Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Две королевы(2018)

Рецензия на фильм Две королевы (2018)

Женские страсти: историческая драма с Марго Робби в образе Елизаветы I

Исторические драмы всегда так или иначе отражали время, в котором были сняты. Достаточно сравнить разные экранизации Робина Гуда или легенд о Короле Артуре, чтобы в этом убедиться. Но сегодня все чаще сюжеты прошлого в кино используются лишь для отражения актуальной повестки, проще говоря, конъюнктуры. И «Две королевы», хотя и обещали по трейлерам динамичную историю соперничества двух эксцентричных королев, на деле оказались душноватым фильмом о волевых женщинах и слабых мужчинах.

Впрочем, сама история Англии изобилует женскими образами, которые в разы интереснее многих мужчин. «Две королевы» повествует именно о таких: Марии Стюарт (Сирша Ронан) и Елизавете I (Марго Робби). На дворе XVI век, время религиозных войн между католиками и протестантами. Вдовствующая Мария Стюарт, которой всего 18 лет, возвращается на родину в Шотландию, где ее ждет целый ворох проблем. Но заботит девушку только одно – королева Англии Елизавета властвует на престоле вопреки законам Римской церкви, поэтому, с помощью хитроумных придворных интриг, Мария могла бы занять ее место. Угроза переворота не дает спокойно жить Елизавете, она ищет способ расправиться с конкуренткой.

Конфликт Марии и Елизаветы – захватывающий сюжет сам по себе, не раз служивший основой для художественной литературы. Как ни странно, постановщица «Двух королев» дебютантка Джози Рурк сумела превратить его в довольно заурядное зрелище, в котором ничего кроме красочных пейзажей и цветастых костюмов заинтриговать не способно. Хотя в распоряжении у нее были две такие яркие актрисы как Марго Робби и Сирша Ронан (обе, кстати, боролись за «Оскар» в прошлом году).

Начнем с того, что уже чисто с точки зрения истории все происходящее в «Двух королевах» - вымысел, нарочно подведенный под актуальный феминистский дискурс нынешнего Голливуда. Ничего плохого в сильных женщинах на экране нет, и можно назвать десятки примеров, когда даже не задумываешься о конъюнктуре во время просмотра, так все хорошо сделано. Но в «Двух королевах» все это буквально бьет по лбу зрителя: женщины превосходствуют над сплошь отвратительными мужчинами, и только те из них, что нетрадиционной ориентации имеют право на существование и сочувствие. Такой плакатный подход очень сильно портит впечатление от и без того монотонного и безликого фильма, где динамику и напряжение, которые должны были бы создаваться при помощи закулисной игры престолов, заменили пустые диалоги и длинные проходы по живописным дворцам и полям.

Впрочем, проходы героинь действительно показаны красиво, «Две королевы» стоит посмотреть хотя бы по причине чисто эстетической, поскольку передано то время хоть и не всегда достоверно, но довольно выразительно. Правда, иногда, по-видимому, для экономии средств, сцены нарочито затемняют, что придает происходящему специфической атмосферы, но одновременно и скрывает декорации и костюмы, ради которых, в том числе, и смотрят историческое кино. Зато Марго Робби ожидаемо отлично сыграла озлобленную стерву Елизавету, ее прекрасно загримировали и местами она выглядит прямо устрашающе. Харизмы актрисе, конечно, не занимать. Но все-таки, главной героиней здесь выступает Мария Стюарт в исполнении молодой, но уже весьма знаменитой Сирши Ронан («Леди Берд»). Стоит признать, что ей куда больше идут роли романтичных школьниц, которым поскорее нужно повзрослеть, а не столь сложных и противоречивых героинь, как королева Шотландии. Ронан старается показать ее железный характер, но удается ей это не всегда убедительно.

Но хуже всего то, что хорошим актрисам не прописали в сценарии хоть сколько-нибудь интересные и объемные роли. Шекспировскими страстями тут и не пахнет, Мария и Елизавета ничего не переживают внутри, их конфликт разворачивается чисто внешне, проще говоря, искусственно. Да и поверить в то, что на экране женщины прямиком из XVI века невозможно – они и ведут себя несвойственно, да и проблемы их гложут современные: права женщин, патриархат, толерантность. Впрочем, иллюзия достоверности пропадает с самого начала, когда видишь в числе придворных английской короны людей с черным цветом кожи. От прямолинейного посыла «Двух королев» можно было бы абстрагироваться, если только основной сюжет не был таким пустым. Со школьной скамьи всем известно, как кончит Мария Стюарт, но никакого сожаления на ее счет в данной картине не возникает.

Хуже обстоят дела со вторым планом, персонажи которого совсем функциональны, как, например, протестантский священник, призванный лишь показать, что религия – опиум для народа. Придворные мужи, ровно как и чернь, все как на подбор одинаковые и выделить некого, хотя среди них и маячат Гай Пирс и Дэвид Теннант.

Потенциально «Две королевы» могли стать образцовым кино о двух женщинах, чьи судьбы распорядились вручить им непосильную ношу власти в поворотное для истории Англии время. Кроме того, героический и одновременно трагический образ Марии Стюарт настолько глубже и интереснее в реальности, насколько беззубо и схематично он показан в картине. Жаль потраченных ни на что усилий хороших актрис. Если интересует описываемая эпоха лучше пересмотреть «Елизавету» с Кейт Бланшетт.

Оценка: 6 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Две королевы(2018)