Игра престолов (сериал 2011 – ...) (2011), Музыка.
Композитор ирано-немецкого происхождения Рамин Джавади написал музыку для сериала «Игра престолов». Саундтрек имеет инструментальное звучание, с элементами вокала. Каждая из композиций является частью происходящего на экране и помогает раскрыть эмоциональную сущность сцены. По итогу каждого сезона выпускается отдельный музыкальный альбом. Музыка из шоу получила множество наград, включая «Эмми». Рамин Джавади, кстати, сначала отклонил предложение поработать над музыкой сериала «Игра престолов» из-за конфликта расписаний, однако показанные серии так впечатлили композитора, что он решился взяться за этот проект. Продюсеры и сценаристы Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс поставили перед Джавади задачу в том числе создать несколько тем для разных титульных персонажей, при этом звучание должно быть максимально оригинальным и в корне отличаться от OST традиционных фильмов в жанре фэнтези, поэтому флейты и сольный вокал исключили сразу. Виолончель стала характерной чертой музыки «Игры престолов», особенно в ее заглавной теме.
Как выглядит процесс написание звукового ряда? Сразу после завершения съемок эпизоды с пометками сценаристов отправляются Джавади, и он творит, но это еще не все: «Я сижу с Дэвидом и Дэном, и мы начинаем отсмотр, параллельно обсуждая, когда музыка должна начинаться и останавливаться. Все очень вовлечены в это. Мне нравится, что в «Игре престолов» музыка действительно имеет значение, она решает определенные художественные задачи», - делится композитор. Записи большинства треков были осуществлены в Праге с участием Чешского кинематографического оркестра и хора. Джавади контролировал процесс через интернет, присутствуя на протяжении всего процесса.
Самой запоминающейся музыкальной темой, визитной карточкой шоу стала заглавная композиция «Игры престолов». По мнению авторов проекта, она должна была рассказывать о путешествии, так как в шоу представлено множество локаций. Джавади была показана предварительная версия анимированной заставки – вдохновение к композитору пришло внезапно, во время езды в автомобиле. Через три дня все было готово! Мелодия начинается с рифа, сыгранного на струнных в минорной тональности, затем, после двух тактов, на смену приходит мажор, и снова возвращается минор. Джавади сказал, что он хотел отразить в музыке настроение шоу: интриги, заговоры, непредсказуемость. Основная мелодия выводится виолончелью, к которой позже присоединяется сольная скрипка, как бы показывая взаимодействие между различными персонажами. Затем мелодия повторяется вместе со всем оркестром. Далее идет отрезок музыки, названный Джавади «чувством приключений», после звучит хор из двадцати женских голосов. Музыкальная заставка заканчивается цимбалами и кантеле, их мерцающее звучание дарит ощущение тайны и радости от предвкушения нового эпизода, считает Джавади. Заглавная тема может звучать и во время самого повествования – ее появление говорит об особой важности эпизода.
Также Джавади написал индивидуальный лейтмотив для каждого из главных домов, для некоторых локаций и персонажей – своя музыка досталась самым-самым, потому что героев в сериале «Игра престолов» слишком уж много! У большинства представителей рода Старков есть свои вариации на одну и ту же мелодию, исполненную на виолончели. Все начинается с Арьи Старк и сцены в третьей серии первого сезона, где девочка играет с мечом – звучат кованые цимбалы. Новая тема для Джона Сноу была создана в шестом сезоне, особенно отчетливо ее можно услышать в серии «Битва бастардов». Чтобы аудитория не запуталась в обилии мотивов, новые темы появляются с перерывами. Например, тема Теона Грейджоя не была представлена до второго сезона, хотя герой действовал уже в первом сезоне. У дома Ланнистеров есть своя песня «Дожди в Кастамере», ставшая отличительной музыкальной темой их фамилии. Песня была сыграна на Красной свадьбе, но впервые прозвучала в виде мотива, который Тирион Ланнистер насвистывал в первом эпизоде второго сезона. Группа The National записали песню во втором сезоне, коллектив Sigur Rós исполнили композицию в четвертом сезоне, исландские музыканты даже появились камео.
Джавади написал еще несколько песен для шоу, используя слова из книги «Песнь льда и огня». Так, в третьем сезоне Керри Ингрэм, сыгравшая персонажа Ширен Баратеон, спела «Всегда лето под морем». А Бронн, которого играет Джером Флинн, спел «Жена Дорнишмана» в пятом сезоне.
Музыка «Игры престолов» также содержит глубокие звуки диджериду – древнего духового инструмента из Австралии, которые обычно сопутствуют появление на экране диких животных. А армянский дудук стал привычным сопровождением для дотракийцев. Темы Белых ходоков и Ночного короля – больше похожи на звуковые композиции, основой которых стал «ледяной звон», однако во втором сезоне, где была показана армия мертвых, появилась оркестровая версия. Эта тема преобразилась в финале седьмого сезона, когда рухнула северная Стена. Некоторые темы развиваются на протяжении всего сериала. Например, музыка Дейнерис Таргариен начиналась с робкой мелодии, исполненной на виолончели, и постепенно превращалась в грандиозную сильную полифонию с японскими барабанами и индонезийскими барабанами, дудуком, плюс напевы на ее родном валирийском наречии. Эта тема также характерна для драконов Дени.
Несколько музыкальных тем может объединяться в некоторых сценах. Например, во время первой сцены четвертого сезона, когда меч Старка перековывается Тайвином, темы Старков и Ланнистеров звучат одновременно, но заканчивается композиция соло Ланнистеров в знак их победы.