О человеке

  • Биография

    Николас Хайтнер родился в преуспевающей семье в южном Манчестере в семье адвоката Бенета Хайтнера и театрального деятеля Джойс Хайтнер, которая входила в координационные советы таких институтов культуры, как театр Янг-Вик, театр Ройал-Корт, «Исторические королевские дворцы». У Николаса есть сестра и два брата, все младше него.

    Начальное образование Хайтнер получил в Манчестерской частной школе, а высшее — в Тринити-колледже Кембриджа.

    Во время учебы в университете Хайтнер пробовал себя в качестве актера, но вовремя понял, что у него не хватает к этому таланта. Тогда же он начал ставить первые спектакли, в числе которых был «Расцвет и падение города Махагони» Б.Брехта и К.Вайла.

  • Подробнее о персоне

  • Карьера

    После окончания Кембриджа Хайтнер получил первую работу в качестве помощника режиссера Колина Грэма, в то время работавшего с Английской национальной оперой. Одной из первых профессиональных работ Хайтнера стала постановка «Риенцы». Он также работал с театром Норткотт в Эксетере, Leeds Playhouse, где он ставил в том числе музыкальную адаптацию «Алисы в стране чудес» и «Правящий класс» П. Барнса. В 1985 году он был назначен заместителем директора Театра Королевской биржи в Манчестере и оставался на этом посту до 1989 года.

    В 1989 году продюсер Камерон Макинтош выбирает Николаса Хайтнера в качестве режиссера для мюзикла «Мисс Сайгон». Его авторы и планировали повторить успех своего предыдущего хита «Отверженные». Макинтош видел несколько постановок Хинтера и назвал его визуальное восприятие «потрясающим».

    Поставленная Хайтнером лондонская постановка «Мисс Сайгон» открылась 20 сентября 1989 года в Королевском театре Друри-Лейн и шла без перерыва десять лет. Она закрылась 30 октября 1999 года, выдержав 4274 представления. Хайтнер также стал режиссером бродвейской версии мюзикла, которая окупила свой 10-миллионный бюджет за 39 недель. Постановка шла на сцене театра «Бродвей» с 11 апреля 1991 года по 28 января 2001 года . Контракт режиссера был заключен таким образом, что он получал процент с прибыли от постановок, что позволило ему больше не волноваться о финансовой стороне и браться за те проекты, которыми ему действительно хотелось заниматься.

    В 1989 году Хайтнер поставил свой первый спектакль на сцене Королевского национального театра . В 1990 году Ричард Айр назначил его заместителем художественного руководителя Национального театра. Одной из первых постановок Хайтнера в этой должности стала «» Алана Беннета. Когда было принято решение о перенесении пьесы на большой экран, Беннет настоял на Хайтнере в режиссерском кресле. Название проекта, который стал дебютом молодого режиссера в большом кино, сократили до «Безумие короля Георга».

    В 1994 году Айр объявил о своей отставке в течение трехлетнего срока. Позже Хайтнер признавался, что у него была мысль о том, чтобы выставить свою кандидатуру, но на тот момент у него не было четкого видения и «большой идеи», которая, по его мнению, должна была существовать у нового руководителя Национального. Поэтому он не стал подавать прошение. Он продолжил свою работу в качестве заместителя художественного руководителя вплоть до 1997 года, когда Айра сменил Тревор Нанн.

    Хайтнер продолжал снимать фильмы: в 1996 году «Суровое испытание» по пьесе и сценарию Артура Миллера с Дэниелом Дэй-Льюисом, в 1998 году «Объект моего восхищения» с Полом Раддом и Дженифер Энистон, в 2000 году «Авансцена» с Амандой Шулл и Зои Салдана. После этого он провел 15 месяцев в США, разрабатывая киноверсию мюзикла «Чикаго» с Мадонной в главные роли. Однако проект был приостановлен, и впоследствии был реализован другим режиссером и с другими актерами.

    В 2003 году Николас Хайтнер занял должность художественного руководителя Национального театра Великобритании. Помимо общего руководства Хайтнер продолжал ставить спектакли. В апреле 2003 года Хайтнер заступил на свой пост, а уже в мае вышел его «Генрих V», поставленный в современном обрамлении, что позволило создать дополнительный драматический эффект.

