Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Бегущий по лезвию 2049(2017)

Рецензия на фильм Бегущий по лезвию 2049 (2017)

Дивный новый мир

Продолжение культового фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», открывшего когда-то для широкой аудитории дверь с неоновой вывеской «Киберпанк», могло стать ещё одним из тех сиквелов, которые паразитируют на добром имени оригинала и ностальгии фанатов по нему. И вероятность этого, наверное, была бы довольно высока, если бы кресло режиссёра не занял Дени Вильнев.

«Бегущий по лезвию 2049» - редкий пример того, как в рамках одной франшизы могут уместиться два совершенно разных, но при этом одинаково глубоких и впечатляющих режиссерских высказываний. Дени Вильнев не эксплуатирует мир, созданный Филиппом К. Диком и Ридли Скоттом, но расширяет и дорабатывает его, видоизменяет в соответствии с собственным замыслом. Визуально этот мир выглядит теперь совершенно безупречно – он стал ещё более упадническим, ещё более апокалиптичным и, в то же время, намного более красивым.

Работа Роджера Дикинса, живого классика операторского ремесла, напоминает нам о том, что кино, кстати, всё-таки визуальный вид искусства. Пустынные пейзажи сменяются индустриальными центрами эпохи декаданса, крупные планы больших пространств, на фоне которых герой кажется ещё более одиноким и незначительным в какой-то степени подсказывают зрителю финал. Нельзя не отметить насыщенную и красноречивую цветовую гамму, каждый раз идеально соответствующую атмосфере сцены. За саундтрек нового «Бегущего по лезвию», как и за операторскую работу, отвечал человек, который при жизни приобрел статус настоящей легенды – Ханс Циммер. Он умело сочетает свои излюбленные минорные клавишные мелодии с перегруженной эффектами электронной музыкой, создавая эталонный саундтрек для учебников по киберпанку.

С помощью всех этих инструментов дирижёр оркестра в лице Дени Вильнева создаёт целостную и объемную атмосферу, в самый центр которой и помещает главного героя по имени Кей (Райан Гослинг). Сам по себе Кей и есть главная неожиданность фильма – его роль в повествовании кажется ясной на протяжении большей части хронометража, а затем переворачивается с ног на голову. Он становится своеобразным Вергилием для зрителя, проводит его через все круги футуристического ада и приводит к развязке. Молчаливость и бесстрастность Кея происходит от того, что ему нечего рассказывать зрителю, мир вокруг него всё скажет сам. Его привязанность к Джой (Ана де Армас) – символ желания современного человека, страдающего от одиночества и внутренней пустоты, убежать в симуляцию реальности, туда, где его любят. Самым слабым и нераскрытым героем на удивление оказывается Ниандер Уоллес (Джаред Лето), которому не хватает ни загадочности, ни инфернальности, ни просто-напросто экранного времени, чтобы стать по-настоящему запоминающимся антагонистом. Однако стоит отметить идею слепого человека-бога, воплощенную в Уоллесе и перекликающуюся вплоть до прямого цитирования с фильмом Ридли Скотта.

Идейная структура картины настолько многослойна и сложна, насколько этого требует статус франшизы. Помимо актуальных именно для современного контекста тем, таких как экология, виртуальный эскапизм, социальное неравенство и так далее, фильм подхватывает и развивает мотивы, заявленные в оригинале: отношений между человеком и его творением и стремления человека к богоподобию. В гигантский хронометраж умещается бесчисленное количество поднятых проблем, эпизодических героев, полунамеков и обертонов. Однако в этом, возможно, кроется и главная слабость фильма – ему порой не хватает прямолинейности, мощного удара в лоб, подобного монологу Роя в концовке оригинальной картины.

Тем не менее, неслучайно главный герой «Бегущего по лезвию 2049» читает «Бледный огонь» Набокова. Подобно великому русскому писателю, Вильневу удается создать масштабное полотно, в котором находится место цитатам и аллюзиям из классики научной фантастики, безупречному стилю, многочисленным подтекстам и мотивам, и в котором сюжетность скорее второстепенна. Фильм Вильнева обязан оправдать ожидания вдумчивых фанатов культового оригинала и просто любителей хорошего кино. Его визуальный язык глубоко символичен, но тот, кто захочет его понять, обязательно расшифрует послание. Поэтому «Бегущий по лезвию 2049» - новая страница в истории жанра научной фантастики и доказательство того, что хорошие сиквелы – это не выдумка, а Вильнев обладает редким в наше время талантом снимать интеллектуальное и зрелищное кино.

Оценка 7 из 10

Автор: Антон Стрельцов


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Бегущий по лезвию 2049(2017)