Марсианин (2015), История создания.
- В 2009 году программист компании AOL Энди Уир начал в своём блоге публикацию глав научно-фантастического романа «Марсианин». Прообразом для находчивого и неунывающего главного героя стал центральный персонаж популярного сериала «Секретный агент Макгайвер». В сентябре 2012 года писатель разместил электронную книгу на сервисе Amazon, и через несколько месяцев он уже продал 35 тыс. экземпляров. В начале 2013 года экземпляр романа загрузил продюсер Адитья Суд и показал своему шефу Саймону Кинбергу, продюсеру серии фильмов «Люди Икс» и креативному консультанту седьмого эпизода «Звездных войн». Книга имела явный потенциал.
- В марте 2013 года студия 20th Century Fox приобрела опцион на экранизацию романа.
- В мае того же года Дрю Годдард начал переговоры со студией о своём участии в экранизации «Марсианина» в качестве режиссёра и сценариста.
- В октябре 2013 года Годдард написал первый вариант сценария к фильму и передал для ознакомления Мэтту Деймону. Актёр выразил предварительный интерес в участии в экранизации под руководством Годдарда, так как сценарий понравился и у него образовалось свободное окно в графике. В апреле 2014 года актёр подписал контракт на участие в съёмках.
- В это же время Годдард неожиданно покинул проект, приняв предложение стать режиссёром фильма «Зловещая шестёрка». Приближались сроки начала съёмок Дэймона в продолжении серии о Джейсоне Борне. Студия, имея подписанный контракт с исполнителем первой величины, опасаясь упустить выгодный проект, начала поспешные поиски равноценной замены. Вице-президент Fox Стив Асбелл и продюсер Саймон Кинберг начали переговоры с Ридли Скоттом, с которым Асбелла связывали хорошие отношения ещё по работе над «Прометеем». 2015 год у режиссёра уже был полностью занят съемками сиквела «Прометея», премьера которого была запланирована на март 2016 года, но он согласился пересмотреть планы. Впоследствии, в августе 2015 года режиссёр подтвердил, что следующим его проектом будет «Прометей 2». Ридли с некоторым подозрением отнёсся к внезапному уходу из проекта Годдарда, но сценарий уже после первого же прочтения произвёл впечатление. По словам режиссёра, в книге его заинтересовали особое внимание, уделённое науке, и разумный баланс между развлечением и возможностью узнать новое.
- Деймон с энтузиазмом подтвердил своё участие, узнав о том, кто будет режиссёром «Марсианина». Возможность изучить творческую манеру Скотта очень привлекала актёра. По словам Саймона Кинберга, фильм словно сразу был благословлён, ведь далеко не всегда всё складывается гладко.
- Сценарий оказался готов с первой попытки и не потребовал серьёзных доработок, команда картины была собрана без особых трудностей. Большую часть творческого коллектива Ридли Скотта составляли коллеги с многолетним совместным стажем: Дариуш Вольский, Ричард Стаммерс, Артур Макс, Джанти Ейтс, Гарри Грегсон-Уильямс. С редактором Пьетро Скалия они работали ещё с 2000 года — картины «Гладиатор».
- Летом 2014 года помощник режиссёра Артур Макс включился в работу сначала в качестве скаута. Он выбрал для будущих общих планов местность Вади-Рам (Иордания).
- Для студийной съёмки выбрали Korda Studio в пригороде Будапешта, располагающей одними из крупнейших в мире павильонов.
- В ходе подготовки Макс посетил Космический центр имени Линдона Джонсона, Лабораторию реактивного движения, полигон для испытания марсоходов, провёл серию переговоров и консультаций с представителями NASA и заручился поддержкой космического агентства. Также он привез сотни фотографий оборудования, понадобившихся для разработки визуальной концепции фильма.
- Этап препродакшен начался в августе 2014 года, когда команда специальных эффектов во главе с Ричардом Стаммерсом начала подготовку превизуализации ключевых сцен. Они были созданы в черновике в 3D редакторе, одобрены режиссёром и по ним началась подготовка декораций и технического оснащения павильонов.
- Если контракт Мэтта Деймона оказался подписан задолго до начала съемок, то решения по остальной части команды принимались в сентябре-октябре 2014 года. В сентябре своё участие в роли капитана корабля Hermes подтвердила Джессика Честейн. Первоначальным выбором на эту роль была Кейт Бланшетт — режиссёр хотел снять австралийскую актрису, но она оказалась занята в проекте «Правда». Вплоть до последнего момента не сообщал о своём решении Майкл Пенья, у которого график пересекался с работой в «Человеке-Муравье». Последними присоединились Чиветел Эджиофор и Себастиан Стэн. Первоначально Венканом Капуром, вторым по объёму текста персонажем в фильме, должен был стать Ирфан Хан, но тот отказался. Времени выбирать не было, и продюсеры решили, что герой станет наполовину негром, наполовину индусом, а его имя изменилось на Винсент Капур. К концу октября 2014 года команда актёров была полностью сформирована.