    В мае 2004 года в Литтлтон-театре Национального Хайтнер поставил пьесу Алана Беннета «Любители истории» - рассказ об учениках вымышленной школы, которые готовятся к поступлению в Оксфорд и Кембридж. Постановка вызвала настолько большой интерес, что показ был продлен и в декабре 2004 года переместилась на большую сцену театра Оливье, где шла до апреля 2005 года. В ноябре 2005 года Национальный театр снова пустил «Любителей истории» в ограниченный прокат в Литтлтоне. В апреле 2006 года спектакль открылся в Бродхерст-театре на Бродвее. В 2005 году Хайтнер получил премию Лоренса Оливье в номинации «Лучший режиссёр», а сама постановка выиграла главную номинацию «Лучшая новая драма». В 2006 году двойной успех был повторен на вручении премий Тони.

    В 2006 году Хайтнер снял по пьесе одноименный фильм, в котором задействовал оригинальный состав своей постановки.

    В 2009 году Хайтнер поставил новую пьесу Ричарда Бина «Англия люди очень хороший» ). Сюжет пьесы строится вокруг 4 волн эмиграции в Великобританию - французских гугенотов, ирландцев, евреев и бангладешцев . Постановка получила большой отклик в прессе - в ней увидели расистские нотки, неуместную тематику и стереотипное представление о беженцах. Обозреватель Evening Standard отметил, что у него «никогда не было более неудобного и неприятного опыта посещения Национального», и недоумевал, как Хайтнер, «интеллигентный и тонко чувствующий, допустил появление этой пьесы в репертуаре». Independent была не столь категорична: пьеса не расистская, просто она не учитывает социальной обстановки на текущий момент. Другие отнеслись к ней более благосклонно, сравнив сатирическое изображение проблемы с политическими карикатурами The Sun.

    Несмотря на такой неоднозначный прием, Хайтнер продолжает работать с Бином. В 2011 году он ставит его пьесу «Один слуга, два господина», которая представляет собой адаптацию комедии дель арте Карло Гольдони «Слуга двух господ». Перенеся действие из Италии в Брайтон, сделав главных героев гангстерами 1960-х годов и пригласив на главную роль комика Джеймса Кордена, Хайтнер создал спектакль, который The Guardian назвал «визуальным и словесным триумфом комедии и одной из самых смешных постановок в истории Национального». Постановка имела огромный успех, после окончания показов в Литтлтон-театре переместилась в Вест-Энд . 15 сентября 2011 года спектакль транслировался в кинотеатрах в проекте «NTLive». 18 апреля 20012 года состоялась премьера в театре Music Box на Бродвее. Хайтнер был номинирован на премию Лоренса Оливье и Тони как лучший режиссер.

    После успеха пьесы «Один слуга, два господина» Хайтнер ставит еще одну пьесу Ричарда Бина. В этот раз основой сюжета стал скандал с незаконной прослушкой телефонов. В мае 2014 года было объявлено, что к репетициям приступили исполнители главных ролей Билли Пайпер и Оливер Крис, а также, что весь состав и постановочная группа подписали соглашение о неразглашении деталей пьесы. Премьера спектакля «Великобритания»  состоялась 30 июня 2014 года в Литтлтон-театре.

    Последней постановкой Николаса Хайтнера на посту художественного руководителя Национального театра стала пьеса «Трудная задача» Тома Стоппарда. Хотя постановка получила смешанные отзывы, было отмечено, что последователям Хайтнера придется постараться, чтобы держать планку на должном уровне.

    После ухода из Национального театра Николас Хайтнер основал собственную «Лондонскую театральную компанию» вместе с Ником Старром, который был исполнительным директором Национального во время руководства Хайтнера. Основной сценой «Лондонской театральной компании» был заявлен театр «»  - новый театр, здание которого только строилось в то время в рамках проекта по благоустройству района вокруг Тауэрского моста. Приоритет в постановках, по словам режиссера, будет отдаваться захватывающим пьесам новых авторов, которые готовы расширять свою деятельность за пределы студийных театров.

