Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Прочь(2017)

Рецензия на фильм Прочь (2017)

Этюд в чёрно-белых тонах

Расизм – один из самых традиционных и фундаментальных объектов рефлексии для американского кино. От «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета до «12 лет рабства» (прямо нумерология какая-то) Стива Маккуина эта тема вновь и вновь поднималась режиссерами, падкими до острых социальных высказываний. Причина у такого спроса может быть лишь одна: к сожалению, это все ещё актуальный и болезненный вопрос для американского общества. «Прочь» Джордана Пила– это остроумный плевок в лицо сразу всем: расистам, республиканцам, демократам и белым «сочувствующим».

Фильм повествует о злоключениях чёрного фотографа Криса (блестящая роль Дэниэла Калуи), который едет на выходные к родителям своей белой девушки Роуз (Эллисон Уильямс) в их загородную резиденцию. Невинная, казалось бы, поездка превращается для главного героя в самый настоящий кошмар, из которого он может и не выбраться.

Надо понимать, что в сценарии Джордана Пила дьявол кроется в деталях: то, как он издевательски препарирует жанровые каноны хорроров и, вместе с тем, расовые стереотипы можно замыленным взором и не увидеть, особенно если не очень хотеть. Но как только вы сконцентрируетесь и целиком отдадите фильму своё внимание, он вас несомненно вознаградит. В «Прочь» нельзя пропускать невинные реплики вроде «Да брось, никто не будет гнаться за тобой по лужайке с ружьём!» или античный фасад загородного дома Армитэджей, отсылающий к стандартной для рабовладельческого Юга 19-ого века архитектуре.

Сами герои здесь важны не меньше, так как все главные персонажи представляют собой ироничные аллегории на главные социальные страхи, связанные с проблемой «белого и черного»: навязчивый отец девушки Дин (Брэдли Уитфорд), прикидывающийся прогрессивным демократом, заботливая консервативная мать (Кэтрин Кинер), промышляющая гипнозом, агрессивный и неуравновешенный брат (чудовищно талантливый Калеб Лэндри Джонс, которому выделено непростительно мало хронометража), ведущий себя «по-белому» афроамериканец, словно прошедший процесс культурного форматирования (Лейкит Стэнфилд – ещё один перспективный новичок большого кино). Конфликты, возникающие на почве их несоответствия своей социальной роли и неестественным взаимоотношениям внутри этого микрокосмоса, в котором без труда угадывается современная Америка, и составляют основное юмористическое ядро картины.

В плане операторской работы в фильме отметить особенно нечего, она по-ремесленному хороша, уместна и не раздражает излишней вычурностью, как и остальные его технические аспекты.

Главный минус «Прочь» заключается, пожалуй, в том, что она начисто отказывается удовлетворять вкусы тех, кто ожидает увидеть в ней хорошее жанровое кино, крепкий «ужастик». Интрига, которая держит зрителя в напряжении большую часть хронометража, разрешается совершенно очевидным образом, а леденящих душу сцен во всём сценарии можно насчитать примерно ноль. Но тут дело скорее не в том, что не смогли, а в том, что и не пытались – жанр хоррора для Джордана Пила нужен скорее в качестве типичной постмодернистской ширмы для гораздо более увлекательного и идейно сложного действа.

Однако, даже принимая во внимание всё вышеперечисленное, нельзя не отметить необъяснимо резкую потерю креативности Пила-сценариста в финале. Предсказуемость и очевидность концовки трудно скрыть даже за её трэшовостью. Впрочем, эта безусловная ложка дёгтя ни в коем случае не портит общее положительное впечатление об этом карнавальном разгуле едкой социальной иронии.

В итоге мы получаем одну из самых ярких и остроумных картин последних нескольких лет, которая весело пританцовывая проходится по одной из главных болячек в современной истории США. «Прочь», конечно, не предлагает зрителю никаких откровений, не раскладывает проблему по полочкам, скорее, наоборот, запутывает её и усложняет, но делает при этом ближе к зрителю и лишает напускной монументальности. Один из самых мощных моментов фильма – это тот, где Крис задаёт самый базовый и инстинктивный вопрос любой жертвы: «Почему именно мы, чёрные?» и получает на него в ответ ошарашивающее «Не знаю». Потому что ответа нет. Потому что так устроено любое социальное зло.

Оценка 8 из 10

Автор: Антон Стрельцов


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Прочь(2017)