Искусственный разум (2001), История создания.
- Создание киноадаптации «Суперигрушек хватает на всё лето» началось в 1970-х. Кубрик нанял автора рассказа, Брайана Олдиса, написать общую концепцию будущего фильма. В 1985 году Кубрик пригласил своего давнего друга, Стивена Спилберга, поработать над созданием кинокартины вместе с Яном Харланом. Компания Warner Bros. согласилась софинансировать «Искусственный разум» и покрыть прокатные расходы. Фильм застрял на стадии так называемого производственного ада, и в 1989 году Олдис был уволен Кубриком по причине творческих разногласий. Боб Шоу числился в числе авторов совсем немного: он покинул проект спустя шесть недель с начала своей работы из-за напряжённого рабочего графика; и тогда, в марте 1990 года, место Шоу занял Йен Уотсон. Олдис позже отметил: «Он <Кубрик> не только уволил меня, но и нанял моего врага». Кубрик поручил Уотсону взять за основу «Приключения Пиноккио»; он считал «Искусственный разум» «плутовской кибер-версией „Пиноккио“».
- Тремя неделями позже Уотсон представил Кубрику первую концепцию сценария, а закончил он свою работу над «Искусственным разумом» только в мае 1991 года уже с другой версией сценария размером в 90 страниц. Первоначально Жиголо Джо задумывался как робот-военный, но Уотсон предложил заменить его на андроида-жиголо. По этому поводу Кубрик шутил: «Мне кажется, мы потеряли детскую аудиторию». Тем временем Кубрик забросил проект ради работы над киноадаптацией автобиографического романа американского писателя Луиса Бегли Wartime Lies («Война лжёт»), посчитав, что возможности компьютерной анимации не могли на тот момент создать персонажа Дэвида. Однако после выхода фильма «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга (с инновационным использованием сгенерированных на компьютере художественных приёмов) в ноябре 1993 года последовал официальный анонс, согласно которому производство «Искусственного разума» должно было начаться в 1994 году. Деннис Мьюрен и Нед Горман, работавшие над «Парком Юрского периода», были привлечены в проект в качестве супервизоров визуальных эффектов. Но Кубрик был недоволен их превизуализацией и, вообще, расходами на сотрудничество с Industrial Light & Magic.
- В начале 1994 года фильм находился в стадии пре-продакшена, где в качестве концептуального художника выступал Кристофер «Фангорн» Бейкер, а ассистирующим автором сценария была Сара Мейтланд, которая привнесла «феминистский взгляд на сказки». Она рассказывала, что Кубрик всегда называл фильм «Пиноккио», а не «Искусственным разумом». Крис Каннингем стал новым супервизором визуальных эффектов. Некоторые из его работ не вошли в фильм, но позже были выпущены на DVD The Work of Director Chris Canningham («Работа режиссёра Криса Каннингема»). Каннингем помог в моделировании серии небольших роботов для создания персонажа Дэвида. «Мы пытались сконструировать маленького мальчика с движущимся резиновым лицом… Но это было полным провалом и выглядело ужасно», — говорил Ян Харлан. В качестве технического консультанта был приглашён Ханс Моравец. Известно, что Джозеф Маццелло проходил пробы на одну из главных ролей фильма.