- Производство картины началось 8 ноября 2014 года и закончилось 23 марта 2015 года, потребовав, по разным данным, 70—74 съёмочных дня.
- В апреле 2015 года на выставке Cinemacon впервые были показаны снимки со съёмочной площадки. До появления в сети первого трейлера, 7 июня компания Fox начала публикацию на Youtube серии вирусных роликов, в духе коротких псевдодокументальных фильмов о команде Hermes. В них будущая аудитория картины в неформальной манере знакомилась с экипажем корабля. Такой же ход был использован в своё время и в кампании «Прометея». Помогал в распространении роликов астронавт Майкл Массимино, разместивший соответствующее сообщение в свой твиттер-блог.
- Постер и трейлер фильма появились в сети 8 июня 2015 года. Крупный план лица Марка Уотни и фраза «Верните его домой» — «Bring him home», отражали ключевой элемент маркетинговой кампании: человеческий фактор и ценность жизни.
- Второй трейлер был запущен в сеть после пресс-конференции в Пасадене в Лаборатории реактивного движения. Создатели вновь отметили большую роль NASA в создании картины. В начале июля создатели представили картину на фестивале Comic Con в Сан-Диего. В презентации, на которую собралось свыше 2000 слушателей, принимали участие представители NASA и, в том числе, будущий астронавт Виктор Гловер. В сентябре был выпущен специальный тизер картины, являющийся одновременно и рекламой известного бренда спортивной одежды Under Armour. Тизер, созданный при участии маркетинговых агентств 3AM и Droga5, ориентирован на то, что в будущем, возможно, астронавты начнут рекламировать некоторые виды товаров.
- Премьера картины состоялась 11 сентября 2015 года на кинофестивале в Торонто. На первом сеансе присутствовала астронавт Трейси Дайсон, один из консультантов картины, рассказавшая о больших возможностях и важной роли женщин в освоении космоса. После этого был организован показ фильма для экипажа МКС. Продолжение мероприятий по продвижению имело место в ходе Международной Космической недели 4-10 октября. В рамках немецкого аэрокосмического дня Александр Герст, один из кандидатов в команду возможной миссии на Марс, разместил твит о фильме. Маккензи Дэвис и Чиветел Эджиофор посетили Космический центр Кеннеди на мысе Канаверал. Представители персонала NASA стали одними из первых зрителей картины.
- Известные актеры, популяризаторы науки рассказывали о картине в различных форматах. Профессор Нил Деграсс посвятил фильму и проблемам полётов на Марс передачу в цикле StarTalk на канале National Geographic. Корейский комик Чой Юн Сеок разместил в сети пародию на «Марсианина» рассказав о наилучшем рецепте приготовления картошки. Ведущий шоу «Джимми Киммел в прямом эфире» Джимми Киммел спародировал трейлер фильма.
- Окончательная версия картины вышла в форматах 2D, 3D, 3D Imax, 4DX, Dolby Vision. Последний формат (по состоянию на конец 2015 года) поддерживался в небольшом числе кинотеатров, поэтому 3D вариант редакции картины также остался востребованным. Первоначально Fox ориентировалась на начало проката в США в День благодарения, 25 ноября. Затем было решено перенести дату выхода на экраны на 2 октября. Таким образом студия пыталась развести сроки выхода картин на экраны с другими блокбастерами одной целевой аудитории: «Голодные игры: Сойка-пересмешница 2» и «Хороший динозавр». Начало октября считалось удачным временем для картин этого жанра. Вышедшая на два года раньше в тот же день «Гравитация», оказалась успешной в прокате. Принимая во внимание возможность опережения графика, студия решила сократить постпродакшн фазу.
- За неделю до начала проката фильма, предварительные оценки в Северной Америке показывали потенциал собрать $40-50 миллионов в первый уик-энд при прокате в 3826 кинотеатрах.
- «Марсианин» не начинал прокат в сетях IMAX, так как там шёл эксклюзивный показ картины Роберта Земекиса «Прогулка». Вместе с тем, картина шла в прокате в более чем 350 широкоформатных кинотеатрах и 2550 кинотеатрах с форматом 3D. Премьера картины состоялась спустя несколько дней после объявлении NASA об обнаружении на Марсе воды, что также могло привлечь зрителей. Сервис по продаже билетов в сети Fandango сообщил, что число предварительно проданных билетов на «Марсианина» превзошло «Гравитацию». В отличие от этой картины, «Марсианин» содержит меньше 3D-сцен и длится на час дольше, что снижает число сеансов.