Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Последний беспредел(2017)

Рецензия на фильм Последний беспредел (2017)

Затянувшийся беспредел

Полный беспредел

После мясорубки первых двух фильмов ветеран войн кланов якудза Отомо осел на острове близ Кореи и теперь занимается поддержанием порядка в борделях своего покровителя, могучего воротилы мистера Чана, находя отдых в рыбалке со своим помощником. Цепочка кровавых событий заставляет его вернуться в строй, чтобы восстановить попранную честь, в этот, возможно, в последний раз.

«Последний беспредел» завершает трилогию, начатую Такэси Китано в 2013 году. Тогда немолодой уже режиссер, после нескольких радикальных авторских фильмов, которые также условно можно объединить в триптих («Такешиз», «Банзай, режиссер!», « Ахиллес и черепаха» вызвали недоумение, если не сказать грубее, у большей части публики), вернулся к тому, с чего начинал – пропитанным национальным насилием фильмам про продажных полицейских и жестоких якудза.

«Беспредельные» фильмы не возбраняется смотреть в любом порядке, давайте признаем, конец хороших фильмов про бандитов всегда довольно предсказуем. До сих пор дотянуть до титров удавалось немногим, так что веселая карусель вендетты, завязанная на коррупции и цинизме, смогла завертеться вновь без каких-то особых потерь в интриге. Здесь финал полностью обусловлен логикой повествования. Но в отличие от «Лица со шрамом», «Крестного отца» и фильмов Майкла Манна у маститого японского автора романтизации мира бандитов нет и в помине, лишь к концу третьего фильма проскальзывают некие лирические нотки, но это больше меланхолия, присущая осознанию неизбежного завершения истории.

Центральный персонаж, его и играет Китано, так и не стал главным героем. Он все ещё пешка в чужой игре, простой солдат со своими специфическими представлениями о чести и достоинстве, но теперь он жутко устал. Все, чего ему хочется, это чтобы затянувшийся фестиваль жестокости закончился.

Удивительно, но хотя по мере развития сюжета становится невозможно разобраться в хитрых схемах того, как боссы мафии подставляют друг друга, следить за этими «играми престолов»» увлекательно. Насилие в фильме подается редко и сдержано, от хлестких фраз и иезуитских взоров престарелых интриганов воздух буквально начинает наэлектризовываться. Характеры не отличаются особой объемностью, но это не сильно бросается в глаза. Сцены расправ «крупным планом» все также шокируют натурализмом, кровь не льется понапрасну, но если льется, то уж обильным ливнем. Найдется место и паре фирменных изощренных убийств, хотя вряд ли что-то в состоянии переплюнуть сцену в стоматологическом кресле из первого фильма.

Японский криминальный мир трансформировался настолько, что собрания руководства кланов походят больше на встречи акционеров крупных финансовых компаний. Не случайно такого «не нюхавшего порох» главаря с типичным видом биржевика играет Рен Осуги, один из любимейших актеров Китано, его старый соратник. На этом фоне Отомо выглядит если не вымершим видом, то точно уходящей натурой. В родной стране новый фильм Китано стал самым кассовым за всю историю проката. Сдержанная и старомодная история оказалась популярнее аниме Миядзаки и исторического эпоса. Объяснение такого внимания публики, можно найти как раз в том, что Китано попал в самый нерв общества. «Полный беспредел» с грустью говорит о том, что старые времена канули в небытие. Новое, младое племя живет уже совершенно по другим, непонятным законам, в то время как старики все больше и больше походят на собственные пародии.

Несмотря на то, что на родине Китано больше известен как комик и ведущий телешоу, пожалуй, он и, правда, страшный человек. И дело не в приписываемой связи с настоящими якудза, которой часто объясняют столь детальное изображение внутренней кухни национальной мафии, – он ненавидит сиквелы. Сняв «Полный беспредел», вторую часть трилогии, он нарушил собственное негласное правило создавать только оригинальный продукт. И дабы у продюсеров не возникло желания превратить стильный и правдивый рассказ о преступниках в прибыльную франшизу, режиссер не только пустит главному герою пулю в голову, но и покажет это крупным планом. Сомнений в решимости стареющего мастера не остается совсем. В сухом остатке получается наглядная иллюстрация принципа «око за око» – мир, в котором в живых остались одни слепые и увечные.

Более жестоким, чем мир якудза, может оказаться только мир российского независимого проката. «Полный беспредел» заявляется как последняя картина живого классика, который покинул основанную им же продюсерскую компанию. Эта лента была объявлена и последней лентой, выпускаемой в прокат компанией «Кино без границ», чья история началась в 1997 году с показа «Фейверка» того же Китано. Теперь ее глава Сэм Клебанов (многие могут помнить его как «говорящую голову» одной из немногих нестыдных передач телеканала «Культура») решил красиво закольцевать композицию и дать прокатную жизнь очередному «беспределу» от искушенного японца.

Человек, подаривший миру свой оригинальный взгляд на кино, уходит в очередное путешествие, человек, прививший русскому зрителю вкус и привнесший на родные просторы само понятие «арт-хаус», уходит развивать платформу VODCinezen, основанную на технологии блокчейн. Впереди нас ждет ретроспектива Такэси Китано, дополненная книга Антона Долина «Такеси Китано. Детские годы». Все течет, все изменяется и до титров ещё далеко.


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Последний беспредел(2017)