцева, был вариант назвать фильм - «Поле битвы».
- Иностранные дистрибьюторы столкнулись с трудностями перевода названия - во многих языках, в том числе и в английском, нет слова, которое бы полностью отражало всю суть сюжета.
- Подбор актёров начался в декабре 2015 года. Алексей Розин уже снимался в фильмах «Елена» и «Левиафан» , но для Марьяны Спивак это была первая роль в проектах Звягинцева и Роднянского. Она была первой актрисой, которая пришла на кинопробы. Исполнители главных ролей Жени и Бориса в течение полугода прошли через 4 этапа проб.
- В поисках мальчика на роль Алёши Слепцова было отсмотрено более 250 детей из Москвы и Санкт-Петербурга. Собеседование и пробу одной из сцен с каждым из них проводила кастинг-директор проекта Элина Терняева. В итоге было отобрано семеро «финалистов», которым предстояло пройти пробы с режиссёром. В их числе оказались Матвей Новиков, в результате и сыгравший Алёшу, и Артём Жигулин, исполнивший роль друга и одноклассника Алёши - Кузнецова.
- Режиссёр хотел, чтобы роли поисковиков исполняли профессиональные актёры, не массовка. Для этого был организован отдельный кастинг, в котором приняли участие более 200 актёров, из которых отобраны были 30 человек. За работу этой группы отвечала режиссёр Мария Лойтер. Она организовала самостоятельный кастинг, результаты которого демонстрировала режиссеру фильма, и в итоге, во время съёмочного процесса была старшей в группе поисковиков. Все актёры, исполнившие роли волонтеров ПСО, в том числе Алексей Фатеев и Варвара Шмыкова , за несколько недель до начала съёмок инкогнито принимали участие в реальных поисково-спасательных операциях ПСО «Лиза Алерт».
- 12 ноября 2015 года Андрей Звягинцев объявил о начале работы над новым фильмом. «Это история мужа и жены, которые расстаются. История очень печальная, пронзительная», - сказал он, добавив, что зрителям «придётся пролить слезы». Режиссёр отметил, что название картины уже придумано, однако пока оно будет держаться в секрете.
- В мае 2016 года было оглашено название фильма - «Нелюбовь», а также некоторые детали сюжета.
- Съёмки начались 5 сентября 2016 года и должны были закончиться в конце ноября - начале декабря. Однако аномально ранний снег, выпавший в Москве 27 октября 2016 года, внёс значительные коррективы, как в художественный образ, так и в производство картины. Снег, который по изначальному замыслу появлялся только в эпилоге, проник в эпизоды поиска Алёши в комплексе заброшенных зданий, ночной расклейки ориентировок и некоторые другие.
- Открывающий картину эпизод с выбегающими из школы учениками, снимался 5 ноября 2016 года. По сюжету в кадре осенний день - 9 октября 2012 года. Но из-за выпавшего снега, школьный двор выглядел по-настоящему зимним. В течение трёх часов сотрудники художественного департамента вычищали снег с асфальта, газона, ветвей деревьев и козырька школы. К моменту начала съёмок световой день стремительно стал подходить к концу, из-за чего удалось снять только 4 дубля. Эпизод был переснят весной, 9 апреля 2017 года. Именно он и вошёл в окончательную версию монтажа. Однако в версию фильма, представленную отборочной комиссии Каннского кинофестиваля, вошёл дубль, снятый ещё осенью.
- В конце ноября 2016 года было принято решение о приостановке съёмочного процесса. Досъёмки были осуществлены весной, в период с 25 марта по 9 апреля 2017 года. В общей сложности объём весеннего блока составил 12 съёмочных дней, 15 минут полезного хронометража и чуть более 50 планов.
- В итоге фильм был снят за 58 съёмочных дней. Всего было снято 275 съёмочных планов.
- Монтаж начался в декабре 2016 года, а завершился в апреле 2017 года. Это первая картина, которую Андрей Звягинцев и монтажёр Анна Масс были вынуждены начать монтировать еще до окончания съемочного периода, во время приостановки съемок, и не в хронологической последовательности. В процессе монтажа в картине образовывались лакуны или пустоты, которые нельзя было заполнить материалом. Оттого ритм повествования прерывался, что было достаточно некомфортным для творческого процесса. Об этом говорил сам режиссер уже весной, во время досъёмок картины.
- «Нелюбовь» - первый полнометражный фильм Андрея Звягинцева, снятый на цифровые камеры . В съёмках использовалась анаморфотная оптика Cooke Anamorphic/i.