Марсианин (2015), Интересные факты.
- Книгу Уира, которую Годдард назвал «признанием в любви науке», можно назвать художественным произведением с некоторой оговоркой — большую её часть составляет инструкция по выживанию, в духе сурвивализма, написанная техническим языком. Ридли Скотт за недостатком времени так и не прочитал роман и полностью положился на сценарий. «В техническом подтексте книги я ни черта не понял. Мне ведь даже лампочку у себя дома поменять целая история», — делился он в интервью. Некоторые места в романе оказались настолько сложными (например, 16-ричное кодирование для обмена данных Марс-Земля), что, как признался Скотт, он, даже не пытаясь разобраться, передал в фильме насколько возможно близко к сценарию. Создателям помогло известное комичное начало в книге, которое осталось только умело донести до зрителя. Ридли, впрочем, отмечал: «Юмор, конечно, там есть, но это юмор висельника. Хотя я англичанин и мне нравится такое отношение к смешному». Единственный существенный вклад Скотта в сценарий — видеодневник Уотни, играющий роль собеседника, своеобразного Пятницы для космического Робинзона, который в окончательном варианте фильма сыграл значительно более важную роль, чем в романе.
- На фоне пустыни Вади-Рам снимались другие фантастические картины схожего жанра: «Миссия на Марс», «Красная планета», «Последние дни на Марсе». Минимум растительности, подходящий ландшафт и оттенок почвы вполне соответствовали замыслу. Британскому режиссёру также доводилось бывать в Иордании, где в своё время проходила работа над фильмом «Солдат Джейн». Создатели рассматривали в качестве варианта съёмок на натуре отдельные места в австралийском Аутбэке, но остались неудовлетворены видами.
-Вызовом для исполнителей ролей в фильме стало то, что им приходилось играть людей науки, опытных профессионалов, а материал книги и сценария не давал никакого послабления. При подготовке к роли им пришлось изучать предмет. Кейт Мара заметила: «Моя героиня гораздо умнее меня. Она — мозг всей операции и компьютерный гений группы. Я ничего не знала о NASA и старалась посещать их сайт и читать о женщинах в космосе…».
- По сообщениям источников, большинство актёров согласились работать за меньший, чем обычно гонорар, так как им очень понравился материал. Впрочем, вокруг размеров доходов ведущих актёров впоследствии возникла дискуссия о гендерной дискриминации. По оценкам ресурса Cinemablend, Джессика Честейн получила за работу в картине $7 млн. Сама актриса в интервью сообщала о намного меньшей сумме — в $1,75 млн. Между тем, доход Мэтта Деймона оценивался от 15 до 25 млн долларов.
- Хотя, на первый взгляд, подбор актёров в картине был вполне политкорректен, создатели подверглись критике. Ассоциация афро-азиатских актёров MANAA обвинила Ридли Скотта в «отбеливании» ролей в «Марсианине». Выбор в качестве ведущих персонажей в картине белых актёров Деймона и Честейн ассоциация сочла недооценкой возможностей афро-азиатских актёров, которым достались только второстепенные роли. Представитель MANAA заметил, что некоторые персонажи, которые, по его мнению, в книге имеют азиатские корни, в фильме стали белыми. В частности, Минди Пак в книге героиня корейского происхождения. В фильме её сыграла белая актриса Маккензи Дэвис. Между тем, по словам самого Энди Уира, в книге он не уточнял происхождение героини. Подобные претензии в адрес режиссёра уже звучали после фильма «Исход: Цари и боги». Ридли Скотт никак не отреагировал на замечания.
- Внешний вид корабля Hermes имеет много общего с Международной космической станцией.
- Extravehicular Mobility Unit послужил прототипом для скафандра «открытого космоса» в картине.
- Журнал Forbes так отозвался о трейлере: …смонтирован почти совершенный трейлер, который продаёт картину зрителю. Он показывает насколько высоки ставки, предлагает главного персонажа, которому легко сопереживать, показывает снимавшихся в фильме звёзд, забрасывает потенциальные фразы — мемы и заканчивается на мрачно-юмористическом тэглайне.
- В сентябре 2015 года перед выходом фильма Ридли Скотта на российские экраны (8 октября) режиссёр и сценарист Михаил Расходников начал тяжбу с 20th Century Fox по поводу авторских прав на сценарий фильма. Расходников утверждал, что сценарий как фильма, так и книги, являлся плагиатом с его синопсиса 2007 года под тем же названием. Сценарий был направлен в ряд зарубежных кинокомпаний (в том числе 20th Century Fox) с предложением экранизации. Не получив ответа, Расходников добился экранизации в России в компании Маринс Групп Интертеймент. Михаил попытался взыскать компенсацию в размере 50 млн рублей. Тем не менее, доказательств того, что Энди Уир использовал этот сценарий как основу для своей книги, пока не найдено. Российский режиссёр был вынужден приостановить съёмки. В сети доступен трейлер российской картины. В январе 2016 года Расходников, получив в суде отказ в преследовании голливудской кинокомпании, подал апелляцию. В апреле 2016 года повторная апелляция была отклонена