    19 апреля 2017 года Хайтнер и Старр объявили репертуар на премьерный сезон театра «Мост». Открылся театр 26 октября 2017 года новой комедией «Молодой Маркс» в постановке Хайтнера с Рори Киннером в заглавные роли и Оливером Крисом в роли Энгельса, а с января 2018 года на этой новой сцене идёт променадная постановка пьесы У.Шекспира «Юлий Цезарь» . В этом спектакле режиссёр, помимо актёров, активно задействовал публику в зале. Зрители находятся практически на одном уровне с актёрами, могут перемещаться по залу, кричать и апплодировать во время действия, изображая таким образом римскую толпу. Обе постановки получили положительные отзывы критиков ведущих британских театральных изданий и были показаны в кинотеатрах в рамках проекта NTLive

    Когда Тревор Нанн объявил, что он покидает главный пост Национального театра, Хайтнер «почувствовал, что на этот раз у него есть уверенность насчет того, куда Национальный театр должен двигаться при новом руководителе». После обсуждения своих идей насчет будущего Национального с председателем совета театра Кристофером Хоггом и Томом Стоппардом, которые включали в себя привлечение новых зрителей и снижение цен на некоторые спектакли, Хайтнер выдвинул свою кандидатуру. Она была утверждена в сентябре 2001 года. Хайтнер принял от Нанна руководство в апреле 2003 года.

    Как руководитель Национального театра Хайтнер не только ставил пьесы в качестве режиссера , но и принимал решения относительно репертуара театра в целом. В одном из интервью Хайтнер поделился: «Что я делаю - я собираю команду, которая будет ставить спектакль и отхожу в сторону, чтобы на более поздней стадии вернуться и посмотреть, как идут дела». Его функции включали в себя не только художественную, но и административную деятельность. «Я не ограничиваюсь только выбором репертуара. Мне кажется, что грамотное распределение ресурсов, непосредственный расход денег - это тоже художественное решение. Я думаю, что к художественным вопросам также относятся и то, что происходит в наших фойе, что происходит снаружи, как здание выглядит вечером, то внимание, что мы уделяем образовательной работе и нашему Интернет-сайту. Все эти вопросы произрастают из художественного руководства».

    Под руководством Хайтнера Национальный театр ввел практику показа премьер по воскресениям, инициировал проект прямых трансляций спектаклей в кинотеатрах «Национальный театр в прямом эфире», а также ввел в действие «сезонную» программу, которая позволяет купить определенные категории билетов по максимально низким ценам. Программа, которую спонсирует Travelex Group, действует в течение определенных периодов времени и предлагает ограниченное количество билетов на любые места по 15 фунтов. «Сезонная» программа снижения цен позволила добиться высочайшей загруженности театра Оливье в летние месяцы  без потери денежных средств. Низкие цены также привлекли молодежь и студентов. Согласно данным статистики одна треть зрителей, пришедших в 2003 году на современную постановку «Генриха V» Хайтнера, до этого никогда не бывали в театре.

    Одно из последних нововведений Хайтнера - NT Future . Это проект по расширению деятельности театра стоимостью 70 млн фунтов, который реализовывался с 2011 по 2014 года. Целями проекта являются более широкое использование здания театра, вложения в благоустройство прилегающей к нему территории Саут-Банка, применение помещений театра для образовательных и интерактивных программ, а также использование самых современных технологий для удовлетворения меняющихся потребностей как актеров, так и зрителей. «NT Future нацелен на то, чтобы открыть Национальный театр еще большему количеству человек, приходят ли они на курсы в наш обучающий центр, следят за работой наших художников за кулисами или просто пришли посидеть в наше новое кафе».

    Уже в 2010 году Хайтнер говорил, что не собирается оставаться в Национальном вечно. «Важно, чтобы кто-то еще пришел и снова встряхнул здесь все». В апреле 2013 года он объявил, что уйдет в отставку в марте 2015 года. Хайтнера сменил на посту художественного руководителя один из его заместителей Руфус Норрис.

  • Фильмография

    Режиссерская карьера
    2018-Юлий Цезарь: Бен Уишоу
    2017-Молодой Маркс
    2015-Леди в фургоне
    2015-Трудная задача (ТВ)
    2013-Отелло
    2012-National Theatre Live: People
    2011-Один слуга два господина
    2010-Гамлет
    2010-Привычка творить искусство
    2006-Любители истории
    2000-Авансцена
    1998-Объект моего восхищения
    1996-Суровое испытание
    1994-Безумие короля Георга

  • Награды

    Каннский кинофестиваль, 1995 год
    Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Безумие короля Георга»)
     
    Берлинский кинофестиваль, 1997 год
    Номинации: Золотой Медведь («Суровое испытание»)
     
    Британская академия, 1996 год
    Победитель: Премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года («Безумие короля Георга»)
    Номинации: Лучший фильм («Безумие короля Георга») Премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре («Безумие короля Георга»)
     

  • По материалам ru.wikipedia.org

Статьи

Статей пока нет, Вы можете быть первым

Новости

Новостей пока нет, Вы можете быть первым

Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать эту персону: