Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора

Сюр, который мы заслужили: «День победы» Сергея Лозницы показали на Артдокфест-2018

Статья


Сергей Лозница относится к тому редкому на сегодняшний момент типу режиссеров, у которого качество картин идет впереди собственных регалий, а не наоборот. Фундаментальность его подхода к документальному кино остается непоколебимой ни временем, ни модой, ни зрительским запросам. Вопрос о том российский ли Лозница или антироссийский можно найти в его работах – они прямо пропитаны старой советской школой документалистики, что одновременно и приятно, и грустно – так больше никто снимать, наверное, уже не будет. Не будет и зрителей, которые такую эстетику смогут оценить. И подтверждение этому – 1/3 часть заполненного зала московского «Октября».

9 мая 2017 года – это один день из жизни берлинского Трептов-парка, и то, что речь пойдет не о Победе режиссер предупреждает прямо с первой сцены, когда юные неуверенные ноги подростков почти что безуспешно пытаются маршировать под строчки песни Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой!».

День победы – это сбор русских эмигрантов у самого известного мемориала памяти советским солдатам, погибшим во Второй мировой войне. Принцип Лозницы – поставить камеру, дав зрителю самому выбирать себе героя в кадре, интерпретировать происходящее, самостоятельно вынести то, что захочется. Лозница не навязывает, не учит, не втолковывает. Его камера - это столб, который фиксирует происходящее с самого утра до наступления ночи. Этот день зритель проводит в компании этакого русского мира, вернее того, что от него осталось.

Здесь будут и танцы под гармонь, и поклонение могиле павшим воинам с облупившимся гербом СССР, и мужчина с футболкой Путина, и выкрики «За Донбасс!», и марш мото-тусовки «Ночные волки». Здесь хор поддавших «за Катюшу» бабушек поет патриотические песни с распечатанных листиков (Забыли слова? Уже не знаем?), а две собачки тянут на самодельной тележке портрет Сталина. Здесь мама заставляет обиженного сына надеть советскую форму, чтобы сфотографироваться, а немолодой мужчина в фирменных кроссовках вдруг пускается танцевать лезгинку, закрывая глаза от удовольствия. Конечно, не обойдется и без песен Газманова – под «Я рожден в Советском Союзе», звучащей из большого динамика, люди вдохновенно размахивают фотографиями с предками-ветеранами.


А между всем этим этакая разбавочка от режиссера - кадры с фрагментами барельефов Вучетича. Строгая бессловесная советская тоталитарность во всей красе, от восприятия которой становится не по себе одновременно и из-за страха, и из-за восхищения, и из-за понимания того, чем это праздник являлся для всех нас в прошлом.

День победы – это пир во время чумы. Это сюрреализм, который мы заслужили. Молодой человек с трудом произносит в микрофон русские фамилии павших в битвах солдат, пожилые немцы горячо спорят о фашизме, байкер в куртке с именем родственника позирует на камеру и гордится, что приехал из самого Казахстана (мужик, черт возьми!). Это гопники с пропитыми лицами и дородные женщины в кокошниках, поющие «Ти ж мене підманула», а на холме, над всем этим - спускающаяся в народ икона Казанской Божий Матери большого формата.

И так на секундочку напоминание, да, это Германия, это Берлин. И, по идее, это те, кто захотел лучшей жизни вне российских реалий.

Глядя на все это пестрое великолепие, которое, как гимн человеческому уродству звучит победно и звонко, которое, как картина Брейгеля завораживает отдельными персонажами, штрихами и мелкими подробностями, хочется сказать только одно: действительно, спасите нас хоть кто-нибудь. Пускай хоть Бог, пускай хоть чёрт. 


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора