Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Тэли и Толи(2015)

Рецензия на фильм Тэли и Толи (2015)

Не головой, а сердцем

Дебютный фильм молодого режиссера Александра Амирова: с самоиронией и юмором – о серьезном и страшном.

В этой картине три главных старика – Каха, База и отец Николай. Священник всегда со своей паствой, при этом он – голос совести и одновременно голос разума, усмиряющий темперамент горцев. К нему они приходят в самых важных моментах с просьбой и за советом, и всегда получают просимое. Иногда он так же наивен, как старики, но, пожалуй, чуточку мудрее.

Представленная на 38-м Московском Международном кинофестивале в рамках Российских программ картина выйдет в прокат 1 сентября, и хочется надеяться, что она придется зрителю по нраву. Это добрый, теплый и очень добротный фильм в духе Иоселиани и Данелия, когда о серьезных и даже страшных вещах говорят с известной долей юмора и самоиронии. К достоинствам ленты стоит отнести и потрясающую операторскую работу Петра Духовского, и очень органичную музыку Гурама Грановского.

Отсюда не уедем!

…Две высокогорные деревушки – грузинская Тэли и осетинская Толи – разделены границей, проходящей не только по неглубокой речке Арагавке, но и по судьбам коренных жителей. Пара домов, старинное кладбище и церковь – вот и все, что осталось от селений в XXI веке. Ни газа, ни электричества, только постоянно барахлящий генератор. Но люди никуда не хотят уходить. Здесь жили и умерли их предки, в этих местах прошла их собственная жизнь.

Двое стариков Кахи и Бази, грузин и осетин, дружат с самого детства, помогают друг другу, спорят и ссорятся, но тут же мирятся снова. Налаженный веками уклад жизни нарушает лишь новая граница. Но и к ней, как и к пограничникам, старики умудрились привык­нуть. Нельзя пойти по мосту? Бази сходит в реку. А как же иначе: внучка приехала, пирогов напекла, надо друга угос­тить! И вот стоят два старика в реке, пьют домашнее вино, закусывают пирогами. С моста на них смотрят два пограничника, с берегов – родные. Ситуация, доведенная до абсурда, но она настолько жизненная, что становится страшно.

«У него даже паспорта не было!» – резонно отвечает русский пограничник возмущенной внучке Бази на вопрос, почему старик в реке стоит. «Так откуда он знал, что на речку надо с паспортом ходить!» – тут же темпераментно кричит Кахи и тоже входит в воду. В самом деле, почему стали нужны визы, чтобы прийти в гости к родным, навестить могилы на кладбище или помолиться в храме?! Храм-то как раз на самой границе и стоит…

Могилы нельзя делить

«Вы бы еще Бога поделили», – бросает в сердцах местный священник людям, приехавшим ставить столбы и сетку, чтобы граница была настоящей. Пограничник Гурам хватается за эту фразу: «А что, пусть на одной стороне церкви молятся осетины, на другой – грузины», – и тут же замолкает, осознавая всю абсурдность сказанного.

Сцена на кладбище – самая сильная в картине. Очень страшно, когда люди оказываются в подобной ситуации: родные могилы за границей, и пройти к ним нельзя. Надо видеть глаза смотрящих на нас из-за сетки стариков, обескураженные лица, хватающиеся за проволоку руки… Вроде все правильно, по закону. Но тут вступает в силу другой закон – человеческий, закон совести. Что возобладает – дух или буква – останется граница номинальной или все-таки поставят столбы, – узнаете, посмотрев фильм.


В картине много эпизодов, которые цепляют, заставляя улыбнуться, и в то же время подумать о серьезном – пограничник, сетующий на то, что он до сих пор лейтенант, и мечтающий, чтобы на границу напали бандиты, чтобы обезвредить их и получить звание; старики, спорящие до хрипа о том, чем болел предок одного из них; «сделка» пастухов со Святым Георгием… Об этом – чуть подробнее.

На пастбище – святилище святого Георгия: груда камней, к которым приделана иконка, крест, углубление для пожертвований. Пастухам очень нужны деньги, и они просят святого разрешить взять некую сумму, обещая воздать сторицей. Просят раз, другой – ничего не происходит. На третий раз с горки падает камень, и герои усматривают в этом знак (зритель видит то, чего не замечают пастухи – камень сбрасывает маленькая ящерка), берут деньги. Когда же потом в одного из них стреляет браконьер, Шалико и Валико вспоминают, что не отдали долг, и считают, что святой от них отвернулся. Такая вера в чудо, в заступничество святого и одновременно наивность и непосредственность свойственны лишь людям с очень чистым сердцем.

Об этой чистоте сердца говорил на премьере фильма в Доме кино один из исполнителей главных ролей Дагун Омаев: «Мы больше начали жить и думать головой, чем сердцем, а там люди думают сердцем». О том же – слова продюсера картины Натальи Ивановой: «От героев веет правдой жизни, они живые и теплые, и главный посыл – жить надо по совести, по сердцу. Тогда можно надеяться, что и другие ответят тем же».

Наталья Иванова, продюсер:
«Наш фильм – о любви, вере и надежде, о людях, живущих по сердцу и совести. Иногда на серьезные вещи стоит посмотреть немного наивным, ироничным взглядом старика, и тогда понять все глубже и лучше».

saxikavk

Кахи Кавсадзе, актер:
«Тема этого фильма очень серьезная и опасная. Мы постарались обойти эту опасность и показать взаимопонимание, взаимоуважение. Мы очень хотели, чтобы было и немного юмора тоже».



Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Тэли и Толи(2015)