Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Дюнкерк(2017) Кристофер Нолан (Christopher Nolan)

Как Кристофер Нолан сломал все правила постановки голливудских блокбастеров

Статья

Всякий режиссер, желающий снять успешный блокбастер, должен найти свою фишку, сделать что-то неожиданное. Проще говоря, изменить устоявшиеся правила. Но этот путь довольно рискованный, спросите у Дени Вильнева, который, после провала в прокате «Бегущего по лезвию 2049», решил дорогое умное кино больше не снимать.

Иначе обстоят дела у Кристофера Нолана, который всегда успешно экспериментировал, начиная с игр со временем в малобюджетном «Помни», а затем с пространством в «Начале». Студия WarnerBros и не думает вмешиваться в работу режиссера, продюсеры уверены, что его кино, каким бы радикальным оно не было, найдет свою аудиторию.

В случае с «Дюнкерком» Нолан пришел на студию с 76-страничным сценарием, в котором почти не было диалогов, и потребовал бюджет как для крупного блокбастера. При этом, добавил, что он понятия не имеет, сколько фильм будет длиться. Режиссеру пришлось долго объяснять продюсерам, что собственно он собирается снимать: «Когда ты хочешь сделать что-то настолько отличающееся от всего остального, ты должен прояснить людям каждую деталь своего проекта, чтобы не оставалось ничего, что могло бы быть непонятным. Так у тебя будет гораздо больше шансов, что ты зацепишь зрителя».

Постановщик уверен, что кино должно вести аудиторию туда, куда она даже не знает, что хочет попасть: «Я – аудитория, мы все – аудитория. Я не верю людям, которые говорят об аудитории «они», отделяет себя от массы. Мы платим, чтобы испытать какие-то определенные эмоции от просмотра фильма, но какие именно – еще не знаем. Мы хотим, чтобы нас удивили. Думаю, киноиндустрия в большой опасности, потому что кинематографисты забыли об этом, зрителю дают то, что он видел уже много раз, пытаются все разжевать. Я как режиссер чувствую свою ответственность перед аудиторией показать ей что-то, чего они еще не видели».

«Дюнкерк» нарушил множество шаблонов, но, тем не менее, заработал по всему миру более 526 $ миллионов и удостоился трех статуэток «Оскара». Мы предлагаем вам взглянуть каким образом Нолан сумел пренебречь устоявшимися правилами Голливуда.

1. Не манипулировать зрителем

Кристофер Нолан всю свою карьеру сражается со студиями за свои сценарии. «Это всегда была проблема для меня, начиная с «Помни». Люди, которые читают сценарии, читают только диалоги. Они не смотрят на декорации и вообще не понимают, что происходит в фильме», - говорит режиссер.

История «Дюнкерка» Нолану, как гражданину Англии, была известна с самого детства. Режиссер желал найти способ рассказать ее без чрезмерной сентиментальности и театральности, поскольку это все происходило на самом деле: «Впервые я рассказывал реальную историю о жизни и смерти подлинных людей. Я чувствовал огромную ответственность найти правильный подход».

Вскоре Нолану пришла идея показать события «Дюнкерка» через «субъективный опыт» ее участников: «Взглянув на все аспекты истории, которые я хотел бы показать в фильме, я осознал, что окончательный хронометраж превысит все допустимые нормы. Мне же хотелось дать зрителю разные точки зрения на события, чтобы показать их масштаб. Но при этом рассказать и о самих участниках».

Воздух, море и сушу Нолан показывает параллельно друг другу, но по времени они сильно отличаются. Полет самолета, пилота которого сыграл Том Харди, занимает всего час, спасательная миссия капитана крохотной лодки – день, а основные события на пляже – неделю. По словам постановщика, работа над сюжетной композицией «Дюнкерка» была самой сложной для него со времен «Помни». Прежде всего, потому что режиссер не работал до этого с таким масштабным жанром, как военная драма.

Аудитория привыкла видеть в военном фильме большое количество экшна. Но Нолан придумал показать множество событий через «туман войны»: «Зрители уже знакомы с привычными звуками и видами военного жанра, и я использовал их, что помочь им ориентироваться в композиции фильма, при этом, не показывая и не объясняя всего напрямую. Кроме того, считается, что историю нужно рассказывать через диалоги, чтобы раскрыть персонажей и заставить аудиторию симпатизировать им. Я уверен, что есть и другие способы».

Прибытие спасательных кораблей Нолан не обыгрывает в духе Спилберга, он старается избежать лишней сентиментальности и не манипулировать эмоциями зрителей: «События Дюнкерка сами по себе сильны эмоционально. Поэтому мне хотелось сделать эту историю как можно более объективной, чтобы зритель верил в происходящее и поэтому сочувствовал героям. Мне не хотелось манипулировать эмоциями аудитории, сама история порождает эмоции, вот в чем дело».

2. Молодые и неизвестные английские актеры в главной роли

«Любая студия тут же готова отказаться от фильма, если в нем нет ни единого американца. Продюсерам это действительно кажется очень радикальным и беспрецедентным, снимать кино только с английскими актерами. Пришлось доказывать, что это работало раньше и может сработать сейчас», - говорит Нолан.

Режиссер специально набирал неизвестных молодых артистов от 18 до 20 лет, ему было принципиально важно, чтобы восемнадцатилетних не играли те, кому за тридцать. С другой стороны на роли более опытных солдат Нолан взял маститых актеров Тома Харди, Кеннета Брану и Марка Райленса: «Мне хотелось, чтобы они передавали аудитории чувство авторитета, все-таки они офицеры».

3. Взять большую кинозвезду и прятать его лицо на протяжении всего фильма

Пилоты истребителей были офицерами, поэтому взять актеров постарше было логично: «В моей голове сразу возникла кандидатура Тома Харди. Он один из немногих актеров, что я знаю, способных передать внутренний конфликт персонажа одними глазами. И вообще, это очень забавно взять популярного актера в свой фильм и закрыть ему лицо вплоть до финала. Том тоже был в восторге, он не боится пробовать что-то новое».

4. Использовать все возможности широкоэкранной съемки

Кристофер Нолан был первым режиссером, кто стал снимать на пленочные IMAX-камеры для большой студии. Впервые он использовал новые технологии в «Темном рыцаре», затем в «Интерстелларе». В «Дюнкерке» пришлось много экспериментировать, чтобы добиться нужного эффекта при съемках на воде и в воздухе. Вместе с оператором Хойте Ван Хойтема они нашли способ поместить камеры со специальными широкоэкранными линзами в кабине пилота и соорудили огромные краны для морских съемок с катамарана. У них ушло несколько месяцев для того чтобы добиться желаемых результатов и использовать все технические возможности современного кино.

5. Придерживаться классики

Английские истребители в «Дюнкерке» пришлось сооружать из румынских образцов похожего размера и формы. Самолеты были оснащены двумя сидениями, позади сидел настоящий пилот, управляющий аппаратом в воздухе, а спереди актер. Поэтому воздушные съемки снимались без применения компьютерной графики, это были настоящие истребители времен Второй мировой войны с актерами на борту. «Ничего подобного до этого никто не делал», - сообщил Нолан.

Несмотря на стремление во всем передать достоверность, съемочная группа прибегла к старому методы обрисовать задники позади декораций. Были нарисованы люди на оградах, несколько грузовиков и лодок. Однако заметить фикцию практически невозможно из-за оптических особенностей широкоэкранных камер. Зато такой устаревший способ помог увеличить перспективу картинки, создать впечатление живого пространства.

Кроме того Нолан обожает снимать на пленку и придерживается старых методов обработки негативов. Для проявки отснятого материала «Дюнкерка» режиссер и оператор использовали фотохимикаты в специальной лаборатории. Монтаж происходил по тем же классическим принципам склейки, то есть практически вручную.

6. Саундтрек фильма должен быть непрерывным

Кристофер Нолан трепетно относится к немым фильмам, по его словам, он обращается к классике, в поисках «обновления». Однако, по мнению режиссера, кино хоть и визуальное в своей основе искусство, музыка и звук всегда были неотъемлемой его частью.

Нередко фильмы Нолана критикуют за его необычные звуковые ходы ( например, бормотание Бэйна в «Темный рыцарь: Возрождение легенды»). Однако режиссер уверен, что следует преодолеть «удивительный консерватизм Голливуда по поводу звука». По его мнению, это как раз та область, где нужно брать на себя риски и пробовать что-то новое, несмотря на то, что зрители могут не сразу понять тебя.

Во время озвучивания «Помни» Нолан пытался убедить продюсеров, что необходимо делать паузы в саундтреке, оставить несколько секунд для полной тишины. Однако те долго сопротивлялись: «Вы не можете делать это в студийном фильме, зритель подумает, что проектор сломался».

Нолан уверен, что устоявшиеся правила, на которых основываются современные студийные фильмы, необходимо преодолевать: «Важно выходить за рамки представлений аудитории, это касается и звукового сопровождения. Зрители настолько привыкли к тщательно выглаженным студийным звукам и саундтрекам, что нечто иное готово просто сбить их столку. Этого я и добиваюсь. Что-то подобное мы делали и в «Интерстелларе» со звуками космоса, звучавшими очень сыро и грубо. Но мы не хотели делать традиционную фантастику, также и в «Дюнкерке», мы искали новые способы передачи событий, впечатлений от них через звук».

Для «Дюнкерка» Ханс Циммер записал один непрерывный саундтрек, длящийся все 100 минут. Звукорежиссеры накладывали уже поверх музыки звуки моторов, шаги, дыхание солдат. По словам Нолана, никто до этого не монтировал звук и изображение таким образом, и вряд ли кто-нибудь решиться, поскольку при малейшей поправке, необходимо записывать все заново.

«Ранее в своих фильмах я хотел добиться с помощью звука ощущение движения по спирали. Это даже было прописано в сценарии, каждой сцене картины отводилась своя часть звукового сопровождения. Однако в случае с «Дюнкерком» сюжет всегда находится на самом пике, и музыка это постоянно подчеркивает. Поэтому, было принято решение сделать фильм короче, иначе смотреть было бы очень утомительно», - сообщил Нолан.

«Дюнкерк» демонстрирует с каким перфекционизмом и жаждой раздвинуть старые границы подходит к созданию кино Кристофер Нолан. До него никто не осмеливался снимать «летний блокбастер» о войне практически без диалогов, с неизвестными актерами на первом плане, а главное, освещая не героические победы, но отступление и фактическое поражение. И как оказалось, это сработали как с творческой, так и с коммерческой стороны.

C. Nolan's DUNKIRK - From Archives To Movie from Titouan Ropert on Vimeo.

Автор: Кирилл Горячок


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Дюнкерк(2017) Кристофер Нолан (Christopher Nolan)