Имеет ли шансы картина «Собибор» получить приз американской киноакадемии в номинации «Лучший иностранный фильм»?
Российские кинематографисты выдвинули фильм «Собибор» для участия в премии Оскар в номинации лучший иностранный фильм.
Мы не будем обсуждать сейчас художественные достоинства этой картины, а тем более выискивать ее недостатки. Ведь любители российского кино могли посмотреть фильм на киноэкранах, или же посмотреть на DVD-дисках.
Попробуем оценить, какие шансы имеет фильм «Собибор», чтобы получить золотую статуэтку.
Конечно, было бы хорошо знать и всех остальных претендентов, что на их фоне оценить художественную ценность и силу российской кинокартины.
Однако, очень похоже, что российского претендента киноакадемики будут оценивать далеко не по художественной силе и таланту фильма, а по другим тенденциозным и даже политическим соображениям.
Прежде всего, следует помнить, что Оскар – это премия американской киноиндустрии. Да, Голливуд сейчас является, пожалуй, одним из самых высокобюджетных, кассовых и популярном во всем мире. Но, несмотря на это вкус здесь диктует все же американский зритель и американский менталитет – каким бы плохим или хорошим он не был.
А массовые зрители, в том числе, разумеется, и самые маститые и авторитетные члены жюри американской кинопремии, так или иначе часто оказываются в плену у массовых стереотипов.
Сейчас же реалии общественной и политической жизни таковы, что эти стереотипы складываются не в пользу России и всего того, что с ней связано.
Имидж России в западном массовом сознании рисуется весьма и весьма пугающим. Во многом благодаря, иностранным СМИ и политикам страну пытаются представить как внешнего агрессора.
Иностранные оппоненты вменяют в вину России присоединение исконной территории – Крыма и трактуют это как «захват», аннексию части суверенной Украины. При этом они совершенно забывают и не хотят помнить о том, что Крым был украинской территорией всего лишь на протяжении последнего полувека, да и то во многом номинально, поскольку ни каких серьезных инфраструктурных вложений и инвестиций на полуострове Киев не осуществлял. Напомним, что ранее на протяжении двух с лишним столетий Крым оставался частью именно России, за которую страна вела многолетние войны с крымскими ханствами, так или иначе, аффинированными с тогдашней Османской империей. Но это всего лишь небольшой экскурс в историю.
Американская общественность обвиняет Россию во вмешательство в последние выборы президента США. Британцы винят Москву в подготовке и осуществления убийства Скрипалей. Информационный фон – уже не придумаешь.
Поэтому российский претендент на премию «Оскар» – фильм Константина Хабенского «Собибор», рассказывающий о зверствах фашистов в годы Второй мировой войны и о бунте и побеге заключенных из одноименного концлагеря – вряд ли войдет даже в шорт-лист номинантов.
Исключительно, но политическим соображениям.
Премия «Оскар» очень тенденциозная. Американские кинокритики любят голосовать за блокбастеры, снятые на злобу дня. Разумеется, что фильмы при этом должны быть и интересными, и очень высоко профессиональными и кассовыми.
Поэтому шансы российского претендента выиграть премию американской киноакадемии приближаются к нулю.
Но, по большому счету, какое дело российскому кинозрителю до итогов американской кинопремии? Да, россияне любят голливудское кино и с удовольствием ходят на все новинки и премьеры заокеанских блокбастеров. Да, голливудское кино высокобюджетное, зрелищное, интересное. Его просмотр действительно захватывает и поражает воображение.
Российские и режиссеры, и продюсеры, и даже чиновники прекрасно понимают, что отечественной киноиндустрии порою очень сложно конкурировать с голливудской продукцией.
А потому зачастую возникает искушение законодательно ограничить долю иностранных новинок в российском кинопрокате.
Законодатели, конечно, могут запретить голливудские премьеры в российских кинотеатрах, или существенно ограничить их количество.
Но они не смогут насильно заставить российских зрителей вновь полюбить родное отечественное кино. Это невозможно. Да и не нужно.
Потому что на действительно талантливые, интересные и яркие фильмы зрители пойдут. К счастью, в России работает много талантливых и успешных кинематографистов, снимающих, в том числе и успешные кассовые фильмы. Достаточно вспомнить такие премьеры, выстрелившие в 2018 году – кинокомедию «Я худею», спортивную драму «Движение вверх».
Конечно, есть и другие примеры, когда даже высокобюджетные проекты маститых режиссеров проваливались у зрителей и приносили лишь огромные убытки. Но киноиндустрия – всегда высокорискованный бизнес и просчитать коммерческий успех фильма у зрителя бывает весьма не просто.
Поклонники у российского кинематографа есть. Порой они даже ходят в кинотеатры. И они хотят видеть больше качественного, увлекательного, интересного, и правдивого кино.
Мало того, в современном обществе существует мощный запрос на позитив, на положительных героев и на картины, которые могли бы приносить радость и приятные эмоции. Существует запрос на фильмы, которые можно посмотреть всей семьей, и взрослым и детям, вместе отдохнуть, посмеяться и повеселиться. И чтобы юмор в этих фильмах был не пошлый, ниже пояса, а добрый, мягкий и интеллигентный.
Это именно то, что не хватает современной эстраде, ТВ и кинематографу и то, чтобы присуще отечественному искусству прошлых лет здесь можно вспомнить всю советскую киноклассику: «Веселые ребята», «Трактористы», «Девчата», «Операции «Ы», «Кавказкая пленница», «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный романс», «Любовь и голуби», «Тот самый Мюнхаузен», «Москва слезам не верит»…
Любопытно, что только один фильм из этого списка был удостоен премии «Оскар». А всенародную любовь у зрителей снискала каждая картина.