Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Форма воды(2017)

Почему «Оскар» выбрал «Форму воды» Гильермо дель Торо?

Статья

В этом году фильм Гильермо дель Торо «Форма воды» стал триумфатором «Оскара», забрав домой 4 статуэтки из 13 номинаций. Награду за «Лучший фильм» вновь вручали актеры Фэй Дэнауэй и Уоррен Битти, те же, что в прошлый раз попали в неловкую ситуацию с неверным конвертом и назвали не того победителя. В этот раз подмены не случилось, «Форма воды» действительно стала «Лучшей картиной 2018» и мы постарались разобраться почему.

Политическая актуальность

Очевидно, что такие темы фильма, как терпимость к «другому» и равенство прав неизбежно отозвались в «оскаровской» и голливудской «повестке дня». Движение за права женщин #MeToo, о котором упомянул ведущий шоу Джимми Киммел, награда за лучший сценарий остросоциального хоррора «Прочь», иммигрантский статус некоторых победителей, а также громкая речь Фрэнсис Макдорманд, попросившей подняться с мест всех женщин-номинанток этого года. Но все, что произошло на церемонии лишь вершина айсберга, Голливуд за этот год встряхнулся до основания. Киноиндустрия США, как никогда, желает быть политичной, иметь свою непоколебимую позицию, сделать вид, что все делает правильно. И какой фильм из номинантов лучше всего демонстрирует этот посыл?

Академикам явно пришлось попотеть при выборе «Лучшего фильма» – самой политичной из всех номинаций «Оскара». Это мог быть «Зови меня своим именем», широко поддерживаемый ЛГБТ-сообществом, хоррор «Прочь», сделанный афроамериканцами или «Леди Берд» с режиссером женщиной. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» тоже отдавал дань женскому движению, показав сильную главную героиню. Эти фильмы могли с тем же успехом, что и «Форма воды» победить в ведущей номинации. Конечно, «Дюнкерк», «Темные времена», «Секретное досье» и «Призрачная нить» никак не могли соперничать с ними по части злободневного содержания.

Сюжет «Формы воды» затрагивает все основные темы, волнующие голливудское сообщество. Через сказочную историю Гильермо дель Торо высказывается о принятии изгоев общества и борьбе против авторитаризма, в лице героя Майкла Шеннона – расиста, шовиниста и мизогина. Кроме того, сам дель Торо по национальности мексиканец и со сцены описал себя как «иммигранта». Поэтому, понравился вам фильм или нет, нет сомнений в том, что в глазах академиков он заслужил больше очков, чем остальные.

Культовый режиссер

Не стоит недооценивать и фигуру Гильермо дель Торо – весьма влиятельного постановщика с безупречной репутацией. Несмотря на целый каскад тем, затронутых «Формой воды», очевидно, что такой фильм мог снять только он. Дизайн, визуальные эффекты, одержимость киноцитатами – все это определяет режиссерский почерк дель Торо. Не говоря уже о том, что идея терпимости к ближнему сопровождала все его творчество, включая картины, давно ставшие культовыми в среде киноманов. Поэтому известность режиссера тоже сыграла свою роль в награде «Формы воды», при этом не стоит забывать, что до этого ее назвали «лучшей» и в Европе на Венецианском кинофестивале – самом престижном киносмотре, на который «оскаровский» комитет регулярно оглядывается.

Кино о кино

Американская киноакадемия также обожает, когда в фильме содержатся цитаты и отсылки к классическому Голливуду. А дель Торо – настоящий киноманьяк – наполнил «Форму воды» множеством оммажей и ностальгически стилизовал «Золотую эпоху» 50-х. Так что и тем, кто равнодушен к политическим подтекстам картины, наверняка придется по душе ее визуальная насыщенность. Совпадение или нет, но и сама церемония вручения премий выглядела несколько старомодно, со всеми этими клипами из старых фильмов и помпезными декорациями. Поэтому даже в этом ключе победа «Формы воды» была предсказуема.

Что там с соперниками?

Главным соперником фильма дель Торо, по всеобщему мнению, являлись «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Однако следует учитывать, что драма Мартина Макдоны была не всеми принята тепло, многие критики разглядели в картине расизм и излишнюю жестокость. Чего не скажешь о «Форме воды», посыл которой вполне однозначен и гуманен. Еще интереснее обстоят дела с фильмом «Прочь», который, казалось бы, о расизме высказывается остро и конкретно. Однако это фильм ужасов, а Академия весьма консервативна в этих вопросах и еще до проведения церемонии в западных СМИ прошел слух, что среди ее членов разразился скандал из-за включения «Прочь» в список номинантов на «Лучший фильм». Хоррор по-прежнему «низкий жанр» и победить он не может.

Компромисс или…?

Несмотря на вышеперечисленные факторы «Форма воды» вовсе не компромиссный выбор Академии, а даже совсем наоборот довольно радикальный. Прежде всего, потому что в нем есть не только политика. Во-первых, это фэнтези (тоже жанр низкого пошиба для «Оскара»), чьим главным героем является немая женщина, время от времени открыто мастурбирующая и занимающаяся нетрадиционным сексом с человеком-амфибией. Во-вторых, «Форма воды» переосмысляет эпоху Холодной войны, демонстрируя, что посреди «гонки вооружений» двух империй, настоящими победителями выходят изгои общества – черные, инвалиды и гомосексуалы. В общем, это вам не какой-нибудь «Король говорит».

Автор: Кирилл Горячок

Первоисточник: https://theplaylist.net/analyze-shape-water-oscar-20180305/


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Форма воды(2017)